На фоне кризиса

- Сегодня в России наблюдается падение объемов автомобильного рынка. Как это сказывается на работе с компонентами для ОЕ-поставок и запчастями для вторичного рынка? 

- Конечно, ситуация на автомобильном рынке отражается на нашей работе. В принципе в обоих сегментах, и original equipment (ОЕ), и aftermarket (AМ), мы следуем тенденции рынка с той или иной скоростью. 

Если объемы производства автомобилей падают, то и поставки компонентов для них соответствующим образом будут уменьшаться, это очевидно. 

На aftermarket это тоже влияет. Во-первых, это экономическая ситуация - идет сокращение объемов рынка. Во-вторых, происходит смещение пластов разных ценовых сегментов - я имею в виду переход потребителей из одних ценовых сегментов в другие. В-третьих, со стратегической точки зрения чем меньше сегодня производится и импортируется автомобилей, тем меньше будет наша база со временем, через два-три года, когда эти машины уйдут из официального сервиса.

- Но в кризис люди в принципе готовы меньше тратить на содержание автомобиля…

- И это как раз и есть второй пункт. Идет смещение пластов: из дорогих ценовых сегментов люди переходят в средние, из средних - в нижние. Это движение уже происходит. Но у нас, производителя запчастей для вторичного рынка, не такие острые пики, как у поставщиков на конвейер, потому что над АМ есть более высокий сегмент - дилерские запчасти. Так что даже в наш верхний ценовой сегмент есть откуда "спускаться"!

- Тем не менее в выигрышном положении оказываются те компании, которые могут предложить запчасти в широком ценовом диапазоне. 

- По большинству продуктов мы работаем в высоком и среднем ценовых сегментах, за исключением нескольких. Например, если взять свечи зажигания, то мы находимся в достаточно уникальной ситуации: у нас есть продукция высокого ценового сегмента, среднего и низкого. У нас есть бюджетные предложения - не за счет качества, а благодаря локализации производства. Мы остались единственным производителем свечей зажигания в России. Мы делаем не только Bosch, но и выпускаем продукт под маркой "ЭЗ" - это свечи, предназначенные для бюджетных автомобилей. Мы достаточно неплохо чувствуем себя в этом сегменте, несмотря на то что объем рынка свечей сам по себе сокращается: автомобили становятся "моложе", электрика - лучше, качество бензина растет, соответственно увеличивается продолжительность "жизни" свечи. 

Разницы никакой

- Периодически приходится сталкиваться с мнением, что для Запада выпускаются запчасти одного качества, а для российского и белорусского рынка, как для стран третьего мира, - другого… 

- Я работаю в Bosch двадцать с лишним лет и этот вопрос слышу постоянно. Такого нет. Наша система не предназначена для разделения на те или другие рынки, детали не имеют какого-то особого индекса, который позволял бы отправлять одни товары в Россию, а другие - в Германию. Вот есть 13-значный номер - три последние цифры показывают страну производства. 

Наш Глобальный центр дистрибуции расположен в городе Карлсруе, куда приходят запчасти со всех заводов: из Германии, России, Китая и так далее. И у нас есть принцип, который называется first in first out (FIFO): кто первый разместил заказ, тот первый его и получит.

Есть лишь один нюанс, связанный с саратовским заводом, который производит не только свечи "ЭЗ", но и Bosch. Те свечи, которые предназначены для нашего рынка, мы берем с завода напрямую на наш склад. И тому есть объяснение: если действовать по стандартной логистической цепочке, этот товар должен пойти в Карлсруе, а затем обратно. Но в этом случае за товар с надписью "сделано в России" придется заплатить 15 процентов пошлины, что, согласитесь, не совсем логично. 

Гаражник тоже наш клиент!

- Давайте теперь поговорим о белорусском рынке и его специфике…

- С экономической точки зрения он подвержен тем же тенденциям, что и российский, может быть, даже в более тяжелой форме. Валютные запасы страны меньше, мы видим, что происходит с "двойным" НДС, помним сложности с покупкой валюты в конце прошлого - начале этого года. Но надо отдать должное: белорусский рынок прекрасно сконструирован под Bosch. Ваш целевой автопарк в основном состоит из подержанных европейских автомобилей, где мы занимаем большую долю в производстве. Беларусь - компактная страна, соответственно логистика и дистрибуция развиваются исходя из этого. Многие компании не имеют филиалов, а просто улучшают логистику и достаточно быстро довозят свой товар до любого города. 

- Но при этом многие автомобили обслуживаются у "гаражников"!

- Это тоже наш клиент. Современный автомобиль, необязательно новый или двухлетний, пусть даже пятилетний, оснащен системой впрыска, электронными модулями. Туда не залезешь с ключом и отверткой. Даже если ты "гаражник", тебе все равно нужен прибор. Можно выбирать между стоимостью и функциональностью - у нас есть целая гамма оборудования, которая удовлетворяет потребности станций и мастеров от минимума до максимума. 

Этому "гаражнику" нужно обучение? По-хорошему нужно, и мы это даем. Наш пакет направлен не на VIP-покупателя или станцию, отнюдь. Да, мы предъявляем к "Бош Авто Сервисам" особые требования, но это потому, что они носят наше имя и должны работать по определенным стандартам. 

Мы адаптируем нашу гамму запчастей и диагностики к тому, что сегодня требуется на рынке, и предлагаем соответствующее решение. Это не просто запчасти и оборудование. Мы предоставляем услугу горячей линии - наши инженеры отвечают на все возникающие вопросы, и обучение. 

Таковы тенденции рынка. Современный автомобиль все больше становится гаджетом. И я не исключаю, что лет через 10-20 автомобиль действительно сможет ездить автономно, им можно будет управлять со смартфона. Механик не сможет отремонтировать такой автомобиль самостоятельно только при помощи механического инструмента. Он должен будет воспользоваться чем-то, что ему поможет. Важно, чтобы он получил решение. И мы его даем, предоставляя запчасти, оборудование, техническую документацию и сервисы.

Цена и результат

- Рядовой белорусский автомобилист, прочитав это интервью, скажет: все это хорошо, но чинить автомобиль "по-бошевски", соблюдая все технологии и меняя те или иные узлы, слишком дорого! 

- Позволю с вами не согласиться. Я приведу один простой пример. Сегодня существует продажа запчастей с "разборки", от этого никуда не денешься. Но это, по сути, русская рулетка: вот ты купил недорого подержанную деталь, поставил, а через 100 или 200 километров она может выйти из строя…

Да, наши стандарты требуют замены определенных запчастей с соблюдением технологии на некоторых достаточно сложных узлах, например, на Common Rail. Да, вы можете что-то не заменить, но тогда и работать это устройство будет не так, как нужно, в то время как мы стремимся к тому, чтобы отремонтированный нами узел работал как новый.

- "Как новым" может быть и восстановленный узел. У Bosch есть программа восстановления деталей, которая в нашем регионе, увы, до сих пор не работает. Как продвигаются дела в этом направлении?

- К сожалению, наше законодательство, причем всех четырех стран (России, Беларуси, Украины и Казахстана), не позволяет легко работать с восстановленными изделиями. Суть программы заключается в том, что мы забираем старый узел (кор), если он в соответствующем виде и не поврежден, отправляем на завод, где из него делают практически новую деталь. Так вот, этот старый узел у автомобилиста должна купить, скажем, СТО, которая затем продаст его нам, а мы должны вывезти его из страны и продать на завод, так как не можем просто отдать на производство, как это делается в Европе. Ну и затем обратно в соответствующей последовательности. Вот эта вся цепочка финансово зависима, здесь есть свои сложности.

- Но ведь в Украине, в Краковце, действует завод по восстановлению автомобильных узлов!

- Эта проблема решена не для нашего региона. Для нас завод в Краковце такая же таможенная территория, как завод где-нибудь в Европе. И он предназначен для глобальной, а не региональной работы. Кроме того, есть еще один нюанс. Когда собираешь корпуса старых генераторов или стартеров, это необязательно должна быть продукция Bosch. Это могут быть изделия других производителей. Так вот, чтобы вывезти их с территории Таможенного союза, мы должны получить разрешение у владельца бренда, потому что закон о параллельном импорте работает в обе стороны. 

- Кстати об этом законе. Вы не опасаетесь конкуренции со стороны "серых" импортеров, когда будет разрешено заниматься поставками запчастей Bosch "мимо" вашего представительства?

- Мы не боимся "серого" импорта. При одном важном условии: товар должен завозиться честно. Потому что проблемы параллельного импорта - это подделки и поставки в обход таможенного и налогового законодательства. Уберем розовые очки с глаз: "серые" импортеры завозят продукцию с занижением инвойса, различными путями и по разным схемам. Если товар завозится честно, мы не против. Но этого не будет, потому что наша цена в регионе и на рынка такова, что "серым" импортерам невыгодно завозить запчасти, оплачивая все таможенные сборы и налоги. В этом случае они просто не смогут конкурировать с нами по стоимости. 

Беседовал Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и компании Bosch 
ABW.BY