Известная пословица гласит: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Поэтому к продаже машины через срочный выкуп мы сразу отнеслись скептически – кто станет продавать технически исправный автомобиль по откровенно низкой для него цене? Но обилие заманчивых обещаний "оплатить до 97% стоимости авто" все же сделало свое дело: коль есть предложение, значит, есть и спрос. К тому же предложение быстро избавиться от автомобиля может быть популярно в этом году среди владельцев нескольких транспортных средств, которые не могут быстро продать авто и не желают платить налог.

Что нам предлагали по телефону?

Мы взяли автомобиль и обратились в несколько фирм для его оценки. По легенде владельцу предложили купить другую машину по хорошей цене, поэтому он должен продать старую максимально быстро и дорого.

В качестве "подопытного" выступит Ford Fusion 2006 г.в. с механической коробкой передач и дизельным двигателем 1.4. Пробег – 204.400 км. Машина была ввезена в 2011 году из Франции, нынешний хозяин владеет ею около 5 лет. Из опций – передние электрические стеклоподъемники, противотуманные фары, кондиционер, подогрев заднего стекла, есть рейлинги на крыше и комплект литых дисков с летними шинами.

Машина ежедневно используется как "рабочая лошадка" – владелец ездит на ней на работу, периодически перевозит инструменты и стройматериалы. Поэтому по состоянию много нюансов: царапины на ЛКП, после незначительной аварии требует замены задний бампер, не все идеально спереди, "звездочка" на лобовом стекле с пассажирской стороны, "потеют" задние фонари. Кроме того, у машины есть незаметная без толщиномера и специальных знаний особенность: в прошлом она пережила сильный удар в заднюю часть, которую спилили, а вместо нее вварили целую. Об этом нынешний хозяин узнал уже после покупки авто.

В интернете мы нашли всего одно объявление о продаже дизельного автомобиля, равного нашему по возрасту, но с двигателем 1.6. Фото и описания в объявлении не было, указано только наличие подогрева лобового стекла, а также подозрительно малый для такой машины пробег 30.000 км. Авто продают за 6489$.

Еще один автомобиль 2010 года с пробегом 204.000 км также предлагают за 6500$. Из дополнительных опций в объявлении говорится о наличии боковых передних, задних и оконных подушек безопасности, системы контроля за полосой движения, системы контроля "слепых" зон, а также подогрева сидений.

Исходя из этой информации, мы сошлись на ценнике 5000$.

По телефону в четырех компаниях после краткого описания автомобиля предложили диапазон цен 4000-4500$. "Это максимальные значения, окончательную стоимость скажем после осмотра", – сказали нам.

В еще одной фирме ценовую планку опустили: "До 4000 долларов она нам интересна, но надо смотреть состояние вживую".

Мы прикинули, что после осмотра цена может только снизиться, поэтому, скорее всего, здесь за нашу машину не дадут больше 3500$.

"Мы делаем так же, как и вы. Оценить машину по телефону мы не можем, а чтобы ехать к вам, надо понять целесообразность поездки, – сказали в еще одной компании. – Мне кажется, цена этих машин начинается, наверное, от 2000-3000 долларов в интернете. Поэтому, если вы хотите 5000, по цене мы с вами не сойдемся"

В целом, так как мы не стали описывать подробно все существующие нюансы по телефону, максимальная стоимость подобного авто в практически идеальном состоянии может составить 4500 рублей.

Что предложили после осмотра?

В первое место на оценку мы приехали на машине самостоятельно. Это оказалась стоянка, где продавались автомобили с пробегом. Осматривал автомобиль специалист лет 35-ти в одиночку, задал 3-4 вопроса владельцу о состоянии авто и из серии "сколько ездите". Проверка кузова была чисто визуальной, без использования приборов, состояние двигателя проверялось также визуально и резким нажатием на педаль "газа". Всего осмотр занял около 10 минут, еще на 5 минут человек ушел в киоск для расчета окончательной цены.

– Вы сами видите, что нам потребуется заменить задний бампер, спереди придется регулировать зазоры, а еще я вижу, что нужно варить правый порог. Судя по всему, двигатель коптит. Поэтому за 4000 долларов мы его заберем. Больше не дадим, вы сами понимаете, нам его нужно привести в порядок и продать. Оформление официальное, через договор купли-продажи, зарегистрированный в ГАИ. Расчет может быть как наличным, так и безналичным.

Мы обещали подумать и отправились на еще одну площадку, которая находится неподалеку. Там машина также осматривалась работником в одиночку исключительно визуально – толщиномер в компании имеется, но, как сказал мужчина, он одолжил его человеку.

– Запчасти на эту машину "золотые", – с ходу заявил нам сотрудник, – а нюансов по машине хватает. И крыло, и бампер передний и задний, фары, решетка сломана. И резина у вас не соответствует заводской – должна быть 195 на 60, а у вас стоит 195 на 65. Если 4000 долларов вам кто-то предложит – отдавайте. Мы можем взять за 3500.

Из следующей фирмы к владельцу приехали двое мужчин, когда уже стемнело, поэтому осмотр проходил при свете фонариков. Мужчины поинтересовались количеством ключей, наличием литых дисков, задали несколько вопросов по состоянию и истории некоторых повреждений. Вся процедура заняла не больше 7 минут.

– Лобовик, два бампера, крыло, фары... Максимум 3700 долларов можем предложить, – был их вердикт.

Из компании, где нам обещали за машину до 4500$, человек приехал на следующий день. Взглянув на машину чисто внешне, сразу предупредил: заплатим не больше 3700$, и если мы готовы разговаривать дальше, то можно осмотреть машину более детально. Мы от детального осмотра отказались.

– Я приехал, потому что подумал: вдруг она окажется вся в оригинале, тем более дизель – таких машин мало. Сейчас вообще стало мало качественных заявок, все предлагают машины по рыночным ценам, что для нас не интересно. Есть, конечно, люди, которым надо срочно продать машину, или те, кто не хочет заниматься продажей. Но пока работы у нас не хватает, – сказал мужчина.

Самому тщательному осмотру машина была подвергнута в одном из крупных автосалонов, который тоже занимается срочным выкупом. Первоначально по телефону нам озвучили примерную максимальную стоимость, которую компания готова заплатить за наш автомобиль, если он будет в состоянии, близком к идеальному: 4300-4500$. После этого пригласили на осмотр.

Процедура оценки продлилась больше часа. За это время кроме визуального осмотра машину посмотрели на эстакаде, оценили состояние кузова толщиномером, а также сотрудник вместе с хозяином проехал на автомобиле квартал, чтобы оценить состояние ходовой и тормозов. Кроме очевидных нюансов при проверке толщиномером возникло подозрение о наличии вварки, было определено, какие элементы красились, в нескольких местах обнаружилась шпаклевка. После осмотра пришлось некоторое время подождать, чтобы сотрудники обсудили окончательную сумму, которую компания готова заплатить за машину. Окончательная цена автомобиля, если мы все же решим отдать его компании, – 3300$.

– Снизили стоимость и нюансы по кузову – перекрашенные элементы: капот, крылья, дверь, а также наличие шпаклевки, влага в фарах, состояние бамперов. Определяющим фактором, который повлиял на наше окончательное решение по цене, оказалось наличие вварки. Если бы ее не было, мы предложили бы за ваш автомобиль 3800-4000 долларов, – отметил специалист.

"Чаще срочным выкупом пользуются люди в экстренных ситуациях"

Мы обратились в автосалон "Автодом" с вопросами о том, как часто белорусы пользуются услугой срочного выкупа автомобилей и стоит ли готовить машину, чтобы продать ее дороже.

– Чаще всего к нам на срочный выкуп привозят машины, когда у владельца случилось что-то экстренное и срочно требуются деньги. Это могут быть проблемы в бизнесе, со здоровьем, переезд в другую страну, другие непредвиденные ситуации. Но приезжают и клиенты, которые просто не хотят заниматься продажей автомобиля. Еще одна ситуация – человек ездит на машине, присматривая новую, и тут появляется хороший вариант. Чтобы не упустить подходящую машину, он прибегает к срочному выкупу, – пояснил специалист по продажам автомобилей Денис Акудович.

В автосалоне есть ограничение по году выпуска – компания не рассматривает для выкупа авто старше 2000 года. Кроме того, не будут выкупать коммерческий транспорт и авто не на ходу и в аварийном состоянии, так как здесь не занимаются ремонтом и восстановлением автомобилей.

Выкуп происходит следующим образом: по телефону у клиента уточняют данные транспортного средства, его состояние и, отталкиваясь от уровня цен на эти автомобили в Беларуси и России, предлагают максимальную стоимость, за которую фирма готова будет выкупить машину. Помимо сайтов с объявлениями компания ссылается на свою внутреннюю CRM-систему, которая помогает понять с точностью до 3%, за какую стоимость эту машину можно будет впоследствии продать. Окончательная сумма может быть названа только после осмотра и согласования с начальником отдела. Если она устраивает клиента, с ним заключают договор купли-продажи, который регистрируется в ГАИ. Таким образом, клиент может быть уверен, что проблем с этим автомобилем впоследствии у него не возникнет.

– В зависимости от состояния авто сумма, которую мы называем по телефону, может отличаться от итоговой значительно или минимально, – объясняет Денис Акудович. – На моей памяти только один раз мы заплатили за автомобиль ту стоимость, которую назвали первоначально, потому что он был практически в идеальном состоянии. И помню другой случай, когда мы договорились на осмотр, назвав цену 3000 долларов. Но машина внешне была в откровенно плохом состоянии, у нее прямо на парковке текло масло, она была плохо окрашена, с кривыми зазорами, в шпаклевке, с "убитым" салоном. Такие машины мы можем отказаться брать либо предложить за них символические 400-500 долларов...

На стоимость влияют все выявленные в ходе осмотра неисправности, но одним из важнейших моментов, который скажется на итоговой цене, является состояние кузова. Идеально, если он не крашен вообще. Окраска может повлиять на стоимость, но хуже наличие шпаклевки. В целом чем больше и серьезнее неисправность, тем больше она повлияет на стоимость.

– Особенно плохо, если шпатлевалась крыша или капот. Капот – термонагруженный элемент, который от перепадов температур со временем потрескается. Крышу красят редко, а если она покрашена, нужно понимать, по каким причинам, – отметили сотрудники салона.

Мы поинтересовались, поможет ли предпродажная подготовка повысить итоговую стоимость автомобиля.

– Вы можете вложиться в ремонт и в наведение порядка, потратить предположительно 1000 долларов, но в большинстве случаев при срочной продаже вы не отобьёте свои вложения. Конечно, машина будет выглядеть лучше, при выкупе мы дадим за нее несколько больше, но сумма не превысит ту цену, которую вы заплатите за ремонт или окраску. Ремонтировать машину плохо и дешево мы тоже не рекомендуем, так как некачественно выполненные работы, как правило, заметны. Поэтому положительно на стоимости при выкупе они, скорее всего, не отразятся, а продать такую машину нам в некоторых случаях даже сложнее, чем машину с нюансами.

Наш вердикт

Если учесть минимальные затраты времени на продажу автомобиля и удобство, когда покупатель приезжает прямо к вам домой в удобное для вас время, услугу срочного выкупа можно рассматривать как хороший вариант для ленивых. Хотя совсем беспроблемным этот способ не назовешь: чтобы найти наиболее щедрое предложение, все же придется посидеть на телефоне. Большой в нынешних условиях плюс – во всех компаниях, в которые мы звонили, автомобиль предлагали продать по договору купли-продажи в ГАИ, то есть клиенты могут быть уверены, что проблем с налогами и штрафами не будет.

Что касается Ford Fusion, то с учетом особенностей услуги и нюансов автомобиля мы посчитали предложенные за него суммы справедливыми.

Срочный выкуп машин в базе Автобизнеса