1959. Project 900

Первые действительно необычные концепты Renault начала строить в 1957-м – тогда миру показали странный Project 600. Это была машина задом наперед – таким способом французы хотели создать как можно больше пространства для водителя и пассажиров в салоне, причем с особым комфортом. В целом это был проект на тему такси будущего, просторного и мощного.

Project 900 – продолжение этой идеи. В салоне помещались шесть человек (посадочная формула 3+3), а двигал необычную машину мотор V8 (составленный из двух четырехцилиндровых, кстати), расположенный сзади, в "багажнике". Правда, именно попытка найти место как мотору, так и багажному отсеку заставила французов сделать несколько вариантов "Проекта 900". Как ни двигали V8 туда-сюда, создать действительно вместительный багажник не получалось, поэтому Project 900 тихонечко ушел в историю, а странную компоновку забросили в чулан для сумасшедших идей.

1959. Caravelle/Floride

Этот кабриолет пошел в серию и даже боролся на североамериканском рынке с Volkswagen Karmann-Ghia. А вот с историей создания машины связан забавный вираж судьбы. Французы заказали дизайн машины у Ghia, и итальянцы даже выполнили работу, но результат тихонько "сплавили" дочерней студии, поскольку у основной компании был контракт с Volkswagen. Дизайн с шильдиком Ghia у прямых конкурентов – это, согласитесь, было бы нагло.

Модель выпускалась и как кабриолет, и как купе, а название зависело от рынка: Caravelle для США, Floride для остального мира. За 9 лет на конвейере машины оснащали тремя разными двигателями, но каждый из них не превышал литр по объему. Модель пользовалась успехом в Штатах, но немцы задавили "тиражом". С учетом рестайлинговых версий Caravelle/Floride выпустили меньше, чем первое поколение Karmann-Ghia, – чуть больше 117 тысяч экземпляров против 487 тысяч.

1971. Rodeo 4/6

Эта модель появилась на свет благодаря не столько Renault, сколько маленькой фирме ACL – именно ей было поручено создать конкурента Citroёn Mehari. Получился пляжный джип, который за пару минут избавлялся от брезентового верха, продувался всеми ветрами, а седоки оказывались открыты солнцу.

Первую версию (Rodeo 4) начали выпускать в 1971 году, вторую (Rodeo 6) – спустя год. Она отличалась круглыми фарами и более мощным мотором от Renault 6 (47 л.с. против 34). Обе машины в 1981-м сменил "просто" Rodeo с "осовремененной" внешностью – он продержался в модельном ряду до 1987 года. К слову, компания ACL (она же Teihol по фамилии своего основателя Рауля Тейхола) обанкротилась через три года.

1991. Scenic

Концепты Renault конца 1980-х – начала 1990-х удивляют названиями. Там были Megane и Laguna (а еще Vesta – французы как будто что-то знали!), причем со своими поздними серийными "тезками" они имели мало общего. Megane-концепт был "зубилом-космолетом" со сдвижными дверями, причем передние "уезжали" против хода движения, а Laguna – вообще двухместный родстер с двухлитровым турбомотором.

И только Scenic, выпущенный в 1991 году, хоть как-то похож на массовый компактвэн, который спустя много-много лет будут любить в белорусских регионах. Впрочем, и тут не обошлось без связи с космосом – двери, как в Megane-концепте, "разъезжались" в разные стороны, и это была не единственная техническая особенность. Например, имелись микрокамеры заднего вида, автоматический контроль давления в шинах, а коробка-"автомат" управлялась клавишами. В серию Scenic пошел пять лет спустя, конечно, в более "приземленном" виде.

1994. Espace F1

Пожалуй, одна из самых знаменитых необычных машин Renault и одна из самых бешеных за всю историю автопрома. Даже на бумаге она выглядит как шутка – запихнуть в семейный минивэн мотор V10 (831 л.с.!) от формульного болида Williams. Но Espace F1 был настоящим! Просто французам очень хотелось отметить 10-летие модели максимально неординарным способом.

Естественно, с обычным Espace этот минивэн роднит разве что форма кузова. Мотор разместили в базе, прямо между сиденьями задних пассажиров, шасси и кузов сделали из углеволокна. А теперь только характеристики: вес – 1300 кг, разгон до 100 км/ч – 2,8 секунды, максимальная скорость – 312 км/ч. Чистое безумие!

1995. Spider

Еще немного спорта в ваши экраны. В 1990-х в Renault пожелали напомнить, что они еще умеют делать спортивные машины, и вместе со своим подразделением Alpine создали родстер Spider. Между прочим, каждый экземпляр собирался вручную!

Шасси машины было изготовлено из алюминия, а кузов сделали композитным, в результате чего Spider весил всего 790 кг. Мотор взяли от быстрого хэтчбека Clio Williams – двухлитровый F7R (150 л.с.), а оснащение просто кричало, что это бескомпромиссный автомобиль: ни гидроусилителя руля, ни ABS, ни даже "печки"! На дверях не было ручек, зато открывались они вверх. Небольшими партиями родстер собирали до 1999 года.

2001. Avantime

В 1990-х и начале 2000-х французы устроили непрерывное эпатаж-шоу: то представляли смешную "двухдверку" Zoom, то строили “луноход” Pangea (спойлер: это Kangoo с прицепом, только в космическом обвесе), то выводили в свет кучу передовых "граненых" концептов, определивших стиль марки на десятилетие.

Но что самое впечатляющее, Renault абсолютно не стеснялась рисковать и запускать неординарные машины в серию! У Avantime была благая цель – совместить практичность минивэна с эгоизмом и легкомысленностью купе. Даже моторы намекали на озорной характер – 2.0 Turbo и 3.0 V6. Но публике "не зашло", случился один из самых оглушительных провалов на авторынке начала XXI века – модель попала практически во все антирейтинги продаж и в итоге была убрана с конвейера два года спустя.

Зато теперь автокритики при виде этих машин пускают скупую слезу, охают да ахают: "Жаль, Avantime и Vel Satis просто опередили время!" Кстати, если вдруг вы из Беларуси, владеете Renault Avantime и готовы показать его аудитории Автобизнеса – напишите нам на почту news@abw.by, будем рады встрече.

Какие необычные Renault больше всего впечатлили вас? Расскажите в комментариях!