А что происходит в минских автосалонах? Ощущается ли дефицит автомобилей? Может быть, россияне выстроились в очередь? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, Автобизнес отправился к дилерам самых популярных марок.

"Перебои с поставками уже ощущаются"

Начнем с салона Renault. В начале рабочей недели в шоуруме немноголюдно, ажиотажа не наблюдается. Но сотрудник автоцентра говорит, что спрос на машины высокий, правда, формируют его в первую очередь белорусы:

"Последнее время наблюдается рост спроса на автомобили Renault, но наши покупатели – белорусы. Россияне периодически звонят и интересуются ценами и наличием, но ситуация такова, что мы не можем продавать машины гражданам РФ. Наш пакет документов отличается от такового у российских дилеров, которые сразу выдают ПТС. Могут ли граждане РФ, купив в Беларуси новую машину, без проблем поставить ее на учет у себя, честно говоря, не знаю.

Определенные перебои с поставками уже ощущаются, но ситуация пока далека от критической. Все модели есть в наличии, актуальная информация по доступным машинам всегда на сайте. Пока наши покупатели могут прийти в салон и спокойно приобрести интересующий их автомобиль по цене, рекомендованной производителем. Естественно, по желанию клиента мы можем установить дополнительное оборудование, но ни в коем случае не навязываем его – такого, как в России, у нас нет".

Перемещаемся в шоурум LADA, где представитель дилера рассказывает практически то же самое:

"У нас возникают трудности с поставками, но пока острой нехватки машин не ощущается. И хотя спрос на автомобили сегодня высокий, пока все модели в популярных комплектациях есть в наличии. 

Продавать автомобили гражданам РФ мы не можем по договору с производителем. Хотя звонят они регулярно, нам приходится информировать их об этом. Но если захотят купить, наверняка выход найдется, поэтому я не исключаю, что россияне приобретают у нас машины через родственников или друзей из Беларуси. Ведь мы продаем автомобили по рекомендованным заводом ценам, и сегодня они значительно ниже, чем у российских дилеров со всеми их накрутками".

"Спрос превышает предложение"

В отличие от LADA и Renault прийти в салон Kia и сразу купить то, что хочется, сегодня не получится. Машины поставляются ограниченными партиями, многие из них забронированы заранее. Пока постоянно в наличии только Sportage.

"Последний год весь автобизнес столкнулся со сложностями в поставках либо квотами, связанными с кризисом полупроводников. Время поставки автомобилей зависит от модели. Если говорить про новинки Kia на рынке Беларуси – Seltos и Sorento, – то это максимальное плечо поставки, так как машинокомплекты производятся в Корее, а потом отправляются на завод в Калининград. Время поставки Sportage меньше, чем у новинок. Самый короткий срок – у моделей российского производство Kia Rio и Kia Rio X, но квотирование в первую очередь касается именно их. В этом году мы наблюдаем рост интереса к марке Kia, спрос сильно превышает предложение. 

На текущий момент во всей дилерской сети Kia в Беларуси есть в наличии Sportage всех цветов и во всех комплектациях. В декабре ожидаем поставку Seltos и Sorento уже с новым логотипом, но свободных автомобилей немного. Каждый месяц есть поставки Rio и Rio X, и, как правило, они быстро бронируются клиентами. Поэтому, если планируете совершить покупку Kia, советуем заранее забронировать автомобиль.

Со стороны граждан РФ есть интерес к покупке автомобилей в РБ, запросы идут через сайт, социальные сети. Некоторые жители соседней страны заходят через пользователей соцсетей, у которых в сторис видели свежеприобретенные автомобили. Спрашивают у них, есть ли в Беларуси в наличии автомобили Kia. Однако по дистрибьюторскому договору мы не можем продавать автомобили в Россию".

"Стараемся удовлетворить спрос белорусских клиентов"

Заходим в салон Volkswagen, где в шоуруме стоят исключительно Taos в различных комплектациях. По сути, это единственная модель марки, которую можно купить здесь и сейчас. Все остальное – только под заказ.

"Ситуация сегодня такова, что практически все модели Volkswagen можно приобрести под заказ. Нужно отметить, что это носит временный характер. Так, уже сейчас на складах в Минске есть Taos – модель в этом году только вышла на рынок, мы успели получить достаточное количество автомобилей.  

В любом салоне наши менеджеры предоставят максимально полную информацию о сроках поставки, комплектациях и условиях заказа автомобиля. Также возможно купить машину из свежих поставок в случае отказа клиента, который ее изначально заказывал. 

Спрос на автомобили VW, как всегда, высокий, поток звонков и заказов большой, в то же время клиенты по привычке ожидают предновогодних акций и скидок. Но в связи с происходящим на рынках в этом году рассчитывать на них по понятным причинам не стоит. Скорее всего, к Новому году цены у всех только вырастут, поэтому, если есть необходимость или желание приобрести новую машину, лучше делать это сегодня, не откладывая на завтра. Ожидается, что ситуация с полупроводниками разрешится лишь в 2023 году, соответственно можно предполагать, что и в следующем году будет наблюдаться некоторый дефицит автомобилей. 

Конечно, поступают запросы и от граждан РФ, столкнувшихся с завышенными ценами у российских дилеров, но нам им предложить нечего – на данный момент стараемся удовлетворить спрос наших белорусских клиентов".

"Coolray и Tugella – по спискам"

А как обстоят дела с наличием Geely? Увы, и с китайско-белорусскими автомобилями ситуация отнюдь не радужная: желающим купить популярную модель придется ее пождать.

"Дефицит автомобилей есть, Coolray и Tugella приезжают сразу под клиентов по списку ожидания. Если хочется конкретный цвет и комплектацию – машину надо ждать. В наличии есть лишь немного Atlas и Atlas Pro.

Последние месяцы мы наблюдаем очевидный рост спроса, процентов на 30 точно. Каждый день видим повышенный интерес со стороны россиян, от которых поступает много заявок и звонков. Автомобили у нас продаются без "допов", поэтому их интерес понятен. Но с теми документами, которые мы выдаем при продаже машины, они не смогут поставить ее у себя на учет". 

Наш вердикт

Пока одни дилеры ощущают лишь перебои с поставками и способны удовлетворить желание клиента приобрести автомобиль здесь и сейчас, другие уже столкнулись с явным дефицитом и нехваткой машин. В результате им приходится работать по предзаказу, а покупателям – ждать свои авто. 

В связи с очевидным ростом цен вырос и спрос – это отмечают все дилеры. Активный интерес к новым автомобилям, продающимся в белорусских салонах, проявляют и россияне. Но не все дилеры в РБ могут продавать машины гражданам России, кроме того, белорусский пакет документов отличается от российского, с ним не поставить автомобиль на учет в РФ. Впрочем, при желании выход из этой ситуации найти можно, и наверняка его находят. 

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса