Оказывается, даже при бюджете до 10.000$ можно рассчитывать на покупку модели с полностью электрическим приводом. Только это будут самые простые и скромные по характеристикам "электрички", к тому же в возрасте 7-10 лет. Как говорится, какие бабки, такие и тапки. Но каковы они с технической точки зрения? На какую скорость движения и, что важнее, скорость зарядки можно рассчитывать, насколько далеко можно уезжать от розетки?

Smart ForTwo

Двухместный ситикар получил версию с полностью электрическим приводом во втором поколении (W451), при этом существует несколько поколений модификации ED (Electric Drive). Два первых – экзотика, а вот третье, выпускавшееся в 2012-2015 годах, как раз можно встретить на нашей "вторичке", есть экземпляры стоимостью 5000-7000$, что делает эту модель самой доступной подержанной "электричкой".

Конечно, всего лишь двухместный, ведь, по сути, это рестайлинговый Smart ForTwo 2-го поколения, но со своей начинкой. Электромотор имеет заявленную максимальную мощность 75 л.с., однако она доступна лишь кратковременно, а вот "непрерывная" мощность – всего 48 л.с. Зато максимальный крутящий момент – 130 Нм. Разгон с места до 100 км/ч составляет 11,5 секунды, максимальная скорость – 125 км/ч. А ведь была еще и версия ED Brabus с увеличенной до 82 л.с. "кратковременной" мощностью, моментом 135 Нм и чуть лучшей динамикой (10,5 секунды и 130 км/ч).

Батарея с водяным регулированием температурного режима насчитывает 93 ячейки и имеет емкость 17,6 кВт*ч, заявленный запас хода – 145 км. Однако указанный производителем расход электроэнергии – 15,1 кВт/ч, а раз так, куда реалистичнее выглядит запас хода 100 км. Со скоростью пополнения энергии тоже не все так просто. Стандартное бортовое устройство рассчитано максимум на 3,7 кВт, так что от обычной розетки батарея заряжается 7 часов, от станции с разъемом Type II – все равно порядка 6 часов, и лишь при наличии опционного зарядного устройства на 22 кВт можно уложиться даже менее чем в один час. Но в любом случае с учетом запаса хода и двухместного салона электрический Smart остается типично городским автомобилем.

Mitsubishi i-MiEV / Citroёn C-Zero / Peugeot iOn

Под разными марками и названиями представлен один и тот же электромобиль, разработанный японскими специалистами и выпускаемый с 2009 года. Французские аналоги появились чуть позже и представляют собой пример бедж-инжиниринга. Типичный представитель этого семейства на нашем вторичном рынке – в возрасте около 10 лет и по цене примерно 7000-8000$.

Как и в случае со Smart, базой послужила ДВС-модель Mitsubishi i. Но в отличие от ForTwo здесь 5 дверей и четыре посадочных места, сам автомобильчик чуть крупнее, хотя его длина все равно не дотягивает до 3,5 м, он относится к весьма популярному в Японии классу кей-каров. Двигатель расположен на задней оси и приводит в движение задние колеса. Его отдача – 67 л.с. и 180 Нм, при этом разгон до "сотни" занимает 15,9 секунды, максимальная скорость – 130 км/ч.

Полная емкость батареи из 88 элементов с воздушным охлаждением – 16 кВт*ч, доступная – 13-15 кВт*ч. Заявленный запас хода – 160 км по циклу EPA и 150 км по NEDC. Судя по отзывам пользователей, на практике в идеальных условиях получается 120-140 км, но если ездить, не думая о расходе энергии, это все те же 100 км с небольшим и преимущественно в городских условиях.

А что с зарядкой? От обычной розетки японский электрокар заряжается примерно за 7 часов, при использовании Type I – примерно за 5 (мощность ведь не более 3,7 кВт), но еще доступен стандарт CHAdeMO, который обеспечивает быструю зарядку постоянным током до 40 кВт. Соответственно до 80% заряд батареи можно пополнить за 20-30 минут.

Nissan Leaf

Речь, конечно, об автомобилях первого поколения (2010-2017 г.в.), причем о ранних экземплярах, которые легко вписать в бюджет 10.000$. При этом в отличие от рассмотренных выше "крох" А-сегмента, представляющих собой адаптацию под электротягу ДВС-моделей, Leaf не только изначально создавался как электромобиль, но еще и представляет собой хэтчбек гольф-класса с достаточно комфортным и просторным салоном, а также вполне вместительным 330-литровым багажником. То есть это даже не на класс, а на два выше, чем Smart и i-MiEV с его "клонами". Но почему же так дешево?

Дело не в странном дизайне и не в относительно скромной динамике. Да, электромотор на передней оси развивает всего 109 л.с. и 254 Нм, обеспечивая разгон с места до 100 км/ч за 11,5 секунды и максимальную скорость 144 км/ч, но, в общем-то, этого вполне достаточно для ежедневной эксплуатации.

Загвоздка – в запасе хода. Изначально Leaf получил батарею емкостью 24 кВт*ч (192 ячейки), с ней заявленный запас хода колеблется в пределах 160-200 км в зависимости от испытательного цикла. Но в реальности у пользователей выходило в лучшем случае до 130-150 км – и это в идеальных условиях и с минимальной деградацией батареи. Проблема в том, что на возрастных экземплярах с пробегами свыше 100 тыс. км аккумулятор, как правило, уже потерял порядка 20-30% емкости, так что реальный запас хода снижается до все той же (плюс-минус) сотни километров. Мощность бортового устройства – 3,6 кВт*ч, от обычной розетки Leaf заряжается порядка 9 часов. Быстрый стандарт CHAdeMO позволит управиться примерно за полчаса.

Аккумулятор на 30 кВт*ч появился позже, и с ним Leaf будет дороже 10.000$. Ну а если поднимать бюджет и искать среди более свежих экземпляров, то логично рассматривать уже второе поколение модели, которое выглядит куда интереснее с точки зрения характеристик и потребительских качеств. Правда, оно еще дороже.

Ford Focus Electric

Еще одна модель, которую можно найти дешевле 10.000$, – Focus Electric ранних лет. Его выпускали в США с 2011-го, в Германии – с 2013-го. Базой послужил обычный Focus, который малой кровью переделали в электромобиль. С одной стороны, это плюс, ведь сам по себе в части комфорта и ходовых качеств Focus неплох. С другой – расположение батареи оптимальным не назовешь. Частично она отнимает полезный объем багажника, да и находится выше, чем у современных "электричек".

Под капотом разместили электромотор на 145 л.с. и 245 Нм – с ним электромобиль разгоняется до 135 км/ч, разгон до "сотни" занимает 9,5 секунды. Изначально модель оснастили батареей емкостью 23 кВт*ч с жидкостным охлаждением, запас хода заявлен на уровне 162 км. Владельцы пишут про 130-150 км в реальных условиях эксплуатации. В 2017 году появился аккумулятор на 33,5 кВт*ч, что позволило увеличить автономность до 230 км. Но опять же такие версии значительно дороже.

Бортовое устройство имеет мощность 6,6 кВт, так что полная зарядка батареи даже от станции занимает не менее 4 часов, от обычной розетки – в два раза больше. Возможность быстрой зарядки появилась на машинах с большей батареей.

Наш вердикт

Главная проблема самых дешевых электромобилей – ограниченный запас хода. Кроме того, еще и довольно скромные характеристики, а в случае с "малышами" Smart/Mitsubishi еще и неважная вместимость. По последнему параметру более крупные Leaf и Focus Electric выглядят куда предпочтительнее, но при этом они "прожорливее": расход электроэнергии у них составляет 17-19 кВт*ч на 100 км против 14-16 кВт*ч у более компактных и легких моделей. С другой стороны, если рассматриваете электромобиль как второй в семье, который используется только для коротких поездок, а для "дальнобоя" есть другая машина, то почему бы и нет?