Некоторых выбор экспертов обескуражил, люди начали спрашивать, по каким критериям проводился отбор претендентов. Продажи – продажами, но премия «Автомобиль года» для многих – это нечто более душевное, чем сухие цифры статистики. Но выбор сделан, победитель награжден. Единственное, что остается в этой ситуации, – это небольшая ретроспектива в недавнее прошлое автомобильного рынка с целью напомнить о том, что 13 лет назад автомобилем года в Беларуси вообще был Daewoo Matiz.

О времена, о нравы!

Много лет форум портала ABW был рупором общественного мнения автолюбителей Беларуси, где активно и подолгу обсуждались не только новинки автопрома, но и отношение людей к тенденциям на автомобильном рынке. Порой доходило до виртуальных драк – завсегдатаи помнят. Помним и мы. Например, как до введения запретных пошлин на «бэушку» из Европы люди буквально били себя кулаком в грудь, утверждая о том, что белорусы, привыкшие раз в три года покупать свежий автомобиль из Европы, никогда не станут смотреть в другую сторону. После этого в чарты ворвался VW Polo седан российской сборки.

Стоит ли вспоминать о том, что никто не верил в торжество российского автопрома?! «Российская сборка – никогда!» – говорили они. Но оглянуться не успели, как все эти «никогда» моментально перешли в топ продаж. В 2014 году, когда в АВТОВАЗ пришел шведский топ-менеджер Бу Андерссон, по старой доброй традиции ему не пророчили успеха, потому что «белорусы никогда снова не пересядут на «Жигули». Пару лет спустя на пьедестал продаж зашла Lada Vesta и не покидала его целых 5 лет.

Времена изменились, на белорусский рынок устремились китайские бренды, но мотив песни остается тем же. А факты говорят сами за себя.

Имею желание, но не имею возможности

За последние 18 лет автовладельцы повидали всякое: и отмену льгот по НДС, и введение утилизационного сбора, и массу другого разного. Все это так или иначе влияло на покупательную способность и приоритеты. Но лишь одна тенденция остается максимально устойчивой по сей день – это тяготение покупателей к новым автомобилям. Рынок, пусть и с потрясениями, но рос. Если в 2005 году в стране с населением 9,664 млн человек продажи новых автомобилей составили всего 4900 единиц, то в 2023 году 9,2-миллионная страна купила 25,4 тысячи новых автомобилей – это при том, что год был откровенно одним из тяжелых. В лучшие времена продажи доходили до 64,5 тысячи! Уберите слабонервных от экрана: в 2008 году новый Volkswagen Touareg стоил $40 000 и был четвертым в списке самых продаваемых моделей в Беларуси!

Белорусы всегда втайне мечтали об авто из салона, но в начале 2000-х позволить себе такую покупку могли немногие. Да и нужды в этом особой не было: нам был открыт европейский рынок «бэушки», где можно было найти варианты на любой вкус и кошелек. Автомобили из ЕС даже ничего не теряли в цене при продаже в следующие руки, наоборот, даже спустя 2–3 года эксплуатации они продавались «с наваром» и, вопреки всем законам экономики, служили неплохим вложением средств.

В те годы, как, собственно, и теперь, людям по-настоящему нравились совсем не те автомобили, которые возглавляли рейтинги дилерских продаж. Наверное, последний период, когда возможности белорусов совпадали с их представлениями о прекрасном, был с 2006 по 2008 год, когда бал на рынке правил Volkswagen. Такое в те времена можно было наблюдать только в Беларуси и Германии, на родине бренда. Целых два года на вершине рейтинга находился Passat B6, которому дышали в спину Touareg, Touran и Polo. На пятки VW наступала Toyota, которая в 2006 году обновила поколения Camry и Corolla. Сейчас эти названия вызывают зудящий приступ ностальгии…

Автомобиль года как отражение благосостояния граждан

До появления премии «Маскот» автомобилем года автоматически признавалась самая продаваемая модель. Но предпочтения в «бэушке» всегда сильно отличались от того, что покупали новым. Стоит отметить, что ни одна модель, продававшаяся у нас новой, не смогла даже приблизительно дотянуться до популярности легендарных VW Passat B3 и Audi 80 ни по потребительским качествам, ни по ресурсности.

Давайте вспомним, как обстояли дела в разные годы.

В 2006 году рынок новых авто вырос на значительные по тем временам цифры – 104% – до 10 тысяч. Что интересно, рост этот случился в основном за счет автомобилей А-класса – тех самых малолитражек. Позже этот сегмент буквально был вычеркнут из категории перспективных. Это гораздо позже все стали хотеть себе кроссоверы.

Мы не случайно начали отсчет с 2006 года. Этот год стал переломным для автомобильного рынка Беларуси. Уравнивание таможенных пошлин на новые импортные автомобили для физических и юридических лиц, а также развитие сектора автокредитования в тот год подняли продажи дилеров более чем в два раза и начали отсчет новой белорусской реальности.

Но «самый жир» случился в 2008-м. Бурный рост продаж происходил на фоне относительно высокого уровня благосостояния населения и подорожания автомобилей на вторичном рынке. Плюс продажи неплохо подстегивались доступными кредитами под 10–12%. Это был первый рекордный год, за который дилеры продали невиданное до этого количество новых автомобилей – 25,3 тысячи. И только потом стало понятно, что это было затишье перед бурей.

Уже в 2009-м случился кризис, обрушивший рынок сразу на 40%. Прогнозы на 2010-й были и того хуже: падение прогнозировалось в 3–4 раза. В этот год покупатели новых авто разделились на две категории: одни искали что-то максимально экономичное и отдавали предпочтение легковым автомобилям, все тем же небольшим малолитражкам, вторые интересовались относительно новым и набирающим обороты сегментом SUV. Тройка лидеров рынка выглядела следующим образом: Volkswagen, Toyota, ВАЗ.

В 2010 году произошло то, о чем из нашего времени странно слышать: автомобилем года по результатам дилерских продаж стал Daewoo Matiz узбекской сборки, цена на который составляла около $6500 в эквиваленте.

Именно 2010 год отчетливо дал понять, что люди голосуют рублем. Судя по тому, что такого больше никогда не повторялось, это можно списать на последствия кризиса. В тот год продажи «присели» еще на 31%, а свое восхождение на пьедестал потребительских предпочтений начали автомобили российской сборки.

2011-й эксперты называют годом жесткого кризиса, который мог бы стать провальным, если бы не россияне, которые в конце года подхватили падающее знамя продаж. В последние месяцы они устроили самый настоящий хапун, связанный с хорошо пропиаренным в СМИ грядущим подорожанием автомобилей в связи с отменой льготы по НДС. В этом году самым продаваемым автомобилем стал Renault Logan российской сборки.

Далее началась самая настоящая экспансия российских брендов. В 2012 году ВАЗ, ГАЗ и УАЗ заметно потеснили импортные бренды. Их доля в общей «корзине» выросла на 138%. Об этом не любят вспоминать белорусы, но именно в этом году автомобилем года стала Lada Priora, которую немного не догнала по продажам Niva. Оправданием этому служит тот факт, что «погоду» на белорусском рынке новых автомобилей в 2012-м делали юрлица.

Последующие годы ознаменовались увеличением доли бюджетных авто из России. В 2013-м на пьедестал взошел VW Polo калужской сборки и не покидал его на протяжении 5 лет. К слову, только в 2013 году объем продаж новых автомобилей смог побить рекорд благополучного 2008-го.

«Верните мне мой 2008-й» люди перестали говорить в 2019-м. В тот год рынок новых автомобилей установил новый рекорд, значительно превысивший предыдущий: 64,5 тысячи проданных единиц. И это был уже второй год, когда в лидеры продаж вышла Lada Vesta, продержавшаяся на пьедестале целую пятилетку.

Успех к этой модели (а точнее – семейству Vesta) АВТОВАЗА в нашей стране пришел не сразу. Автомобиль начал продаваться у нас в 2016-м. Люди были настроены скептически, если не сказать с недоверием. Но, как и в предыдущие годы, цена сделала свое дело. Сначала организации, затем и физлица стали покупать и ездить на новинке российского автопрома. И оказалось, что Vesta очень даже ничего за свои деньги. Так, популярность модели в 2018 году выросла почти в 9 раз. Случилось это после того, как к седану прибавились еще две популярные версии универсалов SW и SW Cross. Для справки: в 2018 году за новую Lada Vesta SW в комплектации Comfort просили 22 650 BYN.

Кстати, именно в 2019 году на рынок стремительно ворвался Geely Atlas и занял вторую строчку рейтинга продаж в сегменте SUV-C. Рост бренда в целом начался уже тогда и к 2023 году достиг своего апогея с очередями на покупку отдельных версий.

Что будет дальше

Очередное потрясение не убило рынок новых автомобилей, а лишь в очередной раз «переформатировало» его. Белорусы слишком хорошо запомнили вкус новых автомобилей, поэтому после периода выжидания снова потянулись в салоны.

В 2023-м продажи снова откатились на уровень 2008-го и составили почти 25,5 тысячи единиц. В нашей новой реальности доля китайских авто составила 82,6%, хотя еще несколько лет назад никто не планировал покупать себе «китайца» даже за недорого. А сегодня 15 тысяч из 25 тысяч новых авто продано дилерами Geely.

Дальше будет бурный рост продаж автомобилей на электротяге. Мы пока только ступаем на путь, который уже прошли европейские страны, но это хотя бы интересно.

Прирост идет сумасшедшими темпами, появляются новые бренды и планы по поставке отдельных моделей у официальных дилеров. Бизнес по покупке и доставке автомобилей из Китая приобретает настолько серьезные масштабы, что отдельные организации открывают собственные автосалоны, причем не хуже, чем у официальных представителей. А по количеству новых и слегка подержанных электрокаров в крупных городах видно, что деньги у белорусов есть. Жаль, что не у всех.

Вместо заключения

Белорусы всегда любили хорошие автомобили и никогда не переставали о них мечтать. Именно поэтому из всего многообразия на рынке и проголосовали за LC 300 на премии «Маскот». Этот автомобиль не просто отражает наши представления о прекрасном, но и олицетворяет жизнь, которую нам хотелось бы жить. И странно кого-то за это упрекать, учитывая тот факт, что даже при возможности купить новый авто для большинства определяющим фактором является компромисс между «хочу» и «могу».