Все начиналось с "Сиерры"

Да-да, в истории создания дрифт-школы JP Day наша знаменитая Sierra из "конфиската", та самая, что "за 200", как оказывается, сыграла немаловажную роль!

– Все началось с того, что мы купили у тебя Sierra, – объясняет один из идейных вдохновителей проекта JaN Perfomance Юрий. – Брали ее, чтобы заниматься дрифтом, затем пришла идея проводить тренировки, обучать людей – так все и закрутилось. Сейчас у нас три BMW, одна Sierra (не твоя, другая), одни "жигули"…

– Зачем столько машин?

– Обучаем на них, катаем дрифт-такси, сдаем на тренировки по мокрому – проверенным людям. То есть тем нашим ученикам, в которых мы уверены, видим, что они в состоянии контролировать машину.

Проводим тренировки. Можно ездить с инструктором или привлекать его в качестве споттера: он находится вне автомобиля и подсказывает, как ехать по трассе, потому что со стороны ситуация выглядит иначе.

Изначально планировалось, что мы будем проводить ивенты JP, но в итоге переросло в школу. Так что помимо того, что проводим соревнования и тренировки, еще и обучаем. Занятия длятся от получаса до часа, больше за раз не имеет смысла. Но программа подготовки, а это отработка всех базовых элементов и работа с конфигурацией трассы, может занимать до 10 часов, а дальше уже идут тренировки, в процессе которых дорабатываются необходимые элементы пилотажа.

Цена вопроса? Час обучения стоит 250 рублей, и в эту сумму включено все: и топливо, и амортизация техники, и аренда площадки, и услуги инструктора. Понятно, что при большом количестве взятых часов стоимость часа будет ниже. Аренда машины на тренировки рассчитывается иначе. 

– Кого среди "учеников" больше – парней или девушек? Они приходят на целую программу или просто на одно занятие?

– Раньше были преимущественно ребята, последнее время стало приходить много девушек. Конечно, в основном это разовые занятия, когда человек просто хочет попробовать что-то новое для себя, получить эмоции и впечатления. Понятно, что после одного такого занятия дрифтером не станешь, но это позволяет хотя бы попробовать, понять, твое это или нет. И если зацепит – продолжать.

По скользкому проще

– А ничего, что площадка мокрая? – спрашивает Таня. Только-только прошел дождь.

– Мокрый асфальт не мешает, а как раз наоборот: в сухую погоду его приходится поливать, чтобы ехать по более скользкому покрытию. Так и шины медленнее изнашиваются, и поведение автомобиля более подходящее для обучения: по сравнению с сухим асфальтом все происходит медленнее, что дает новичку время среагировать или исправить ошибку, – объясняет инструктор школы Влад. – Вообще идеальные условия для начала обучения – зимой: на небольшой скорости, мощная машина не нужна, все понятно, все в замедленном режиме. После того как человек научился ездить по мокрому покрытию, видно, что он в состоянии контролировать автомобиль, можно переходить к тренировкам на сухом асфальте.

Перед нами – два BMW E36: красный с двигателем 3.0 и желтый с 2.5. В остальном они практически одинаковые.

Салоны "почти" спортивные: с демонтированными элементами отделки, гоночными "ковшами" и многоточечными ремнями, но без каркаса безопасности – для тренировок и любительских дрифт-соревнований он не нужен.

От серийных "трешек" эти отличаются "заваренным" задним дифференциалом, наличием гидравлического "ручника", но главное – доработанной ходовой частью. Так, измененные углы установки колес (прежде всего развал и кастер), а также увеличенный выворот позволяют вести автомобиль в глубоких заносах.

Теоретически – управляемых. Собственно Влад и на практике их демонстрирует, показывая и объясняя технику управления в дрифте. Снаружи выглядит эффектно, с места пассажира – вполне понятно и просто. Но что получится у нас?

"Бублик", "восьмерка", "постановка"…

Девушкам принято уступать, поэтому я поеду первым и на более мощном (с чуть более сложной в управлении коробкой) красном BMW. Таня же пока морально подготовится и посмотрит со стороны на наш экспресс-курс дрифтера.

Начинается он с "бублика" – так называется вращение автомобиля в заносе по кругу. Поворот руля, резко добавляем "газ" – занос! Все по классике. А затем начинается специфика. На обычной машине просто вращаешь руль в сторону заноса, затем подруливаешь и попутно работаешь "газом", удерживая заданный угол.

Но у нас дрифт-"корч" с заваленным развалом и кастером – и он управляется немного по-другому. После возникновения заноса нужно кратковременно сбросить "газ" и отпустить руль – управляемые колеса сами станут в нужном направлении!

Дальше снова почти все по классике: небольшие подруливания, но в основном работа "газом" (чуть добавил, чуть отпустил в зависимости от изменения угла заноса).

В теории все просто, да и крутил я в свое время "бублики", правда, на гражданских машинах. Но здесь то и дело сталкиваюсь со спецификой перенастроенного шасси: стоит чуть ошибиться с работой "газом", дать меньше положенного, как машина моментально стабилизируется – и начинает соскальзывать уже передними колесами!

И конечно, отпускать руль очень непривычно. Тем более что я уже на рефлекторном уровне умею работать с ним в самых разных режимах и могу вращать с применением разных техник. А тут – просто отпустить!

"Да, тут мешает накопленный опыт, – соглашается Влад. – Приходил к нам как-то парнишка вообще без водительского опыта, так у него очень быстро все стало получаться".

Но я тоже стараюсь не "тормозить", поэтому скоро ставят ориентир – фишку, вокруг которой надо накручивать "бублик". Естественно, я то и дело пытаюсь ее снести. "Не надо смотреть на фишку – смотри рядом с ней, на ту траекторию, по которой собираешься ехать", – объясняет инструктор. Да-да, смотрим на траекторию – удачных проездов становится больше.

Что же, можно попробовать "восьмерку": теперь у нас две фишки, их надо объезжать с перекладкой между ними. Здесь основная сложность в том, чтобы в нужный момент правильно сделать перекладку: сбросить "газ", отпустить руль, снова нажать на "газ". Зимой на заднем приводе я легко ее делаю, но здесь, на асфальте, на этой машине получается через раз. Хотя кого я обманываю? Один раз из четырех. А винтить фигуру без остановки пока вообще не получается – нужен накат.

Занимаемся уже больше получаса. Немного начинаю уставать, не столько физически, сколько эмоционально. Поэтому Влад предлагает попробовать следующий элемент – постановку при помощи "ручника".

Едем прямо, чуть поворачиваем руль, сцепление – "ручник" – занос. Тут все довольно просто, хотя я слегка "борщу" с углом поворота колес, поэтому сразу проваливаюсь в слишком глубокий занос. После "правок" со стороны инструктора дело идет на лад. Да, скорость постановки детская, но для отработки моторики самое то.

Напоследок – постановка в занос "клатчем" (Clutch kick drift): в нужный момент быстро выжимаем и отпускаем сцепление, добавляя "газ". Этот способ полезен на более высоких скоростях и при нехватке мощности двигателя. Тут вообще все просто.

И это только начало!

На самом деле то, что я сделал за одно часовое занятие, обычно занимает вдвое больше времени – просто помог имеющийся спортивный опыт, к тому же некоторые элементы я только попробовал, без полноценного "закрепления". Если человек приходит "с нуля", обычно на отработку этих элементов до их стабильного успешного выполнения уходит два часа.

После этого уже можно ехать на трассу и отрабатывать "конфигурацию". Далее – тренировки с тренером или самостоятельные. Но тренера можно привлекать как для корректировки техники управления, так и для помощи на трассе в роли споттера (находясь вне автомобиля и видя трассу со стороны, споттер подсказывает пилоту, как проходить трассу по траектории и по пилотажу).

В общем, мы с Таней – в самом начале пути. "Сколько, говорите, стоит занятие?" – спрашивает она, выходя через час отработки "бублика".

Сначала желтый BMW больше ездил прямо, чем боком. Затем начались заносы и развороты. А потом – "бублики"!

Наверное, еще в большей степени, чем я, Таня боролась с накопленным опытом и отработанными рефлексами: пыталась пересилить себя и отпустить в свободное вращение руль, нажать посильнее на "газ".

"Странно, раньше я на "копейке" дрифтила, и как-то лучше получалось!" – говорила она после первой серии попыток. Вот и я о том же: на обычном автомобиле, да по снегу или льду, все происходит иначе и получается проще.

Но терпенье и труд все перетрут: с каждой новой попыткой "бублик" получался все лучше и краше, под конец занятия Таня уже вполне уверенно крутила BMW в заносе. И даже после того, как вышла из машины, продолжала прокручивать в голове упражнение и прикидывала, как можно было бы проехать лучше. Впрочем, пусть она расскажет про свой опыт и впечатления сама:

"Несмотря на то что "права" у меня уже 10 лет, езжу я редко, последний раз садилась за руль два или три года назад. Поэтому предложение поучиться дрифту восприняла с энтузиазмом, но без должной веры в себя.

Первое, что меня впечатлило в школе, – это, конечно же, автомобили. Понимать, что ты учишься на машине, которая завтра, возможно, будет участвовать в соревнованиях, очень здорово. Во-вторых, я поняла, что до этого ничего не знала о настоящем дрифте. Подготовленный автомобиль ведет себя совсем иначе, чем обычный, поэтому нужно время, чтобы привыкнуть к его управлению. Лично для меня первоначально самым сложным оказалось отключить "безопасный режим", забыть, что я не на дороге, а на закрытой площадке, и надавить "газ" в пол. И хотя головой я понимала, как правильно выполнять элемент, что-то похожее на дрифт стало вырисовываться только к 20-й минуте.

Еще в школе впечатляет, конечно, мастерство инструкторов. Ребята, к слову, во время соревнований катают всех желающих на дрифт-такси. И мне, новичку, езда на пассажирском сиденье понравилась даже больше, чем самостоятельное вождение.

Возможно, я сейчас скажу банальность, но считаю, что школа дрифта – это классная возможность для водителя с любым уровнем подготовки повысить свое водительское мастерство и "выпустить пар". В Минске не так много мест, где любой водитель может безопасно для окружающих "похулиганить", а в школе таким только рады. Причем заниматься здесь могут даже подростки, которые в силу возраста еще не могут получить водительское удостоверение. Но все же настоящее удовольствие от управления получат опытные водители, которые будут разучивать элементы профессионального дрифта".

Наш вердикт

Как минимум это действительно очень хороший аттракцион, особенно для тех, кого тема дрифта интересует, но практического опыта по этой части немного. Правда, в этом случае надо быть готовым к тому, что часть занятия будет посвящена "зубрежке" – монотонной отработке базовых элементов. Но затем вы получите реальное удовольствие от езды в силовых скольжениях, причем будет торжествовать не столько ваш вестибулярный аппарат, сколько мозг – от понимания того, что у вас получается! Правда, встает вопрос: а что потом? Так и оставить это разовым опытом или пойти дальше? Но тут ответ зависит только от вас.

Дай угла! Заднеприводные машины в базе объявлений Автобизнеса