«Бардак и анархия»

Открываем протокол чемпионата за прошлый год и не понимаем, куда что делось. В 2022 году состоялось всего три этапа, а география, мягко говоря, не впечатляет: Борисов, Бобруйск, еще раз Борисов... Но были же раньше гонки под Витебском, Гродно, Новолукомлем, Оршей! Лучше всего ситуацию в белорусском автокроссе объяснил Сергей Выдронок, который выиграл в этой дисциплине немало гонок:

«Проблем в автокроссе очень много. Дисциплина запущена до такой степени, что мы давно не соответствуем никаким документам. Скорее всего, поэтому отвалилось большое количество участников. Это технический вид спорта, тут в первую очередь должна контролироваться подготовка машин, а техтребований как таковых у нас не было. Из-за этого построили много автомобилей, которые на уровень выше, чем другие. Те, кто не мог их догнать, просто покинули автокросс.

По поводу трасс – честно, никогда не вникал в этот вопрос, потому что к организации никакого отношения не имею. Трассы-то есть и по сей день, но некому на них организовывать гонки. Говорят, в Гродно какая-то «супершикарная» трасса, но почему-то чемпионат Беларуси там не проходит, только частные гонки. В Орше тоже классная трасса, но, опять же, есть нюансы с подготовкой. Как минимум в трех-четырех городах можно ехать, но сейчас мы гоняемся только в Борисове. И это немного печально».

По сути, последние несколько лет гонки держатся только на энтузиазме отдельных гонщиков. Например, борисовского пилота Николая Шерого, который несколько лет тянет организацию этапов на местной трассе возле деревни Большое Стахово на себе. По его словам, ситуация не такая печальная, как в трековом классе «Лайт», где участники исчезают каждый месяц, но уже близка к тревожной.

Короче говоря, с автокроссом в Беларуси все стало настолько печально, что первый этап чемпионата страны взялась проводить столичная команда организаторов из РСТЦ ДОСААФ во главе с небезызвестным Сергеем Лапицким. Первые отзывы пилотов по гонке, которая прошла накануне под Борисовом, позитивные: появился четкий тайминг, обслуживание трассы без больших заминок. Жаль только, что участников не добавилось: на старте в разных классах пять-шесть машин… Ну а как Сергей и его команда в принципе появились в числе организаторов автокросса?

«Меня никто не звал и никто не просил. Пожалуй, находясь в президиуме БАФ, я понял, что с автокроссом есть проблема. На протяжении нескольких лет он просто увядает. Два года назад Коля Шерый пригласил меня сюда, чтобы поучаствовать в пробной гонке на «Легендах». Приехал, увидел, что с автокроссом просто бардак и анархия. Но при этом много классных участников, который мужественно гоняются. Захотелось побыть в этой среде. В прошлом году было не до автокросса, много дел. Но наблюдал, что в организации гонок ничего не меняется, а людей становится меньше.

Поэтому в этом году принял решение попробовать организовать гонку. Связался с комитетом автокросса БАФ, узнал их мнение на этот счет. Там подтвердили, что с дисциплиной действительно есть проблема и нам были бы признательны, если бы мы помогли с организацией. Вот так наша команда впервые провела соревнования по автокроссу. На мой взгляд, получилось довольно неплохо. Нам нравится атмосфера, тусовка и в принципе эта дисциплина автоспорта. Поэтому будем организовывать гонки и здесь, и в других городах».

«Легенды СССР»: не так уж и сложно!

Чтобы взбодрить дисциплину, к участникам из традиционных переднеприводных классов добавили «классику» из трековых гонок, зачет «Легенды СССР». Первоначально за «Жигули» участников было тревожно: в белорусском автокроссе добраться до финиша – это уже достижение, не говоря о победе, а тут тяжелая трасса с подъемами и спусками, задний привод… Но на удивление, «Легенд» в среднем доезжало до финиша чуть ли не больше, чем пилотов из других классов.

И чтобы ситуация превратилась в совсем парадоксальную, победителем первой гонки «Легенд» на кроссовой трассе в Борисове стал Олег Кавкель. В трековых гонках у него регулярно возникают проблемы с автомобилем, зато в прошедшее воскресенье машина под номером 55 просто летела по трассе. Олег смог выиграть оба заезда за явным преимуществом. Как же так получилось?

– Не знаю, наверное, просто звезды сошлись, – удивляется победитель зачета «Легенд». – Машина технически вела себя очень хорошо. Старался ее не перегружать, потому что на этой трассе важно не только показывать скорость, но и сохранить автомобиль на все заезды. Видел, что мои соперники сходят, понимал, что нужно поберечь технику.

– Перед стартом было много опасений, что для «Легенд» кроссовая трасса окажется непосильной.

– На самом деле для нас она действительно сложная. По мощности наш класс, наверное, самый слабый. Покрытие тут очень вязкое, а с учетом поливки водой еще и скользкое, плюс достаточно большие выбоины образовались. Однако половина участников из нашего класса добралась до финиша.

– Ты бы еще раз сюда приехал?

– Да, планирую вернуться, если здесь будет зачетный этап. Наверное, даже с удовольствием приеду! Посмотрю, что можно придумать с машиной, чтобы она вела себя более уверенно.

Гонщик

Команда

1

Олег Кавкель

Racing Brothers

2

Дмитрий Куратник

Тар-тар

3

Игорь Якубович

BMW Cup

Классы «переднеприводников»: за явным преимуществом

В классических зачетах автокросса «Д1» (здесь соревнуются машины с моторами до 1,6 л) и «Национальный-2000» (максимальный объем понятен из названия) заезды были в основном похожими. В обоих классах был однозначный лидер, а остальным участникам приходилось бороться за оставшиеся места.

Или хотя бы просто попытаться доехать до финиша! Например, в первом заезде «Национального-2000» из пяти гонщиков клетчатый флаг смог увидеть только Григорий Голобородько, который и стал победителем по итогам дня. Столько сходов за семь кругов гонки – причина в слишком сложной трассе или плохом обслуживании гоночных автомобилей?

«Отчасти стереотип о плохой подготовке машин, возможно, и правда, – считает победитель гонки в «Национальном-2000» Григорий Голобородько. – Но на мой взгляд, сегодня была очень сложная трасса. Много песка, плюс ее «перелили», местами было очень скользко. Как мне кажется, такое количество воды просто не нужно, особенно в поворотах. На буртах руль выбивало из рук, да и машине тяжело крутить колеса в песчаных ямах. Большое количество сходов – это ожидаемо.

Какие у меня были сложности в заезде? Наверное, только борьба с самим собой – не ошибиться, контролировать машину. Подготовлена она была просто прекрасно, спасибо за это механикам».

Гонщик

Команда

1

Григорий Голобородько

РУСЦ ДОСААФ

2

Виталий Боярский

Гродненская ООС ДОСААФ

3

Александр Шараев

Город Борисов

В «Д1» история была похожая – Сергей Выдронок улетал от соперников со старта, и только в первом заезде испытал трудности.

«В первом заезде спустя три круга после старта мотор начал «строчить», – объяснил победитель этапа в дивизионе «Д1». – Как оказалось, сел аккумулятор, потому что заклинил вентилятор. К концу заезда, соответственно, двигатель немножко «подогрелся». Но удалось финишировать первым благодаря заделу в начале заезда. А так последние четыре круга ехал и страдал, надеялся, что машина дотянет. Вот второй заезд прошел без проблем.

Состояние трассы? Повезло с погодой и условиями, дорога была «ездабельной». Кросс подразумевает, что трасса будет разбиваться. Но спасибо организаторам, сегодня грейдер постоянно что-то ровнял, заодно поливали трассу, сильного дискомфорта мы не ощутили. Сама конфигурация немножко медленная из-за песчаного покрытия, а в остальном как любая трасса такого же уровня».

Во втором заезде за спиной 25-го эффектную разборку за места в топ устроили гродненец Николос Шурба, витеблянин Виталий Ододюк и оршанец Алексей Козловский. Гонщики несколько кругов подряд менялись местами, второе место смог вырвать Виталий Ододюк.

Гонщик

Команда

1

Сергей Выдронок

РУСЦ ДОСААФ

2

Виталий Ододюк

Витебск

3

Николос Шурба

Гродненская ООС ДОСААФ

Багги: дубль в домашней гонке

Машины с открытыми колесами в кроссе традиционно самые быстрые. Например, в квалификации Арсений Статкевич стал единственным на быстром круге, кто смог выйти из минуты. Жаль, в гонке пилота подвела техника, добраться до подиума он не сумел.

Заезд в «Д3-Багги» прошел под диктовку местных спортсменов, Николая Шерого и Дмитрия Дубенца. Однако Коля до финиша в первом заезде не добрался, а итоговый результат в кроссе определяется по сумме двух заездов. Даже несмотря на победу во втором заезде, Шерый остался с «серебром», а победил его сокомандник.

Гонщик

Команда

1

Дмитрий Дубенец

Город Борисов

2

Николай Шерый

Город Борисов

3

Вячеслав Коцюба

Смоленская обл., РФ

Ради эксперимента на кроссовую трассу выпустили и технику из трекового класса «Багги». Она не такая подготовленная, хотя и не менее быстрая – в квалификации лучшим из «Д3-Багги» этот зачет уступал всего пару секунд. В заездах за победу сражались Виталий Райко и Андрей Коляда – эти двое обе мини-гонки держались максимально близко друг к другу. Лучшим из остальных стал Валерий Хвесько.

«Первая гонка, но не последняя»

Кроссовый сезон стартовал, но что дальше? Пока организаторы обещают, что чемпионат в этому году состоится, но точный календарь пока неизвестен.

– Хорошо, что сегодня провели первый этап! – радуется борисовский автокроссмен и организатор гонок Николай Шерый. – Будем думать с Сергеем Лапицким, как и что дальше. Есть трасса в Бобруйске, есть в Орше, в Витебске нужно посмотреть, в Гродно классная трасса – она новая, хорошая, но мы по ней никак не можем проехать.

– Сегодня за организацию взялась команда РСТЦ ДОСААФ. Ты почувствовал разницу с тем, что было раньше?

– Конечно почувствовал, нагрузка на меня уменьшилась. Вроде бы делаю тоже самое, но по факту оставалось только приехать на трассу и показать грейдеру, что делать. Намного проще, мне с Сергеем классно работать. Мы прислушиваемся друг к другу, нашли общий язык. Будем надеяться, что это наша первая гонка, но не последняя.

Главная машина автокросса. «Восьмерки» в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!