Сегодня команду встретили на территории завода, где журналисты смогли расспросить участников «МАЗ-СПОРТавто» об успехе на ралли. Автобизнес публикует наиболее интересные выдержки из беседы, в которой нашлось место как фразам о победе, так и набившим оскомину вопросам про серийные и белорусские детали в гоночном грузовике.

Справка Автобизнеса

«Шелковый путь» – престижное международное ралли, которое проводится с 2009 года. «МАЗ-СПОРТавто» принимает участие в грузовом зачете с 2010 года. Нынешняя победа – первая в истории для белорусского грузовика. Ранее экипаж Сергея Вязовича успел забрать две «бронзы» (в 2013-м и 2022-м) и одно «серебро» (в 2021-м).

В 2023-м гонка проходила с 6 по 15 июля. Маршрут протянулся из Казани до Москвы, заезжая в Уфу, Магнитогорск, Оренбург, Самару, Волгоград и Липецк. В общей сложности участники проехали больше 5000 километров.

«МАЗ-СПОРТавто» в этом году представляли три экипажа, каждый из которых состоял из пилота, штурмана и механика:

Сергей Вязович – Павел Гаранин – Андрей Кругельский (победители грузового зачета 2023);

Алексей Вишнеский – Максим Новиков – Сергей Сачук (6-е место);

Виталий Мурылёв – Александр Швед – Павел Мурылёв (11-е место).

Гонщики КАМАЗа впервые за 8 лет проиграли домашнюю гонку: экипаж Эдуарда Николаева занял вторую позицию, отстав от Вязовича на 11 минут 46 секунд, третьим оказался грузовик Андрея Каргинова (+16:34).

О победе

– Сегодняшняя победа – это результат многолетнего труда команды, – начинает рассказ победитель гонки Сергей Вязович. – Она начинала свой путь в 2010 году как раз с «Шелкового пути». Два человека из тех времен присутствовали с нами и на этой гонке, это работники экспериментального цеха. Экипажу только оставалось показать результат той работы, которую команда проводит в межсезонье, когда многим кажется, что ничего не происходит. На самом деле в это время происходит огромный объем работы по усовершенствованию автомобиля, его узлов и агрегатов.

Мы знали много случаев, когда победитель терял победу прямо на последнем этапе. Говорить о том, что гонка выиграна, не пересекая финишную линию, не поворачивался язык. Это наше суеверие.

О неудаче экипажа Вишневского

– Были ошибки по навигации, – объясняет пилот второго экипажа минской команды Алексей Вишневский, который выиграл первый день ралли. – На втором спецучастке мы стартовали первыми, а потом блуждали минуты четыре. На каменистом спецучастке шина то ли прокололась, то ли взорвалась – тоже потеряли время. На третьем этапе мы лидировали на протяжении 250 километров, но за 40 километров до финиша опять возникла проблема с навигацией. Так мы накрутили 20 лишних километров. Пытались отыгрываться, но то шланг гидроусилителя, то ступица… Так мы и насобирали лишнее время.

Хотели побороться за топ-3, но выступление у нашего экипажа получилось плохим. Думаю, на 5 из 10. Есть нюансы: вроде бы и скорость присутствует, но просто не везет. Не знаю, почему так…

Об «изоляции» и мотивации

– Вроде бы сейчас спортсмены находятся в изоляции, но при этом ребята из команды сохранили огромную мотивацию, – продолжает разговор Сергей Вязович. – Они продолжают работать на высочайшем уровне для того, чтобы наш грузовик достойно представлял МАЗ и Беларусь на соревнованиях. Многие говорят, что на «Шелковом пути» в грузовом зачете было немного команд, всего четыре производителя (МАЗ, КАМАЗ, «Урал» и ГАЗ. – Прим. Автобизнеса). Однако самым титулованным и мощным всегда оставался «КАМАЗ-Мастер». Безусловно, победа на домашней для них трассе говорит о том, что мы имеем мощнейший на сегодня грузовик.

Что дальше? Нужно сохранять мотивацию. В команде есть ребята, которые не имеют такого количества наград, но обязательного будут его иметь. Мы к этому стремимся, передаем опыт. В идеале мы бы хотели занять все три ступени подиума нашей командой.

О «Белшине»

– В прошлом году Michelin постоянно взрывались, и только прилагая неимоверные усилия, используя командную тактику, нам удалось добраться до подиума. Сразу после этого мы обратились на «Белшину» с просьбой дать нам резину на испытания. Использовали несколько видов, специалисты выезжали с нами на два осенних этапа чемпионата России. По результатам мы получили заверения от предприятия, что эти колеса выдержат нагрузку.

Мы используем серийную шину Бел-248. Никакого специального протектора нет, гоночных шин для ралли-рейдовых грузовиков не существует. Шины во время движения по трассе переживают нагрузки, кратно превышающие их технические характеристики. И никаких проблем, потерь времени у нас не случилось. Так что запас прочности приличный! Ребята сдержали свое слово, а мы привнесли в наш грузовик еще большего белорусского.

О серийном и белорусском в гоночном МАЗе

– Этот вопрос избит. Читая комментарии, мы просто хохочем. Люди либо настолько пропускают информацию мимо ушей, либо принципиально пытаются нас уколоть. Это вызывает только смех.

Наш автомобиль, за исключением двигателя и амортизаторов, собран из серийных деталей. Мы и речи не ведем о том, что все детали тут белорусского производства. Но серийная техника МАЗ собирается из тех же деталей! И этот факт иронии почему-то не вызывает. А когда эти же детали используются в гоночном грузовике, сразу возникают вопросы.

Пробежимся по грузовику. Нет секрета, что мы используем двигатель Caterpillar, но подходящего серийного мотора у МАЗа нет и никогда не было. Во времена СССР для гоночных машин использовали ярославские или тутаевские агрегаты – считай, это все равно импорт. После 1990-х МАЗ можно было заказать с любым мотором: MAN, Weichai, Renault…

Коробка в нашем автомобиле – «автомат» Allison. Такой же агрегат используется в автобусах, которые ездят по городу. «Раздатка» такая же, как в полноприводных машинах МАЗ. Карданы из Набережных Челнов – серийная труба, просто иного размера, потому что у нас другая компоновка. Мосты Sisu, которые зачастую используются на пожарных автомобилях. Кабина, топливные баки – это серийное, передняя часть – от тягача 6440. Система видеонаблюдения точно такая же, как в пассажирских автобусах, просто камеры направлены вперед и назад, а также на узлы и агрегаты автомобиля, а не на пассажиров в салоне.

Поэтому говорить о том, что грузовик собран из серийных деталей, – это корректно. Говорить о том, что детали только белорусские, – конечно же, такого нет. Хотелось бы, чтобы эту разницу наконец-то запомнили. Вдобавок по ходу гонки мы проводим испытания узлов и агрегатов, начиная от малолистовых рессор и заканчивая «раздатками» и прочим для того, чтобы еще раз убедиться в запасе прочности для серийных автомобилей.

О связи с «бронзой»-2013 и сходом в 2019-м

– Ох, многое изменилось с той поры, всё уже и не вспомнить! В 2013-м с Павлом Гараниным мы только мечтали о победе на «Шелковом пути». Сидели тогда с ним и не понимали: как можно так быстро ехать, добиваться успехов?

Мне посчастливилось управлять всеми типами грузовиков, даже тем, который Александр Василевский в 2012 году выводил на первый «Дакар». Сегодняшняя машина – это огромный прорыв в техническом развитии. Многим не верится, но мы практически все узлы и агрегаты используем от серийной техники.

Что касается спортивного подхода, то, конечно же, он кардинально изменился. Особенно если речь идет обо мне: раньше я ехал за каждым метром и каждой секундой прямо сейчас. Теперь мы выстраиваем стратегию на целую гонку относительно всех экипажей команды. В этот раз мы часто вспоминали «Шелковый путь 2019»: тогда лидировали, но лично я как пилот допустил фатальную ошибку за два дня до финиша, разбил грузовик. У нас было даже большее преимущество, чем теперь. Всю нынешнюю гонку я и себе, и команде обещал, что такой «подарок» не повторится. Мы сумели выдержать морально, правильно рассчитать стратегию.

Большая заслуга Павла Гаранина не только как штурмана, но и как заместителя начальника команды, и Константина Синебока, второго заместителя, в налаживании процесса подготовки. Был такой момент перед гонкой: я получил небольшую травму, почти на месяц выбыл, но ребята взяли всё в свои руки, организовали как надо. Это говорит о том, что за эти годы все члены команды вышли на совершенно другой уровень и психологии, и самоотдачи. Будь то начальник команды или слесарь – все отдают отчет, что именно от их работы зависит как успех, так и неудача. Ни над кем в команде стоять не надо, это наша особенность.

Об удаче

– Было очень много моментов, которые, кроме как удачей, объяснить нельзя. Но есть же поговорка: удача любит сильнейших. На этот раз мы хорошо подготовились, были сильно мотивированы. На седьмом этапе мы виртуально упустили лидерство, но на финише всё сложилось так, что иначе как знаком судьбы это не назовешь. Однако только на удачу мы не рассчитывали. Мы всегда готовимся к самому худшему раскладу, самым серьезным испытаниям.

Для нас последние 5-6 лет был только один главный конкурент – это «КАМАЗ-Мастер». Мы рады, что, даже несмотря на изоляцию, мы можем соревноваться с лидером мирового грузового зачета. И не просто соревноваться, а меняться с ней местами! Это наша цель – стать командой номер один. Цель непростая, мы делаем первые шаги…

О самой большой сложности

– Сложнее всего было выдержать психологическое давление. Оно разделяется на этапы: давление со стороны соперников в гонке и тот груз ответственности, что мы несем перед предприятием и страной. Команда же понимала, что за ней следит республика, за нами стоят 15 тысяч работников МАЗа, которые ждут положительных эмоций. У нас нет возможности совершать ошибки.

О трассе с позиции штурмана

– Владимир Чагин не сделал маршрут таким убойным для автомобилей, как в прошлые годы, – говорит штурман победного экипажа Павел Гаранин. – Было меньше песков, но при этом гонка была самой быстрой в моей жизни. Мне как штурману пришлось работать над скоростью реакции.

Мы часто ехали первыми, нужно было внимательно следить за дорогой. Ориентироваться на след невозможно, нужно опираться только на «книжку». Очень много малозаметных дорог, по которым можно было уехать мимо. Этот «Шелковый путь» запомнился именно скоростями. Бездорожья было меньше, чем раньше, но легче не стало.

О работе экипажа и ночных механиков

– У Андрея довольно скрытная работа. Всю гонку мы работаем с Пашей: я молчу, а он говорит, куда ехать, – объясняет Сергей Вязович. – После финиша начинается работа механика. Всегда отмечал, что это самая тяжелая часть. Механик всю гонку с нами в кабине, испытывает все физические нагрузки. Со штурманом я могу пойти отдыхать, а Андрей продолжает работу с автомобилем и группой ночных механиков.

В этом году у нас бывали очень ранние старты, в 5-6 часов утра уже нужно было вставать. Наши кровати находятся на первом этаже автодома, и я нередко приподнимал шторку – видел, что ни в час ночи, ни в два часа, ни даже в три часа Андрея еще не было. Как правило, работы могли продолжаться до пяти часов утра, Андрей ежедневно находился в таком режиме, а в 6:00 уже садился с нами в машину. Единственное время отдохнуть у него оставалось, когда мы подъезжали к старту и возвращались на бивуак после финиша.

Так что в процентном соотношении я бы отдал большую часть успеха нашего автомобиля на трассе этим ребятам. К сожалению, они намного реже попадают в кадр, но я хочу, чтобы о наших механиках тоже знали. Это очень крутые профессионалы, они молча и в дождь, и в темноте делают свою работу без контроля над ними – и это самое главное. Они никогда не филонят.

О работе механика из первых уст

– На сон уходило два-три часа, – признается механик победного экипажа Андрей Кругельский. – По сравнению с предыдущими гонками это даже много! Раньше бывали такие моменты, в том числе на «Дакаре», когда экипаж уже готовился к выезду на спецучасток, а я бежал умываться и тут же запрыгивал в кабину.

Не скажу, что какому-то определенному узлу на прошедшей гонке доставалась наибольшая нагрузка. Машина – это единое целое, она круто отработала. Больших технических проблем не возникло. Мы не останавливались, доезжали до финиша. При осмотрах между этапами тоже не вылезало никаких проблем. В целом было нелегко, но не могу сказать, что суперсложно.

Вся команда очень долго шла к этой победе. Гордость и радость просто зашкаливают. Сейчас понимаешь, что мы все-таки выиграли, наконец-то приходит это чувство. Уже отпраздновали? Думаю, всё еще впереди!

О планах

– В этом году мы примем участие в двух этапах чемпионата России, – анонсирует Сергей Вязович. – Гонки пройдут в сентябре и октябре в Ульяновске и Арчеде. К сожалению, в этом году мы не набираем очки в чемпионат, такова позиция Минспорта РФ, поскольку экипажи «МАЗ-СПОРТавто» выступают под белорусской лицензией – это принципиальный для нас момент. При этом в рамках чемпионата разыгрывается Евро-Азиатский кубок. В его зачете мы лидируем с двумя победами.

Грузовики в базе объявлений Автобизнеса