Старые грузовики и поклонение "японцам"

Первое, что бросается в глаза, – на городских улицах и пригородных дорогах полно старых, даже древних грузовиков. Потрепанные жизнью КамАЗы, МАЗы и ЗИЛы нещадно дымят и с трудом везут свою тяжкую ношу.

Если же говорить про легковой транспорт, то это преимущественно "японцы". Много машин из 1990-х, особенно на периферии.

В тех же горах на каждом шагу – полноприводные микроавтобусы Mitsubishi Delica разных поколений. В городах – легковушки самого разного возраста и состояния. Есть, конечно, и европейские модели. 

В крупных городах – много новых и просто свежих машин. Плюс каршеринг, прокатные электросамокаты. В общем, все как у всех.

Ну а народная марка это… Toyota! Camry, Land Cruiser, Land Cruiser Prado. Они буквально на каждом шагу, их преимущество над всеми остальными марками (пусть и субъективно) очевидно. Причем неважно, говорим про старые машины или про очень свежие, все равно везде Toyota.

Что такое автомобиль для казахстанцев? – спрашиваю у человека в теме – журналиста и блогера Елены Никитенко, которая составляла нам компанию в нашем путешествии по стране и практически выступала в роли гида.

– Автомобиль для казахстанцев – это все! Желательно при этом, чтобы он был "понтовым". Если уж берут, то в максимальной комплектации – когда есть деньги. Если вы заметили, есть или дорогие машины, или очень дешевые. Очень небольшая средняя прослойка. Если человек решается на кредит, он уже готов брать "на все". Ну как это, "Крузак" без кожи?

– На улицах вижу много дешевых свежих машин – тоже берут?

– Да, у нас полно Lada Granta и Vesta, Ravon разных моделей, Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo. Эти машины берут таксопарки, каршеринг, вообще на предприятия. Но их покупают и частники, потому что это ликвидные машины, их легко продать.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2020 году жители республики приобрели 93 тысячи новых автомобилей. При этом на долю машин местного производства пришлось 73% продаж. В топ-3 брендов вошли Hyundai (17.856 шт.), Lada (17.453) и Toyota (10.081).

– Покупают за свои или берут в кредит?

– По-разному. Обычный кредит – это 18-20 процентов годовых. Но если машина производится в Казахстане, то предоставляется льготная программа – до 7 процентов годовых: сама ставка 4 процента, но с учетом всех дополнительных платежей получается примерно столько. Раньше кредиты оформляли массово, теперь стали подходить дифференцированно, потому что было много тех, кто кредит брал, а потом понимал, что не может его тянуть, и возвращал автомобиль. Хотя кредит оформляют на большой срок, 5-6 лет, тогда ежемесячный платеж всего около 60.000 тенге, или порядка 140 долларов.

Кстати, собеседница говорит, что в кредит покупают и подержанные автомобили. И это тоже выход: при отсутствии денег казахстанцы вместо купли-продажи частенько совершают обмен. А еще последнее время популярны компании, которые предлагают услуги по Trade-in, комиссии и выкупу. В общем, все то же, что и у нас.

- А как обстоит дело с обслуживанием?

- Сервис в мегаполисах эволюционировал от "дяди Васи" в соседнем гараже до нормальных СТО с обслуживанием, зоной ожидания и, порой, бесплатным кофе. Это удобно, хоть и чуть дороже. Но ты не стоишь по колено в масле, пока ждёшь машину. Однако расстояния у нас большие, и где - то за городом таких сервисов мало - там делают все по старинке. Но и автомобили там соответствующие. Им не нужен большой сервис и кофе. Им нужно починиться и ехать дальше.

- А чинить вообще умеют? Без агрегатной замены?

- Умеют. Есть очень хорошие специализированные сто, например, по BMW. И я не про официальный сервис. Ребята знают машины, любят их, разбираются и могут убрать любую поломку. Есть конечно много таких, кто только поменять и может.

Дороги, водители и штрафы

– Мне показалось, что дороги у вас хорошие…

– Это мы просто по хорошим ездили. Например, дорога в Нурсултан – это ужас. А ведь это трасса, соединяющая две столицы. 1200 километров приходится ехать два дня. Дорога узкая, с колейностью, там бесконечный ремонт. Ехать по ней страшно и долго. Пробиваются колеса, поддоны. Суровая трасса. 

– Как ездят казахстанцы?

– А вы за эти несколько дней не оценили? – смеется Лена. – В разных городах по-разному. Если бы вы попали в Шымкент, то, возможно, просто поставили бы машину на обочине и сказали, что лучше пойдете пешком. Там очень все быстро, хаотично, все "подрезают", ПДД не соблюдают. Точнее, у них свои правила. И когда ты туда приезжаешь, то или ездишь как они, или вообще не ездишь.

В крупных городах сейчас ездят относительно нормально. На самом деле в Алматы достаточно высокая культура вождения, но лет 10-15 назад здесь было примерно так же, как в Шымкенте. Теперь же стали ездить намного культурнее. Нас научили останавливаться на пешеходных переходах – была отработка, очень много штрафов.

– Кстати о штрафах: как с ними обстоит дело?

– Штрафы очень высокие. Превышение скорости от 10 до 20 километров в час "стоит" 7000 тенге (16$), а более чем на 20 – 14.000 тенге (32$). Если превышение выше, штрафуют с большим штрафом, до 50.000 тенге (116$), причем второй раз и штраф будет выше, и грозит лишение "прав" с последующей пересдачей.

По состоянию на февраль 2021 года средняя зарплата в Казахстане составила 223.213 тенге (порядка 537$ на тот момент).

Полиции у нас довольно много. Они на скорость "ловят" обычно на трассах, прямо в лоб "стреляют". А в городах с радарами не стоят: сейчас на улицах поставили "Сергеки" – автоматические камеры. Зато активно пробивают водителя по базе. Если едешь без "прав" или техосмотра, без страховки, если у тебя куча неоплаченных штрафов.

А как насчет налогов?

Ежегодный налог в Казахстане зависит не от массы автомобиля, как у нас, и не от мощности, как в России, а от объема двигателя. И если за малолитражки надо платить сущие копейки, то хороший литраж обойдется дорого. Как вам без малого 800$ каждый год за двигатель объемом более 4 литров? 

Объем двигателя, л

Сумма, тг. ($)

До 1,1

2917 (6,8)

1,1-1,5

5834 (13,6)

1,5-2

8751 (20,3)

2-2,5

17.502 (40,8)

2,5-3

26.253 (61,2)

3-4

43.755 (102)

Более 4

341.289 (795,8)

А из Европы и США машины пригоняют? – спрашиваю Лену. 

– Нет. Сейчас это невыгодно что из Европы, что из России, потому что у нас очень большой платеж при первоначальной постановке на учет плюс утильсбор. Там более трех тысяч долларов сверху получается, и это не считая таможенной пошлины! Что нивелирует всю привлекательность цены "там". Эти меры ввели, чтобы машины не ввозили извне. Когда в России рубль обвалился, казахстанцы выкупили там все: мебель, технику, даже квартиры в Омске... 

После нашего разговора я изучил тему. Действительно, при постановке на учет импортируемого автомобиля платеж может оказаться весьма внушительным. Так, первичная регистрация машины старше 3-х лет обойдется в 1.458.000 тенге, или 3400$! Столько же придется заплатить еще и за утильсбор, если объем двигателя от 2,0 до 3,0 л. Можно сэкономить, если взять двигатель меньшего объема. Например, если он до 2,0 л, платеж составит 1793$.

Зато дешевое топливо. Но есть нюансы

Цены на заправках вызывают зависть. Судите сами: 92-й бензин в переводе на наши деньги стоит 1,02 руб.,  95-й – 1,21 руб., а дизельное топливо – 1,13 рубля. Почти в два раза дешевле! Правда, собеседница говорит, что топливо периодически дорожает, поэтому многие переходят на газ. А вот дизель в Казахстане не очень популярен.

– У нас само дизтопливо плохое. Его еще "переваривают" старые моторы, а вот современные к качеству гораздо более чувствительны. Например, когда первое поколение Touareg завезли с дизельными моторами, они потом все на сервисе стояли. Duster дизельный стали завозить только два года назад, да и то при продаже предупреждают, что ответственности не несут, если причиной отказа будет плохое топливо. Так что если заправляться, то только на проверенных заправках. А если ты едешь в глубинку и видишь старые заправки, то должен понимать, что будешь заправляться неизвестно чем.

Если едешь на большое расстояние, 500-1000 километров, лучше брать с собой канистру. Если закончится топливо, заправки может не быть. Не то что хорошей, вообще никакой. Может быть вообще степь, где нет ни населенных пунктов, ни связи, вообще ничего.

Соответственно об электромобилях можно только мечтать. Как далеко на них уедешь от розетки? Поэтому электромобили можно увидеть в крупных городах. 

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!