История создания этой удивительной машинки началась в начале 1950-х годов. В Италии владелец мотоциклетной фирмы Iso ("Исо") Ренцо Ривольта (R.Rivolta) и авиационный инженер Е.Прети (E.Preti) создали проект небольшой экономичной машины, рассчитанной на перевозку двух человек. В 1953 году первый опытный образец был построен все той же итальянской компанией Iso, которая до этого собирала холодильники, а чуть позже - мотороллеры и маленькие трехколесные грузовички. 

Первую микролитражку решили назвать Isetta ("Изетта", то есть "маленькая "Исо"). Отличительной особенностью машинки было размещение водителя и пассажира рядом друг с другом, но попасть в салон автомобиля можно было, только открыв всю переднюю часть кузова! Модель изначально оснащалась одноцилиндровым четырехтактным мотором объемом 247 куб. см, заимствованным у мотоцикла BMW R2.

Автомобиль представлял собой однообъемный кузов в форме большого пузыря. Характерной его чертой стали маленькие фары, заключенные в обтекатели. Имелись даже боковые зеркала, но окна пришлось сделать сдвижными. Главную роль в вентиляции салона играл люк в крыше, который был задрапирован непромокаемой тканью.

Двигатель от BMW развивал 9,5 л.с., а ручная коробка помимо 4 передач вперед имела и одну заднюю. У Isetta были в наличии все четыре колеса, хотя с определенного ракурса могло создаться впечатление, что их только три, ведь расстояние между задними колесами составляло всего полметра, поэтому их трудно было увидеть под кузовом машины.

В Европе 50-х годов прошлого века особо маленькие машины пользовались популярностью. Ведь небольшой расход бензина, малые габариты и вес были существенным преимуществом перед полноценными легковыми машинами с большим расходом топлива. Именно эти обстоятельства не позволяли известной европейской автомобильной фирме BMW решить финансовые проблемы. 

В 1951 году она выпустила свой первый послевоенный автомобиль BMW-501, но он оказался очень дорогим и не пользовался успехом на рынке. Над фирмой нависла угроза банкротства. В 1955-м ситуация стала катастрофической, и компания срочно должна была найти решение. И в том же году руководство BMW приняло решение о покупке лицензии на производство Isetta у итальянской фирмы.

"Изетта" стала одним из самых успешных микроавтомобилей, производившихся после Второй мировой войны, когда дешевые автомашины были наиболее востребованы на рынке. Несмотря на то что конструкция была создана в Италии, она собиралась в ряде стран, в том числе в Испании, Бельгии, Франции, Бразилии, Германии и Великобритании.

Из-за вагонной компоновки, панорамных стекол и округлых форм Isetta называли "автомобилем-пузырем". Такое название позже заимствовали другие аналогичные транспортные средства. В разных странах были и свои прозвища. В Германии - das rollende Ei ("катящееся яйцо") или Sargwagen (что-то вроде "гроб-автомобиль" - название, наверное, появилось из-за очень малого расстояния между сидящими в салоне и встречным транспортом). Во Франции - yogurt pot ("кувшин с йогуртом"). В Бразилии - bola de futebol de fenemе ("футбольный мяч из FNM"), в Чили - huevito ("маленькое яйцо").

Успешные продажи Isetta заставили немецких инженеров взяться за модернизацию машины. Первым делом они повысили мощность двигателя до 13 л.с., что улучшило разгонные характеристики. Автомобиль оказался очень подходящим для городских условий того времени, ведь в 1956 г. случился Суэцкий кризис, который привел к острому дефициту нефтепродуктов. 

В сложившейся обстановке экономичная "Изетта" оказалась весьма кстати. И смешная маленькая машинка стала чрезвычайно популярной. Считается, что именно производство этого автомобильчика позволило концерну BMW спастись от неминуемого банкротства. 

За восемь лет производства было сделано всего два варианта Isetta с индексами 250 и 300. Для дальних поездок был разработан небольшой прицеп. В него можно было уместить все необходимое. Несмотря на незамысловатость, машина была очень надежна в техническом плане, а ее единственным недостатком был кузов, подверженный коррозии. 

В 1962 г. производство Isetta было завершено, так как в Европе появился Austin Mini, который стал пользоваться успехом. Но удивительных машинок со входом спереди было выпущено в общей сложности около 170 тысяч штук.

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид Antro Solo: пассажиры, хотите доехать? Ждем солнца и жмем педали!

Идеальный дом на колесах: с гаражом для легковушки и крейсерской скоростью 150 км/ч

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!

Великий Бертоне, великая "Альфа-Ромео"!

2-в-1: Как скрестить автомобиль и вертолет и остаться в живых

ГАЗ на воздушной подушке. Для кого, для чего

Ford 50-летней давности: запас хода - 8000 км, вместо двигателя - атомный реактор

Peel P-50 и Trident: самые маленькие автомобили в мире

Почему автобус не встал на рельсы. История необычного РА-1

Летающий Willys: как из внедорожника делали "десантника"

Самые длинные лимузины в истории: на базе "Боинг-727", длиной 30 метров

"Мессершмит" на колесах: почему немецкий производитель самолетов стал выпускать автомобили

Самый большой седан в мире, тянувший сверхзвуковую "тушку": история загадочного МАЗ-541

С винтом наперевес: как аэромобиль 20-х годов стал серийной машиной 

Вот бы МАЗ такое создал: как заработать на плавающем автобусе?