Омоложение парка, пусть и за счет так называемых "бюджетников", бесспорный плюс. Но, судя по статистике Белорусской автомобильной ассоциации, скучать официальным дилерам не приходится: лидер рынка Renault интенсивно наращивает продажи, Volkswagen уже даже не второй, а третий в рейтинге продаж новых легковых авто, а марка KIA по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за шесть месяцев продала на 990 автомобилей меньше, сместившись с 3-й позиции на 10-ю. Зато сильно прибавил в продажах Nissan, прорвавшийся с 8-го на 2-е место в рейтинге официальных продаж новых авто, - его продажи в первом полугодии выросли на 1172 автомобиля.

Вообще марки, в нынешнем году по количеству реализованных авто превзошедшие результаты прошлого года, можно пересчитать по пальцам: Renault (+1209 авто), Nissan (+1172), ВАЗ (+200), Hyundai (+48), Skoda (+41), Great Wall (+21), Chery (+17) и Subaru (+17). У остальных в продажах минусы. Самые значимые после KIA - у Mitsubishi (-248 авто), Ford (-172) и Citroёn (-167). Нет поводов для оптимизма у Chevrolet и Volkswagen, доля рынка которых сократилась более чем на 1,2%.

Попробуем проанализировать причины столь существенных рокировок на рынке новых легковых авто, проданных на территории Республики Беларусь через официальные дилерские сети. Ведь белорусы ни KIA, ни тем более Volkswagen не разлюбили. Более того, у обеих марок в продуктовым портфеле есть доступные машины, производимые в РФ. Тем не менее их продажи падают.

Отчасти неудачи KIA можно списать на смену модели Rio, претерпевшей серьезный фейслифтинг, но даже этот факт не объясняет снижение продаж на 990 машин. Быть может, дело в нашумевшей истории с постановкой на гарантию автомобилей, приобретенных в РФ? Тоже не аргумент. Вероятнее всего, ответ - в ценообразовании, при котором в условиях Таможенного союза просто нельзя не считаться с российским ценником. Белорусская цена самого доступного KIA эквивалентна $10.600, российская - $9550. Цена билета до Москвы не тайна, а тот, кто собирается приобрести бюджетное авто, деньги считать умеет.

Успех Renault и Nissan тому подтверждение. "Дельта" в цене минимальная, и покупатели предпочитают отдать деньги белорусским дилерам. Еще один важный в нынешних реалиях фактор - наличие машин на складах. После того как в конце 2014 года некоторые дилеры имели глупость предложить людям, сделавшим 100-процентную предоплату, забрать деньги, закрыв глаза на курсы валют, лимит доверия к сделкам под заказ сошел на нет. 

Впрочем, российские цены тоже не панацея. Важна абсолютная цена автомобиля. Судя по списку самых популярных авто за 6 месяцев текущего года, вниманием покупателей пользуются машины в ценовом диапазоне $9000-15.000 в рублевом эквиваленте. И это ответ на вопрос о причине многократного снижения продаж Mitsubishi, дилер которой открыл новый концептуальный центр и совсем недавно начал торговать по российским ценам.

Еще одно слагаемое успеха - наличие полноценной дилерской сети в регионах. Все просто: во-первых, по маркетинговым канонам товар идет к потребителю, во-вторых, в случае с автомобилями на последующие плановые ТО не нужно ездить за 200-300 км (вопрос очень актуальный для корпоративных клиентов), наконец, в-третьих, на своей территории жители периферии чувствуют себя куда увереннее и безопаснее, чем в столице и за границей. 

Можно было бы на этом закончить, но не у нас в стране, где развитие рынка весьма сильно зависит от многочисленных косвенных факторов. Судите сами: в РФ, от которой мы очень сильно зависим, рынок новых авто в июне упал на 29,7%, а в Беларуси не без помощи банков, снизивших ставки по рублевым депозитам, люди, наоборот, понесли деньги в автосалоны. Видимо, в чудо мегастабильности белорусского рубля мало кто верит. И лучше уж новый автомобиль, чем финал как у старухи в пушкинской "Сказке о рыбаке и рыбке". И дело не в инвестициях в автожелезо, которые можно рассматривать только в случае с коммерческим транспортом, а в отчаянии и желании жить одним днем.

Второй фактор, очень сильно влияющий на белорусский рынок новых авто,- массовый "экспорт" машин из РФ в моменты ослабления российской валюты. Объемы регистрации новых машин в ГАИ в Беларуси - тайна за семью печатями, почему - не понятно, но это явно кому-то выгодно. Однако в российских СМИ нет-нет да и всплывают данные, позволяющие оценить объемы ввоза новых авто из РФ. И тут наступает откровение. При 11.391 автомобиле, проданном "официалами", количество новых машин у белорусов увеличилось более чем на 25.000 единиц. Следовательно, деньги у покупателей есть, как есть и понимание разумных цен на новые авто. И то, что объем продаж некоторых представителей дилершипа не достигает и 10% объема приобретаемых белорусами новых авто представляемой дилерами марки, говорит, что на этой кухне "что-то пошло не так".

С одной стороны на автобизнес, да и не только на автобизнес, очень сильно давит остро нуждающееся в деньгах государство, с другой - сами дилеры, за очень редким исключением, не делают ничего, что способствовало бы повышению лояльности к ним покупателей. Разговоры о системе трейд-ин длятся годами, при этом неофициальные автоплощадки имеют в своем активе целый набор схем торговли подержанными авто, а у дилеров из инструментов финансового сервиса худо-бедно работает только продажа страховок и лизинг для юридических лиц. В РФ же финансовый сервис работает давно и успешно. Взгляните на предложение для россиян по Skoda.

Будь у белорусских дилеров нормальный инструментарий по лизингу для физлиц, а у банков - кредиты для покупателей авто по вменяемым ставкам, ситуация могла бы кардинально измениться. Но, судя по всему, пока продажи новых машин не приблизятся к нулю, никто суетиться не собирается. И так же берут… Пока… И это на фоне того, что для обеспечения минимальной рентабельности нормального дилерского центра нужно продавать около 100 машин в месяц. Иначе это уже не бизнес, а мыльный пузырь.

Государственным органам тоже есть о чем задуматься. Запрет на торговлю за валюту поддержал рубль подобно аппарату искусственного дыхания, но веры в него не добавил. В итоге, упади сейчас российский рубль до отметки 65-70 рублей за доллар, белорусы вновь ринутся за машинами к соседям. Проверено на деле! И тут даже младенцу понятно, в чем разумнее было держать сбережения. Да и цыплят, как известно, по осени считают…

Юрий ЛИХУТА
ABW.BY