Организатором «Винтажа», который в этом году пройдет в пятый раз, является Руслан Цурко (он же Navigel). В преддверии выставки ABW.BY поговорил с ним о том, с чего все начиналось, почему пришлось переехать в Футбольный манеж, за что Руслан не любит китайские машины и какой автомобиль считает идеальным для белорусов. И, конечно же, мы обсудили «Вядроўнікі».

«Каждый год на заводе мы разгребали свалку»

– С чего началась твоя любовь к старым автомобилям?

– Это все из детства. У нас в семье были новые «Москвичи». Со временем отец поменял один годовалый 41-й на мечту своего детства – 21-ю «Волгу». Она была в очень плачевном состоянии. Он ее закрыл на год в гараж, сделал, и мы катались на ней лет 10 везде и всюду.

Когда у твоих друзей и соседей уже «скорпы», «гранады» и прочее, а ты едешь на 21-й «Волге», то тоже хочется иномарку. Но отец твердо стоял на своем. И я учился, много ездил на 21-й, на «Москвичах», на всем прочем. А уже позже познакомился с американским кино, кучей журналов, газет, вырезками. Погрузился в мир американского ретро – и все, пропал.

Почему захотелось устроить Vintage Day?

– Ой, все просто. Я много лет был одним из организаторов «Ретро Минска», т.е. уже находился в «ретродвижухе». В 2019 году попал на питерскую выставку Original Meet. Она проходила на территории предприятия «Севкабельпорт». С одной стороны – залив, море, а с другой – цеха старого завода, лютая атмосфера питерского движа. Люди тусят, музыка играет. Захотелось такую историю сделать в Минске, но было непонятно как, где, с кем, кому это надо и прочее.

В 2020-м я последний раз был среди организаторов «Ретро Минска». Меня свели с руководством «Песочницы» – появилась площадка, которая соответствовала моему пониманию того, где может быть Vintage Day. Кинул клич, открыл регистрацию. В первый год собралось 60 машин. Второй год мы тоже провели в «Песочнице», только сделал я уже двухдневный формат, потому что одного дня было катастрофически мало.

А в 2022 году случился прорыв – 228 машин!

– Было понятно, что Vintage Day вырос за два года, всех желающих принять в «Песочнице» уже не может. Плюс это все же открытое пространство. Хотелось чего-то другого.

В мой день рождения товарищ рассказал, что в аренду сдается помещение станкостроительного завода. Прилетел туда, захожу и понимаю – мое. Хотя на заводе не было ни света – ничего. И как раз мой тогда еще инстаграмный знакомый написал, мол, давай что-нибудь замутим. Я ответил: «У меня уже все есть». А он занимается организацией ивентов, сейчас это мой партнер по проведению Vintage Day, Паша.

Мы подали заявку на организацию выставки, нас мурыжили два месяца. Разрешение дали за 9 дней до начала. А это минус реклама, минус все! В итоге мы совместными усилиями, скрипя зубами, за девять дней организовываем на тот момент крупнейшую в Беларуси выставку. Все получилось офигенно!

В 2023 году на тот же завод мы засунули уже 332 машины – это был его предел. Каждый год мы разгребали свалку, боролись с кучей всего. Поэтому, когда стал вопрос, где мы будем проводить юбилейный, пятый, Vintage Day, я сказал Паше: «Все, я на завод не пойду, для меня это место не существует». В итоге мы забрели на Футбольный манеж.

Многие боятся, что в манеже Vintage Day превратится в еще одну «просто автовыставку».

– Футбольный манеж не будет тем местом, которое привыкли видеть на других автомероприятиях, где просто загнали машины, используют внутренний свет там и прочее. Мы готовим совершенно другое наполнение. Технически то, что там будет реализовано, мы не видели ни на одной выставке или автошоу в мире.

Организация Vintage Day становится просто в космические деньги, которые никогда не отобьются. Зачем это тебе?

– Больше скажу: проведение выставки в Футбольном манеже обойдется в 7 раз дороже, чем на заводе. Но я точно знаю, что люди стремятся на Vintage Day. Очень многие и в России, и в Беларуси, и в других странах называют это самым желанным, самым важным мероприятием. О чем можно говорить, если люди себе делают татуировки с логотипом Vintage Day?

Это огромная ответственность, которую я взял на себя в 2020 году. Хочется, чтобы Vintage Day был центром автомобильной культуры не только нашей страны. Хотя планку имиджа мероприятий, и Беларуси в частности, он поднял капитально. Это 100%, и это гордость. Я об этом всегда говорил и буду говорить.

Насколько сложнее сейчас стало привезти в Беларусь классическую машину?

– Стало сложно, но все решаемо. За многие годы работы все новые запреты, все новые санкции и прочее только закаляют, так как пути назад нет. Да, стало дороже, но возить можно. И было, и будет, я уверен.

А старые машины для тебя – это состояние души, хобби или бизнес?

– Это все. Это моя жизнь, невозможно одно оторвать от другого. Я не могу себя не ассоциировать со старыми машинами. Я на них езжу, путешествую очень много. Это не просто там какие-то единичные выезды, это большие и серьезные путешествия.

Это и прекрасная мастерская, хотя там еще пять лет назад никто не знал, как жить со старыми 6-вольтовыми и прочими машинами, а уже сегодня мы ездим в путешествия на 2000 километров за рулем 100-летних автомобилей. И это только начало.

«Китайские машины однозначная потеря денег»

Почему ты хейтишь китайские машины?

– Я не хейчу, я называю вещи своими именами. Это красивая этикетка с отвратительной «внутрянкой». Не говорю за все, только за те, что я тестировал.

Недавно ездил на дилерский тест, не буду называть бренд. Это были подготовленные машины для журналистов и блогеров. За 37 километров у меня перестали работать камеры и сломались задние тормоза. Я с большим удовольствием пересел в свою старую машину после той новой и перекрестился много раз.

Но ты же отдаешь себе отчет в том, что не все фанатеют по старым авто? Кто-то просто хочет новую машину, а выбор есть только среди «китая».

– Я бы тогда рекомендовал смотреть не в сторону новых машин из Китая, потому что это однозначная потеря денег, времени, нервов и, скорее всего, плачевный финал. Я в этом убежден, пусть пройдет 3–4 года. Если я буду не прав, конечно же, я скажу об этом, но уверен, что будет именно так.

При других условиях на рынке, если бы не было того, что происходит сейчас, китайские бренды здесь не выжили бы даже с учетом более низкой стоимости. Народ привык всю жизнь ездить на немецких и прочих авто, а пересаживаться на условный «Айойайой» – это неправильно.

В твоем личном владении есть Range Rover. Расскажи немного про него.

– У нас их два: один – более старый, другой – рестайлинговый. Я езжу каждый день около 200–300 километров, в среднем у меня пробег от 50 до 70 тысяч в год. Мне очень важна хорошая посадка, комфорт и все такое. Поэтому для меня Range Rover L322 – это идеальная машина на каждый день. Но, как и любые другие подержанные автомобили, они стареют, а новых хороших запчастей не возят. Недавно сломался автомат. Мы только с пятой коробки попали в то, что нам подошло, к сожалению.

А второй Range Rover – это 4.2 Supercharger. Тоже прекрасная машина, попала ко мне случайно за очень-очень маленькие деньги, но в ней сделано все, кроме двигателя. Всю «техничку» и электрику перетряхнули, и, собственно, она отлично ездит.

А более свежие «Рейнджи»? Или они тебе неинтересны?

– Это уже индийская история. Я много катался на свежих RR, все не то. Куда более дешевые внутри по материалам, меньше шумоизоляции, тоньше двери. Все это чувствуется, когда ты не просто 10–20 километров проедешь, а когда машину эксплуатируешь неделю. Ты понимаешь, где сэкономили.

С Range Rover и «китайцами» разобрались. А есть ли вообще современные машины, которые тебе нравятся?

– Мне нравится RAM TRX просто потому, что это V8, это компрессор, это «железо железное». На сегодня американцы умеют делать машины. Как правило, это утилитарные вэны, пикапы и все прочее. Chrysler Pacifica последнего поколения – прекрасная машина, которую я бы себе купил.

«На «Вядроўніках» мы открываем Беларусь с тех сторон, с которых ее мало кто знает»

Ты приложил руку к тому, что возникли «Вядроўнікі», групповые путешествия на старых машинах по Беларуси. Вспомнишь, как они появились?

– Это был 2021 год, закрытые границы. А у нас уже появилась машина из 1950-х, Pontiac Silver Streak. Стало понятно, что хочется путешествовать. Меня свозили на экскурсию по заброшкам – и будто в голову электротоком ударило, что можно совместить поездки на старых машинах и прекрасную массу нетуристических мест нашей страны. И вот этот проект уже живет 4 года.

За прошлый сезон мы посчитали, что проехали больше 10 тысяч километров по Беларуси. И это все на старых машинах. В этом сезоне тоже много проехали, и еще куча всего впереди. Открыли и открываем Беларусь с таких сторон, с которых, я уверен, ее мало кто знает.

– При этом есть жесткий критерий: с вами можно ехать на машине не старше 1992 года выпуска. Почему?

– А я бы планочку еще бы снизил – до 1985 года, например. Смотри: образно говоря, я еду на Chrysler Airflow 1935 года выпуска, а замыкают колонну Toyota 2000 года выпуска. Это же смешно, мы получим разные впечатления от поездки. Здесь нужно погружение, а его не бывает без соприкосновения со всем этим: чтобы что-то сломалось, забарахлило в дороге. Совершенно другие ощущения, и я знаю, что говорю. Если маршрут «Вядроўнікаў» я поеду на своем Range Rover, то вообще не пойму, в чем кайф. Будет слишком просто.

– С какой машиной можно безболезненно войти в ретротусовку?

– Безболезненно – ни с какой. Любая машина подразумевает какие-то скрытые истории, боли и все прочее. Нужно отдавать себе отчет в том, что это старый автомобиль, что в любой момент что-то может отвалиться даже в сделанной машине. И с этим нужно жить. Тогда все будет классно.

– На какой старой машине у тебя было самое запоминающееся путешествие?

– Их было множество, но, наверное, самое запоминающееся на сегодня – это поездка в Питер в этом году на Oldsmobile 1927 года выпуска. 2000 километров, это был сумасшедший вызов себе и команде, но все получилось.

Каждый год мы ездим в Питер на выставку White Night Custom, ее проводят наши друзья. Начиная с 2022 года мы, так сказать, повышаем ставки. В прошлом году я сказал, что в 2024-м приеду на машине с деревянными колесами. Все смеялись! Я и сам смеялся, мол, сказал и не подумал. А потом мы нашли эту машину, привезли. Я немножко покатался и обалдел от того, что все-таки можно попробовать.

После первых 150 километров вкатился в нее и уже потом кайфовал. По сути, это карета, но с мотором и механическими тормозами. Тросики и тяги, как в велосипеде.

– Что важнее во владении старым автомобилем: прямые руки или толстый кошелек?

– С толстым кошельком можно вообще не обслужить старый автомобиль. Деньги вообще здесь ничего не решают. Решают кадры и руки – и так во всем мире.

«Вместо W124 пригнал матери и отчиму дизельный Opel Astra J – не могли нарадоваться!»

Идеальная машина для белорусов. Что это?

– Конечно же, первая ассоциация с Passat B3, но люди от этого уже уходят. Идеальный автомобиль для белоруса – это трехлетняя «бэушка», дизельный универсал из Европы, причем абсолютно любой.

Ты сейчас вспомнил про Passat B3, и я хочу развить эту тему. Mercedes W124, BMW E34, Audi 100 – вся эта белорусская классика. Имеет ли смысл сейчас эти машины искать на рынке или просто нужно дать им спокойно умереть?

– Хорошие экземпляры уже давно находятся у энтузиастов, которые холят и лелеют эти автомобили. А те, что сейчас продаются в объявлениях, – это, как правило, откровенный хлам. Из-за своей массовости и тиража они ничего не представляют собой с исторической точки зрения, за исключением редких модификаций. Поэтому я бы оставил их умирать.

У меня мать с отчимом долгое время ездили на W124 Sportline. Но потом он раз сгнил – его сварили, покрасили. Второй раз сгнил, а на третий раз его просто продали. Причем технически машина всегда была в идеальном состоянии, но кузов уже брал свое.

Я им привез из Европы дизельный Opel Astra J 1.6 – не могли нарадоваться! После Mercedes, конечно, плевались первое время из-за салона и всего прочего, но потом свыклись и кайфовали.

Значит, если хочешь вписаться в эту историю со старым европейским автомобилем, то либо копи много денег, либо не дури себе голову и возьми свежую «бэушку».

– 100%, да. Поднимать старый уезженный хлам – это только если у тебя есть много времени, много денег и много терпения. А других вариантов не бывает.

Юбилейная выставка Vintage Day пройдет в этом году 31 августа и 1 сентября в Футбольном манеже (пр-т Победителей, 20/2). Организаторы обещают, что посетители смогут увидеть больше 300 классических автомобилей и 40 мотоциклов. График работы, а также стоимость билетов пятого Vintage Day здесь.