Количество есть. А качество?

"Я только что пробежал и посчитал: 228 машин!" – в возбуждении почти кричит знакомый, которого встречаем на входе Vintage Day. Если память не изменяет, даже вышеупомянутое "Моторшоу" не дотягивало до таких показателей, первые выставки брали неповторимой смесью из новых машин и редких коллекционных экземпляров. Из современных ближайших соперников по количеству участников можно назвать разве что SunDay, но там все-таки другой формат – фестиваль, открытое поле, песни и гулянки до утра.

В этот раз Vintage Day покинул пределы "Песочницы", где гостил в 2020-м и 2021-м. Новая локация подобрана со вкусом: цех бывшего станкостроительного завода. "Хард индастриал" – лучшая декорация для старых автомобилей.

У вас наверняка возник вопрос: окей, машин много, но откуда они взялись и насколько "качественные"? Да, приехало около десятка авто из России, еще один автомобиль добрался из Польши. Но все остальные – белорусские "экспонаты"! В музейном состоянии далеко не все, но в этом и "фишка" Vintage Day: сюда допускают не только коллекционные авто, но и в принципе редкие или симпатичные проекты. Однако откровенную рухлядь или "колхоз" банят еще на подступах к выставке.

Экспозиция поделена на зоны. Например, справа от входа – несколько старых советских автобусов. Их просто "отдали" детям, которые лазали по ним и терзали двери. Зато бережно охранялась просто чумовая цистерна Mercedes 710 1966 года выпуска. Машину смогли "отряхнуть" от ржавчины, навели марафет – и вот ее уже можно использовать в качестве передвижной рекламы.

Рядом мы обнаружили... Nysa! Казалось бы, польские фургончики "вымерли" в Минске еще в начале нулевых. Но Виктор – фанат этой модели, искал ее не один год. Подходящий автомобиль 1980 г.в. нашелся в Бресте. Сейчас парень постепенно приводит авто в порядок:

– Эту машину я искал два года. Все, что находил до нее, было в состоянии "совсем труха". У польских машин в конце 1980-х металл был плохонький, поэтому сейчас трудно найти что-то не разваливающееся. В поисках ездил буквально по огородам.

Этой весной нашел эту Nysa в Бресте. Несколько раз ездил туда на поезде, думал... В итоге забрал. Притащить ее помогли энтузиасты, пока машина на тяговом ходу. Потихоньку привожу в порядок. Наверное, за лето я только на 5 процентов продвинулся. Собирал запчасти, еще раз пришлось проехаться по деревням, нашел несколько "доноров". Жду двигатель, его мне обещали. А потом все это нужно будет собрать, покрасить – и в путь!

– В чем прикол восстанавливать Nysa в 2022 году?

– Это невероятно редкий и необычный микроавтобус, который выглядит как машина из 1950-1960-х, но родом он из 1980-х. У нас в основном ездят Transporter, Transit... А Nysa – кругленькая, лобастенькая. Такие в Беларуси наперечет.

В Польше запчасти на эту машину найти более чем реально, но и у нас их осталось прилично. Встречаются машины на разбор. Если мониторить площадки, то есть разные детали. Я так собрал полностью новую тормозную систему из запчастей, которые вообще не использовались.

"Тройка", "восьмерка", король

Максимальное внимание посетителей притягивают старые "американцы". Им отданы центральные ряды. Чтобы описать каждый автомобиль, статью придется превращать в каталог. Chevrolet Impala и Chevelle, разные Dodge и Chrysler – глаза натуральным образом разбегаются, не знаешь, к какой машине подходить в первую очередь. В галерее ниже лишь малая часть того, что представлено на выставке.

А неподалеку от сцены – совершенно невероятный Bentley. Поклонитесь королю!

Еще несколько рядов отдано под советские автомобили, старый японский и (внезапно!) шведский автопром. Saab и Toyota всех мастей, несколько Volvo, Mazda, Nissan – и море старых "жигулей", "волг" и не только.

Ряд со старыми советскими машинами собирал гораздо меньше внимания, чем "американцы" или даже "японцы". Видимо, уже никого не удивишь "тройкой" в идеальном состоянии или "24-й" с V8 под капотом.

Отдельная часть экспозиции – мотоциклы. Их было немного, но фанаты двух колес наверняка найдут, на что обратить внимание.

В углу цеха скромно разместились самые брутальные автомобили – пикапы и внедорожники, а также веселенький "бус" GMC Vandura 1992 года выпуска с двигателем 5.7 под капотом. Охранял эту часть экспозиции картонный Чак Норрис в незабываемой роли "Крутого Уокера".

"Дедушка всех Passat" и "привет" из Вашингтона

Проходим еще немного – встречаем череду симпатичных Jetta и "хиппи-бусов" T2, которые уже видели на разных фестивалях. Среди них что-то новенькое – желтый седан 1971 года выпуска, он же "дедушка всех Passat". У VW K70L непростая судьба во всех смыслах, и внешний вид на это недвусмысленно намекает. Всего месяц назад автомобиль поменял хозяина и готовится к тому, чтобы обрести новую жизнь:

– Что под капотом, точно неизвестно – либо 1.6, либо 1.8, – объясняет Владимир, нынешний владелец седана. – Внешне они не отличаются, а я еще не успел разобраться. Скорее всего, это 1.6 на 90 сил. Коробка здесь механическая. Из интересных "фишек" – тормоза, которые находятся по центру, ближе к коробке. Сцепление меняется без снятия коробки. Карбюраторы тут горизонтальные, клапаны регулируются, у каждого своя крышечка.

Диван пружинный, машина комфортная. Это предшественник всех Passat, разработка NSU, кроме значка VW, от него нет ничего. Поэтому от этой модели и отказались, она оказалась дорогой и приносила Volkswagen убытки. Унификации с "первым" Passat или Golf здесь вообще нет.

Машина приехала в 2014 году из Архангельска. Привез ее мой товарищ Вадим. Машина простояла 8 лет, ее хотели реставрировать, но то денег не было, то времени. Предложил ее выкупить, вопрос был только в том, разрешит ли его жена – ей очень нравился этот автомобиль. В итоге договорились, Вадим все равно в будущем собирался его продавать. Так месяц назад я этот VW забрал.

Машина условно не на ходу – у нее не работает генератор. Но по Минску она ездила, ее ставили на учет.

Почему ты рискнул купить машину, которая не ездит?

– Она единственная в Беларуси, она все равно ушла бы. Мне она нравилась, вот и решил рискнуть. Три недели работал без выходных, добил необходимую сумму и купил. Знаю, что "кузовня" на эту машину станет в очень большие деньги. Хочу сейчас подкопить, чтобы заняться автомобилем всерьез. С этой машиной однозначно нужно все делать по высшему разряду...

На выставке было еще несколько машин в "промежуточном" состоянии. Например, этот Packard 200 Deluxe 1950 года выпуска приехал в Беларусь прямо из штата Вашингтон, где у него был всего один владелец. Теперь машина принадлежит Руслану, организатору Vintage Day. От него – краткий экскурс в автоисторию:

– В этой модели применялся принципиально новый кузов. На нее Packard возлагал особые надежды: новый дизайн, новый подход к "построению" салона... Привезли машину буквально месяц назад, в Америке она простояла больше 30 лет, но заводится и едет. Всю "техничку" мы восстановили. Сейчас Packard в процессе реставрации. Например, передняя панель в салоне уже готова. Сам салон еще перешивается.

В такой яркий цвет мы покрасили автомобиль только для выставки, изначально машина была черной. Станет она цвета "тиффани", а верх будет таким же, как диски.

Под капотом здесь рядная "восьмерка" и коробка-"автомат". Новый подход проявлялся даже в панорамном лобовом стекле без центральной стойки. Крылья у всех машин 1950-х годов были ниже капота, Packard 200 Deluxe – первое авто в Америке, у которого все стало в одну линию.

Эра Робокопа

На Vintage Day – "американцы" разных годов выпуска. Только "классикой" 1970-х годов дело не ограничивается. При желании можно познакомиться и с более свежим автопромом. К примеру, мы разговорились с хозяином этого Mercury Sable 1989 года – под капотом 3.8, машина в богатой комплектации и смотрится потрясающе. Но до такого вида ее нужно было довести:

– Купил ее два года назад в удручающем состоянии. Она была комплектная, но много мелочей не работало: стеклоподъемник, датчик освещения, электроантенна и т.д. Плюс требовалась покраска. Смог покрасить только в этом году. Все мелочи подтянул, все работает, даже кондиционер. Четырехступенчатый "автомат" здесь ломался, сейчас он, по сути, практически новый. Это машина на каждый день, спокойно сел и поехал без проблем. Вся электроцепь была перебрана. Если находились "косяки" – например, уходил заряд, – это устранялось. Спереди и сзади в этом Mercury трехместные диваны. На ходу он валкий, мягкий, каким и должен быть "американец".

Сейчас думаю машину продавать. Хочу купить еще более старый автомобиль – "американца" из 1970-х, более квадратного по формам. Буду искать что-то в "удрученном" состоянии, чтобы самому собирать. У меня отец владеет несколькими старыми американскими машинами, так что я с детства в этом движении.

Что посоветуешь тем, кто подумывает о старом "американце"?

– Могу сказать, что любая машина в "околохорошем" состоянии будет требовать денег. Все равно где-то что-то может вылезти, и это придется устранять. В "американцах" моторы большого объема, так что даже заправки бьют по карману, каким бы широким он ни был.

Сейчас с запчастями проблем стало больше?

– Мне повезло, что я изначально занялся техническим состоянием и до февраля успел закупиться запчастями из Америки. Вдобавок у меня есть "донор", он стоит на даче. Если что-то надо, я могу снять с него. "Расходники" вроде масла и фильтров найти можно, а диски и колодки уже проблематично, поэтому я отдавал их на проточку – результат хороший.

Кто ищет, тот найдет. Мне нужна еще одна запчасть, я связался с ребятами, которые таскают машины из Америки. Они спокойно отправят деталь посылкой, на получение здесь санкции уже не влияют...

Но покупка "американца" – дело непростое. Например, около года назад два брата купили этот Ford Taurus, выпущенный в 1991 году, с трехлитровым V6. Что было дальше – в их рассказе:

– Около года назад хотелось купить к зиме что-то интересное, мониторили объявления. Брат сказал: "Смотри, тачка Робокопа!" Созвонились с хозяином, у него этот Ford был лет 12. Продавал его по цене ноутбука, потому что сын поступал в институт.

Приехали на "смотрины" – все понравилось. Салон тоже роскошный, не "убитый". Главное, что не кожаный, а велюровый. Поторговались немного и забрали. В итоге столкнулись с кучей нюансов и вопросов. Предыдущий хозяин – жуткий колхозник, у которого еще были Audi и Volkswagen. Все детали, которые приходилось менять, он подбирал от них. Сломался "автомат" – он воткнул "механику" от Ford Galaxy 2.8, якобы моторы похожие, по сцеплению тоже все сходилось. Буквально через месяц после покупки сцепление "кончилось". Приехали к знакомым, они начали разбираться и плеваться. Итог – два раза снимался мотор, четыре раза – коробка. Парни на СТО перенервничали, но в итоге все сделано как надо и ездит нормально.

Эту машину нет смысла приводить в "идеал", это мы понимали изначально. Предыдущий хозяин наворотил много чего, в том числе с электрикой. Поэтому брали Taurus под проект "машина Робокопа". Автомобиль ездит чуть не ли не каждый день. За счет "механики" расход небольшой, всего 11-12 литров 92-го. Едет весело, мягко и классно. Кайфуешь, особенно от звука V6 – люди на остановках даже пугаются.

Пока не знаем, будет ли машина ездить этой зимой. Бюджет собирается, машину оклеим в черный цвет, затем нанесем разные элементы, как в "киношном" Ford...

Монолог организатора

Гулять по Vintage Day можно невероятно долго – машин очень много, достойны внимания практически все. Уместить 200 с лишним автомобилей в один материал нереально, поэтому рекомендуем сходить на выставку и посмотреть на все своими глазами. В воскресенье, 4 сентября, она работает с 12:00 до 23:00 по адресу: Красноармейская, 21. Взрослый билет стоит 25 рублей.

Мы же предоставим слово организатору. Уже можно сказать, что Vintage Day 2022 однозначно стал одним из главных автомобильных событий этого года в Беларуси. Но чтобы все это получилось, Руслану пришлось помучиться:

– Чтобы организовать эту выставку, я потратил лето своей жизни. 10 мая увидел это помещение и понял: именно то, что мне нужно. Хотел собрать большое ретромероприятие не только для отборных коллекционных машин. Человек что на ЗАЗе, что на Cadillac – они для меня одинаково важны. Поэтому на Vintage Day нет номинаций и наград. Зато здесь есть дрифт-"корчи" с интересной историей, есть музейные машины. Все тусуются в одинаково непринужденной обстановке.

Но в процессе согласования во всех бумажках я просто утонул. Это безумно сложно. Мы хотели провести Vintage Day раньше, а с 1 августа менялось законодательство о проведении культурно-массовых мероприятий. Разрешение выдали всего за пять дней до первоначальной даты, поэтому случился перенос. Это был сумасшедший удар, хотелось все бросить и не продолжать.

Но потом я вернулся сюда, меня поддержал друг. У нас отвалились все спонсоры, партнеры, но мы решили во что бы то ни стало провести мероприятие. Со вторника по субботу мы жили здесь, приводили все в порядок. Только гирлянд тут восемь километров. Заморочились со сценой, съемкой, экраном...

Я бывал на огромном количестве ретроавтомероприятий, смотрел, как делают в других городах и странах. Есть одна выставка, которая для меня мерило, – питерский Original Meet. В 2019 году я там побывал впервые, а уже в 2020-м провел Vintage Day в "Песочнице". Хотелось сделать теплую ламповую атмосферу как в Питере. Сейчас я понимаю, что добился того, чего хотел.

Выставка – это живой организм, его нужно только запустить. Когда мы развесили свет, поставили сцену, расставили участников, все зажило своей жизнью: кто-то делает фотозону, кто-то ковыряет машину, кто-то устраивает "барахолку". Люди кайфуют, общаются. Меня как организатора уже никто не дергает. Я просто могу ходить, наблюдать и плакать от радости.

Не буду скромничать – у меня есть ощущение, что удалось сделать самый офигенный автомобильный "движ" в Беларуси этого года. К этому я шел давно, живу ретроавтокультурой много лет. Я не хочу просто ездить на старых машинах – я хочу, чтобы в нашей стране развивалось автомобильное движение, причем не только ретро. Мы тоже можем, у нас есть классные машины, проекты, креативные ребята, которые могут ничуть не хуже, чем в Европе или еще где-то.

Сегодня здесь 228 машин, не считая мотоциклов. Нас поддержали ребята из Москвы, приехали оттуда. Еще одна машина прибыла из Польши. Думаю, что переплюнуть в одном помещении такое мероприятие будет невозможно. Конечно, был предварительный отбор, всего мы получили больше 400 заявок. Даже если у человека ограниченный бюджет, но в проекте есть изюминка, я давал таким машинам зеленый свет. Но было несколько заявок с откровенно колхозными доработками – такие проекты сюда попасть не могут.

Плюс есть порядок отбора. Если человек не в состоянии корректно составить заявку и заполнить необходимые данные, а просто плюет на правила и пишет: "алё, вот моя тачка, куда приехать?!" – для меня это сигнал, что и на площадке он будет вести себя соответствующим образом. Воспитаем людей через отказы.

Задумок было гораздо больше, чем мы успели реализовать. Мы получили разрешение 14 дней назад. Рекламная кампания стартовала за 10 дней до начала. Все, что вы здесь видите, – это все мы успели за 10 дней силами катастрофически небольшого количества людей. Задумок у нас море, и дальше все будет клево.

История, которую вы вольны творить сами. Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!