Без сомнений, говорить о дрифте в Беларуси нужно именно с Айком Симоняном – он и команда организаторов Racing.by прочно ассоциируются с мощными машинами в дыму, невероятно атмосферными ночными этапами в Логойске и самыми людными автоивентами по всей республике. Сам Айк множество лет входит в президиум Белорусской автомобильной федерации. Откуда появился дрифт в нашей стране, как удавалось привозить в Минск мировых пилотов и почему у «отца дрифта» французский универсал для поездок на каждый день – в большом интервью ABW.BY.

«Залез на форум, сгонял на гоночки – и все»

– Когда вы начинали устраивать гонки, то надеялись, что получится настолько масштабно, а история растянется на 15 лет?

– Конечно нет, это же не кино. Мы были молодыми парнями с горящими глазами, которым нравилось это все, хотелось выводить гонки на более качественный уровень. Даже то, с чего мы начинали – это наши нелегальные гоночки еще в 2005 году – уже было более-менее организовано: диджей под мостом на развязках, проекторы, клипы, девочки…

Естественно, мы уже и на тот момент думали про безопасность, перекрытия и так далее. Но плюс-минус было понятно, что это путь в никуда. Провели буквально один такой нелегальный сезончик и поняли, что нужно создавать чемпионат Беларуси по драгрейсингу. 27 мая 2006 года на аэродроме в Бобруйске мы провели наше первое официальное мероприятие, это был первый этап чемпионата Беларуси по драгрейсингу.

– Твой постоянный соратник по Racing.by – Женя Никитин. Он тоже стоял у истоков команды?

– Мы встретились осенью 2004 года, и стало понятно, что нам нужно создавать новую команду и новый сайт, начинать движение. Долго думали, как сайт назвать. Streetracing.by уже был. Думали dragracing.by, еще что-то такое… И Женя сказал: «Давай просто Racing.by». И вот так 30–31 января 2005 года форум заработал. Это и есть день момент образования Racing.by, его день рождения.

– А еще вроде бы как твой отец тоже был участником гонок...

– Именно гонщиком мой папа не был – так, изредка катался в каких-то соревнованиях. А вот его двоюродный брат – у него тоже фамилия Симонян – вот он был профессиональным гонщиком. Он ездил и в «Бикерниеках», и на «Чайке», и на формуле «Эстония» гонялся, и в ралли участвовал. К сожалению, лет 10 назад он ушел из жизни. Папа с ним в каких-то гонках ездил, но у него это было все-таки более любительское.

А у меня в детстве не было какой-то большой тяги к машинам. Я хорошо учился в школе, потом поступил и окончил юрфак БГУ. Но как-то в интернете залез на форум, сгонял на гоночки – и все.

«Никто не верил, что приедут топ-пилоты, которых видели только в интернете»

– Racing.by сейчас ассоциируется в первую очередь с дрифтом, но начинали-то вы с драга и даже привозили крупные гонки вроде Unlim 500. Почему остановились только на дрифте и что стало поворотным моментом?

– 5 сентября 2009 года – день, который я запомню надолго. Был драгрейсинг в аэропорту, приехало много крутых гонщиков: поляки, украинцы, россияне, прибалты. Мы – молодые парни, проделали очень большую работу, вложили много средств – и целый день шел дождь. А драгрейсинг очень сильно зависит от погоды, по-мокрому гоняться не будешь. И в течение трех лет еще на шести подряд ивентах по драгрейсингу шел дождь…

Но мы еще проводили дрифт, и за счет него тащили драгрейсинг. Первый раз мы организовали дрифт 28 июня 2009 года, и эту дату можно считать днем появления официального дрифта в Беларуси. А второй ивент должен был пройти через три недели после того неудачного драгрейсинга. 26 сентября 2009 года был второй дрифт в истории Беларуси, где собралось около 40 пилотов из разных стран. И это вдохновило!

К драгрейсингу я отношусь хорошо, мне это нравится, это доступно. Потом мы организовывали чемпионаты и Кубки Беларуси, привозили такие большие гонки, как Unlim 500… Но были такие моменты, в том числе от участников, что я понял: нет, не хочу больше вкладываться. Прошло 7 лет, как мы отошли от драгрейсинга. Однако до сих пор кто-нибудь подходит и спрашивает: «А когда драг от Racing.by? Может, давайте?» Но для меня это забытая история. На дрифте мы с первых уикендов сделали себе очень громкое имя.

– Да, в начале 2010-х годов вы провели FXOpen, в Минск приехали сильнейшие пилоты мира. Как это удалось, если дрифт на тот момент у нас только появился?

– Владельцы компании – титульного партнера родом из Минска, а базировались в Малайзии, у них была своя серия FXOpen Drift Series, собственная команда. Мы встретились, проговорили идею. Я сначала посмотрел на нее скептически. Но потом мы договорились – и получился ивент, который сдвинул осевую линию дрифт-сообщества в нашем регионе. Никто вообще не верил в то, что в Минск приедут пилоты, которых видели только в интернете – Райан Терк, Тенку Джан, Тони Анджело и другие. Мы это повторили еще в 2011 году, ну а потом компания перестала вкладываться в дрифт, и серия FXOpen ушла в историю.

Но еще до FXOpen, 16 мая 2010 года, мы провели первый этап EEDC, это Восточно-Европейский чемпионат по дрифту. Со временем мы задействовали семь стран, устраивали выездные мероприятия в Греции. Это была очень крутая серия на тот момент. Вообще тогда существовало две серии, Drift All Stars и мы. У нас был совместный этап с ними в Венгрии, он так и назывался – «Битва железного занавеса». И наши пилоты их уделали!

– Легендарных площадок в нашем дрифте было несколько: старый аэропорт в Минске, Логойск или Раубичи. А что из этого списка круче?

– Для меня вообще вопросов нет, это Логойск. Его не променяю даже на самую крутую трассу «Формулы-1», потому что это атмосфера. Грубо говоря, это родильный дом белорусского дрифта. Там же не только первый дрифт был, но еще куча людей, которые приходили зрителями, потом стали дрифтерами. Это знаковое место для белорусского дрифта. Хотя иностранцы приезжают и не понимают эту магию.

Раубичи на втором месте. Это тоже очень крутое место, там было много классных гонок. А вот аэропорт точно нет. Хотя на последнем ивенте в 2018 году я даже прослезился немножко, вспомнил все наши радости и горести на этом месте. Но в общем и целом там всегда было очень много вопросов.

«Восемь участников на дрифте в 2022-м – для нас это было очень больно»

– На каком уровне наш дрифт сейчас?

– В плане пилотов и зрелищности? Смотри, в чемпионате Беларуси долгое время участвовало много стран. Например, в 2019 году чемпионом Беларуси стал литовец Гедиминас Левицкас. Борьба всегда была жесткая.

В 2022 году все поменялось, мы одновременно лишились большого количества приезжих пилотов. Иногда даже руки опускались, но мы понимали, что сдаваться нельзя, мы должны сохранить это. Ивенты проводились с восемью пилотами – для нас это было, конечно, очень больно. Но мы ни в коем случае не понижали качественный уровень мероприятий. И потихоньку, понемногу пришли к тому, что в Раубичах на эти выходные заявлено 27 пилотов. Верю, что мы увидим перерождение белорусского дрифта.

– А еще в начале 2020-х постепенно стали становиться заметнее другие серии: PRO2, «Лига дрифта» и т.д.

– Появилась трасса в Стайках, место, где дрифт может развиваться органично. Естественно, возникли команды организаторов, которые начали проводить тренировки и мероприятия. Я сначала на это смотрел со стороны, а потом потихоньку делился своим опытом, где-то даже ставил условия по вопросам безопасности.

Сейчас, когда смотришь на машины в PRO2-классе, то понимаешь, что они все круто выглядят, хотя еще три года назад на них было страшно взглянуть. Что самое главное, в PRO2 можно дешево и с двух ног залететь в тусовку. Сейчас масса дрифт-школ и инструкторов, и записаться в режиме «сегодня на сегодня» не получится.

PRO2 – это будто бы начальная школа, а потом есть высшее учебное заведение в виде нашей PRO-лиги. Раньше надо было сразу идти в высшее учебное заведение, а сейчас ты можешь в школе отучиться.

– Нет чувства ревности к PRO2 и другим сериям?

– Антон Поздняков (организатор серии PRO2.ABW.BY) строил мне машину для PRO2, какая ревность? Не с моим опытом и не в моем возрасте. Понятно, что мы почувствовали конкуренцию, но я всегда за нее. Конкуренция дает необходимый подсрачник. А вообще работать всем сообща намного лучше, чем пытаться друг с другом воевать. Этот принцип у меня был всегда.

– Кстати, раньше ты был против того, чтобы выступать в дрифте как пилот. Почему все-таки решил выступить в PRO2?

– А это все Женя (Никитин. ABW.BY)! Он купил Sierra для зимнего дрифта, а руки грязные были у меня. Со временем я начал катать больше, а у него не было времени на это. Sierra стала гнилухой, которая разваливалась, уже надоедала. И как-то в боксах в Стайках я зашел к Антону Позднякову, а он предложил построить BMW Е36 просто для зимы. Думал, может пару раз покатаюсь и слава богу. Но случилось так, что времени стало больше. Начал кататься, и для меня это такая фановая штука.

– У тебя поменялось восприятие дрифта, когда ты начал выступать сам?

– Да, когда ты понимаешь, что в определенный момент делает пилот и почему машина так себя повела, это дает больше зацепок к принятию правильного решения.

– Российская дрифт-серия (RDS) для тебя и белорусского дрифта – это ориентир, старший брат или соперник?

– Мы работали вместе в каких-то вещах, унифицировали некоторые правила. Понятно, что конкурировать с RDS, мягко говоря, сложновато – это как Беларуси конкурировать с Россией. Поэтому я не считаю их соперниками. Это партнеры.

«Мы не ходим по компаниям с посылом «дайте нам денежек»

– На дрифте в Беларуси можно заработать или нет?

– Заработать можно на любом деле, если ты это делаешь правильно. Понятно, если ты не зарабатываешь, то не можешь вкладывать, не можешь делать лучше. На энтузиазме можно сделать раз, два, три, четыре. Если ты глупый, еще пять, но на этом все закончится. Потом ты будешь всех ненавидеть, потому что никто не оценил и все тебя забыли через год. Поэтому мы всегда работали над тем, чтобы у нас были партнеры, а они в нас верили и верят.

– На мероприятиях Racing.by всегда много спонсоров. Как вам это удается?

– Слушай, у нас первое мероприятие было в 2006 году, и тогда «Атлант-М» был нашим партнером. Они дали призов на $10 тысяч. Но мы приходили к ним не с посылом «дайте нам денежек», а предлагали конкретные цифры и давали их. Ни одна компания не придет и не даст бюджет, потому что ты такой классный. Тогда это меценаты, а не партнеры.

– А как иначе?

– Есть определенные охваты, реклама, зрители и аудитория. Для партнера важно привлечение себе клиентов, чтобы как минимум окупить вложения. Это таким образом работает.

– Racing.by пробовал зайти в зимние трековые гонки и симдрифт. Почему вы аккуратно отошли от этих соревнований?

– Симрейсинг – это была проба. 2020 год, локдаун – чем еще заниматься, когда ничего нельзя проводить? Но даже на тот момент мы сделали яркий чемпионат, опять же совместно с нашими партнерами, онлайн-трансляцией, студией, крутейшими пилотами со всего мира: Джеком Шенаханом, Чарльзом Энгом... Но это было прямо суперскучное зрелище. То есть ты делаешь крутой продакшн, все классно, а смотрят это сто человек. И участников там сто. Следовательно, это или мама, или папа, или друг участника, или он сам. Симрейсинг для обучения – это очень классная штука, но для шоу он не подходит.

Почему попробовали провести трековые гонки в 2021 году? Зимой нам скучно, а в предыдущих сезонах мы пробовали ездить на треке сами. Было очень классно, очень весело, в одной из гонок я даже вышел в финал, приехал 5-м из 17, и это почти без подготовки. Но как организатор Ice Racing в определенный момент понял, что не хочу тратить на это время. А когда глаза не горят, то не могу этим заниматься.

– То ли дело дрифт! Кстати, был ли этап, который ты вспоминаешь и тебя прорывает ностальгия, прямо «вау»?

– Самый первый этап в 2009 году был очень крутой, но он не запомнился – я тогда еще не понимал, что происходит. «Вау» было на втором дрифте. После того ужасного драгрейсинга в сентябре 2009-го мне начали приходить заявки на дрифт. Я открывал, смотрел их и думал: они все прут и прут! И это было просто крутое мероприятие. Я помню, как пацаны-стантрайдеры делали трюки, и у одного из них, Андрея, прямо во время бернаута начал гореть мотоцикл – а ему было пофиг, он продолжал! Или как вокруг Ferrari 430 крутили круги и дыма стало так много, что машину не было видно – думал, что в нее точно кто-нибудь заедет… Это была крутая атмосфера, хотя по меркам нынешних мероприятий, наверное, довольно средняя. Но мне все это запомнилось.

А дальше состоялся FXOpen – это уже level up, который заставил развиваться не только нас, но и многих пилотов в ближнем зарубежье.

– Сейчас с каждым этапом не возникает чувства насыщения и усталости? Или мотивация из серии «если не мы, то кто»?

– Не будет нас, будут другие – лучше или хуже, это другой вопрос. Мне нравится работать с публикой, а вот судить гонки в Беларуси не очень. Мне кажется, что ивент страдает, когда я судья. Я не профессиональный ведущий, однако связь между мной и людьми, она... превращает ивент в что-то другое. И я от этого тоже энергию получаю. Поэтому для меня нету насыщения. Нет предела совершенству.

Всегда можно сделать лучше и круче: новые локации, новые партнеры, новые планы. Мы сейчас с Blockchain Sports Drift делаем совместный проект, он космический, и это не просто слова. Идет работа над тем, чтобы беспилотные машины в дрифте существовали, и многое за эти два месяца сделано. Результат будет точно, я в этом не сомневаюсь. По плану уже в Раубичах показать автомобиль, который беспилотно хотя бы бублики покрутит.

– Бывало ли такое, что ты болел за какого-то пилота?

– Я могу болеть не за пилота конкретно, а за тот дрифт, который он выдает. На брифингах перед соревнованиями я часто говорю пилотам, что чисто математически дрифт очень простая штука: есть линия, проедь по ней и не выравнивайся.

Но посмотрим под другим углом. Для примера: на произведение Шекспира делают постановку, играют актеры – от одних ты плачешь и смеешься, а из-за других встаешь и уходишь, хотя и те, и другие читают один и тот же текст. Поэтому я на брифингах говорю: ребята, попробуйте проехать так, чтобы мы все с вами были в этом заезде. Это важно. Потому что если не будет эмоциональной составляющей в дрифте, то он превратится в скучный автоспорт вроде кольцевых гонок, да простят меня кольцевики.

«Универсал Peugeot очень классно выглядит»

– У тебя все еще есть Mustang?

– Да, 14 лет уже.

– И как тебе за эти годы машина еще не надоела?

– Я во многих вещах однолюб и очень консервативен. Скоро 25 лет водительского стажа, и за них у меня было только семь машин.

А Mustang… Его «спеки» были важны и интересны в 2011 году. Это Roush Stage 3, у него 500+ л.с. и множество доработок. Но тут вопрос не в цифрах. Сейчас огромное количество седанов или электричек могут дернуть мой Mustang. Но тут дело в эмоциях, которые он вызывает. Это как в дрифте.

– Но это летняя машина.

– Да, зимой на ней не ездил. Поэтому на ней нет ни одного «жучка», ни ржавчины, ничего такого.

– А на повседнев у тебя что?

– Недавно купил универсал Peugeot 508 2019 года выпуска с бензиновым мотором 1.6. Машина очень классно выглядит! Мне понравились «французы» тем, что если находишь именно ту самую комплектацию за определенные деньги, то получишь реально классную полулюксовую машину. Я искал нужную мне версию месяц, хотя комплектации попроще стоили на $8000 дешевле. Разница серьезная, учитывая стоимость Peugeot, но я нашел подходящий вариант, и мне очень нравится эта машина: внутри натуральное дерево, кожа Nappa, массаж, все что хочешь. И все это классно работает, а расход 7,5 литров на 100 километров. Дизель принципиально не хотел – AdBlue, «экология», то меняй, это…

– Идеальная машина для белоруса – это?

– Все мы настолько разные, что о какой идеальной машине может идти речь? Для некоторых людей автомобиль – это просто кусок железа. Посмотри на улицах: может стоять новая машина, но при этом неухоженная. У меня, например, автомобиль как минимум внутри должен быть чистым, я сам его с пылесосом прохожу. А идеальная машина… Нет ничего идеального.