Премия Swedish Steel Prize вручается ежегодно за самый инновационный дизайн с использованием уникальной шведской стали. БелАЗ-75710, у которого их этого материала выполнены подвески поворотных мостов и кузовные компоненты, стал одним из четырех финалистов премии нынешнего года, церемония вручения которой состоится 20 ноября в Стокгольме (Швеция).

Мотивация жюри премии для выбора самосвала БелАЗ-75710 в качестве финалиста была следующей: "Сочетание высокопрочной стали и уникальной конструкции позволили БЕЛАЗу создать крупнейший в мире самосвал с великолепной эффективностью и низким расходом топлива. В подвеске моста используется конструкционная высокопрочная сталь Weldox для уменьшения толщины и сохранения поддержки сверхвысоких нагрузок на ось. Одинаковое распределение нагрузки на передние и задние колеса в сочетании с низким центром тяжести позволили увеличить устойчивость и безопасность. Кроме того, использование износостойкой стали Hardox в конструкции кузова позволило обеспечить дополнительную защиту от износа".

Карьерный самосвал БелАЗ-75710 - самый большой карьерный самосвал в мире - впервые был представлен в сентябре прошлого года. В январе нынешнего года белорусский сверхгигант установил мировой рекорд по грузоподъемности, который был занесен в "Книгу рекордов Гиннесса" - самосвал принял на борт контрольный груз (специальные бетонные блоки) общим весом 503,5 метрических (550 коротких) тонн и совершил демонстрационный проезд по испытательному полигону. В минувшем августе первый БелАЗ-75710 был запущен в эксплуатацию на разрезе "Черниговец" в Кузбассе. В настоящее время в Жодино собирается второй самосвал. Предприятие получило заказы еще на пять таких машин.

Новейшую разработку белорусских автозаводцев отличает целый ряд оригинальных технических решений: двухмоторная силовая установка суммарной мощностью 4600 л.с. (использованы турбодизели MTU 16V 4000x2); сдвоенные передние и задние колеса; применение двух поворотных осей и оригинальной кинематики поворота, что обеспечивает высокую маневренность; полный привод на все колеса; применение в системе подвески стоек стабилизаторов поперечной устойчивости, что позволяет обеспечить устойчивость без потери плавности хода; использование "умной" электромеханической трансмиссии переменного тока с электрическими дифференциалами и противобуксовочной системой.

Для достижения грузоподъемности 450 тонн и обеспечения надежной работы самосвала потребовалось разработать принципиально новую высокопрочную конструкцию поворотного суппорта - элемента подвески, расположенного между мостом и рамой, соединяющего их с помощью опорно-поворотного подшипника.

"В процессе обсуждения перемещаемой подвески мы осознали, что высокопрочная сталь является лучшим материалом, - рассказал Владимир Загорский, начальник конструкторского бюро подвесок УГК НТЦ БЕЛАЗа. - Колесная формула 4х4 и мосты с двухскатной ошиновкой потребовали новой конструкции подвески".

Целью премии Swedish Steel Prize, первое вручение которой состоялось в 1999 году, является мотивация и распространение знаний по созданию более легкой, безопасной и экологичной продукции из высокопрочной стали. Лауреат премии Swedish Steel Prize получит вознаграждение в сумме 100 тыс. шведских крон и статуэтку скульптора Йорга Джеске. Церемония награждения входит в программу трехдневного международного форума, участие в котором примут более 600 специалистов сталелитейной отрасли и промышленного производства со всего мира.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото ОАО "БЕЛАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ"