Ровно 55 лет назад - 30 ноября 1959 года - с главного конвейера Кременчугского автозавода сошел первый армейский автомобиль-вездеход КрАЗ-214 "Днепр" с колесной формулой 6х6. Он стал основоположником большого семейства грузовиков повышенной проходимости, несколько поколений которого прославили марку КрАЗ и на военной службе, и на "гражданке" более чем в 50 странах мира.

Первый украинский внедорожник по своей конструкции не отличался от своего предшественника - ярославского грузовика ЯАЗ-214 (выпускался с1957 года). Но вместо шагающего медведя у него на "носу" появился красно-голубой гребешок (стилизованное изображение государственного флага УССР), с помощью которого было удобно открывать капот, а эмблему ЯАЗ на решетке радиатора сменила новая эмблема КрАЗ. Как и первый кременчугский самосвал КрАЗ-222, новый автомобиль-вездеход поначалу также носил имя "Днепр".

Внедорожный КрАЗ-214 оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем ЯАЗ-М206Б (ЯМЗ-206Б) мощностью 205 л.с. В трансмиссию входили пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка, передний мост отключался. Все шесть ведущих колес имели односкатную ошиновку. Рулевое управление - с пневматическим усилителем. При снаряженной массе 12,3 тонны грузоподъемность автомобиля составляла 7 тонн. Но он еще также мог буксировать прицепы полной массой до 50 тонн. Максимальная скорость с полной нагрузкой составляла 55 км/ч, расход топлива достигал 70 л на 100 км.

С 1963 года выпускалась модификация КрАЗ-214Б, отличавшаяся наличием бортовой электросети с напряжением 24 В и модернизированной подвеской. В 1967 году на смену первому поколению кременчугских внедорожников пришел легендарный "лаптежник" КрАЗ-255Б.

Автомобили КрАЗ-214/214Б служили не только в Советской Армии и вооруженных силах стран Варшавского договора, но также в армиях Египта, Сирии, Пакистана, Кубы, Индии, Вьетнама. Кременчугские вездеходы использовались для перевозки личного состава и военных грузов, в качестве тягачей артиллерийских систем, в составе понтонно-мостовых парков, тяжелых механизированных мостов, как база под монтаж радиолокационных станций и пусковых установок тактических ракет комплекса 2К5 "Коршун", в качестве шасси для военных экскаваторов Э-305БВ и ЭОВ-4421. На "гражданке" КрАЗ-214/214Б использовались в нефтегазовой и лесной промышленности, а также в качестве буксировщиков самолетов в аэропортах.

За годы производства с конвейера в Кременчуге сошло 32.870 вездеходов КрАЗ-214/214Б, из них 2867 было экспортировано.

Сегодня "старичок-юбиляр" КрАЗ-214 занимает в экспозиции заводского музея техники одно из самых почетных мест, ведь несмотря на то, что современные армейские вездеходы КрАЗ намного превосходят своего прародителя, от него они унаследовали все самое лучшее - простоту, мощь, выносливость и надежность.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото ПАО "АвтоКрАЗ"

 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!