Только сразу хотелось бы выбрать некоторые рамки повествования. Пока «за бортом» мы оставим аэродромную снегоуборочную технику. Там большое количество уникальной собственной специфики. Не будем трогать тракторы, грейдеры и железнодорожную снегоуборочную технику. Оставим пока в стороне и тротуароуборочную мини-технику, коей тоже существует великое множество. Объект нашего сегодняшнего внимания - техника для уборки дорог, в смысле больших трасс и городских улиц. Все это дороги, по которым ежедневно перемещаются автомобилисты. А между тем в городе и на трассах работают совершенно разные машины. В чем разница? Сейчас расскажем.

Сперва о трассовых снегоочистителях. Большие расстояния, большие объемы снега. Убрать надо быстро. На высокой скорости. Поэтому здесь нужны особые снегоуборочные отвалы. Их так и называют - «скоростные».

Второе название - «раструбные». На большой скорости снег внутри них заворачивается в вихрь и отбрасывается далеко на обочину. Но нужна скорость.

Хороший раструбный снегоуборочный отвал имеет приличный размер, весит немало, стоит недешево и требует особой подготовки базового грузовика. Завод «МАЗ-МАН» выпускает спецверсию шасси, где силовые элементы рамы отвала интегрированы в раму базового автомобиля. Так намного надежнее.  

Затем спереди устанавливается так называемая «монтажная плита». Непосредственно с ней стыкуется сцепная рама отвала. На этой же плите находятся гидровыводы. Вверх-вниз-вправо-влево тяжелый отвал перемещается мощной гидравликой.

Под лобовым стеклом базового грузовика монтируют дополнительные фары. Смысл такого решения, думаю, понятен без объяснений.

Между отвалом и грузовиком в итоге располагается довольно разнообразное «хозяйство».

Самый популярный тип базового автомобиля для трассовых снегоочистителей - самосвал. В кузове устанавливают бункер с противогололедными реагентами. Тот отвал, который крепится сбоку, называется «отвал-крыло». В боевом положении он разворачивается - ширина убираемой на скорости полосы возрастает в два раза.

Чаще всего используются самосвалы с колесной формулой 6х4. Шасси с колесной формулой 6х6 для трассовых снегоочистителей редкость. Но трассы бывают очень разные, поэтому 6х6 с раструбными отвалами редко, но встречаются.

Существует и разновидность, когда бункер с противогололедными материалами устанавливается прямо на шасси. Но, как правило, все такие бункеры съемные. Летом их меняют на цистерны для полива дорог.

Противогололедные реагенты - очень агрессивный материал. Редкая краска выдерживает несколько сезонов. Американцы решили эту проблему просто - они эти бункеры не красят. В экспериментальном порядке такие бункеры привозили в Россию, но идея не прижилась. В Беларуси такой подход пока неизвестен.

Теперь перейдем к городским снегоуборщикам. Классический ЗИЛ со снегоуборочным отвалом все еще неотъемлемая черта постсоветских городов. Но, как видим, отвал здесь совсем другой. Это так называемый отвал сдвижного типа. Небольшие скорости, относительно небольшие расстояния. Снег просто сдвигается к обочине.

Новинка сезона с отвалом сдвижного типа - снегоуборочная машина КО-829N Арзамасского завода "Коммаш" на шасси "ГАЗон Next". Вероятно, к следующей зиме машина станет достаточно массовой.

Пока в качестве прототипа установлен американский отвал Meyer, но его отечественный аналог уже разработан.

Резиновая защита нижней кромки - хорошая особенность, но для этого нужен ровный асфальт.

Управляется отвал из кабины с такого вот пульта. Очень удобно. Словно пульт от телевизора.

Еще один важный тип снегоочистителей - шнекороторные. Их увидеть можно относительно редко, но зато как в городе, так и на трассах. Изначально они были созданы для пробивки путей через многометровые снежные слои, но в городах и на трассах их применяют для уборки снежных валов, оставленных плужными снегоочистителями.

На шнекороторный рабочий орган "надевают" специальный направляющий кожух.

Потом сбоку подъезжает самосвал. Снег загружают в него и везут к местам утилизации или плавления. Этот способ используется в основном на трассах.

В городах для этих целей чаще применяют «хап-хапычей», или, как еще называют такие снегопогрузчики, «золотые ручки». Причина популярности этих машин в городах заключается в том, что для процесса уборки занимается только один ряд, а не два, как в случае со шнекороторами.

К сожалению, задача уборки городов уже давно превратилась в задачу со звездочкой. Уборку делают, как правило, ночью, когда все обочины заставлены припаркованными автомобилями. Операторам снегоуборочных машин приходится быть максимально внимательными, чтобы не зацепить отвалами легковушки. Понятно, что на данный момент у проблемы, увы, нет быстрого решения. Но, обнаружив с утра снежный бруствер рядом со своей машиной, отнеситесь к этому с пониманием.

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора
ABW.BY