Напомним: сотрудничество Гянджинского автозавода с Минским автозаводом началось в ноябре 2006 года. Первый автомобиль МАЗ азербайджанской сборки был официально представлен в апреле 2007 года. В настоящее время модельный ряд техники Гянджинского автозавода включает девять моделей грузовой (МАЗ-457043, -533605, -544005, -551605, -555102, -642208, -643008, -650108, -651608) и одну модель прицепной (МАЗ-953000-014) техники, автокран КС-55727-1-11 и мусоровоз Haller М 21 x2s на шасси МАЗ-6312A8-365-710 (6х4). Все это можно записать в актив белорусам. А теперь пассив: за все время в Азербайджане было выпущено немногим более 2200 грузовиков МАЗ, притом что проектная мощность сборочного предприятия - 1000 автомобилей в год!

Задумывались ли в Минске над тем, почему спрос на МАЗы не оправдывает ожидания? Наверняка. И даже предпринимали кое-какие действия, чтобы подогреть интерес к своей технике. Например, в марте 2010 года было подписано трехстороннее соглашение между Гянджинским автозаводом, Минским автозаводом и немецкой компанией Haller Umweltsysteme GmbH & Co. (сейчас входит в состав Zoeller group), предусматривавшее установку на шасси МАЗ азербайджанской сборки различного коммунального оборудования Haller. Тем не менее полностью загрузить производственные мощности Гянджинского автозавода так и не удалось.

Стоит ли удивляться, что как только КАМАЗ озвучил предложение организовать на заводе в Гяндже выпуск своих автомобилей, азербайджанская сторона тут же ухватилась за него - соглашение о начале лицензионной сборки шести моделей российских грузовиков (КАМАЗ-43114, -4326, -43118, -65115, -65117 и -6520) было подписано в самом конце прошлого года.

Вот здесь белорусам, конечно, стоило серьезно обеспокоиться, даже если председатель наблюдательного совета ПО "Гянджинский автомобильный завод" Ханлар Фатиев и уверял, что предприятие и в дальнейшем продолжит работу с Минским автозаводом. И белорусы сделали ответный ход: предложили азербайджанской стороне вывести партнерство на новый уровень. В Баку в начале февраля отправилась делегация во главе с новым генеральным директором ОАО "МАЗ" Дмитрием Катериничем. После встречи с первым вице-премьером правительства Азербайджана Ягубом Эюбовым белорусы подписали с ПО "Гянджинский автомобильный завод" меморандум о развитии сотрудничества в сферах производства, продаж, открытия сервисных центров и выхода продукции на рынки третьих стран. Реализация этого соглашения позволила бы МАЗу не только увеличить производство грузовой автотехники в Гяндже, но и закрепиться на новых рынках.

Однако всего через пять дней белорусов ждал сюрприз: 9 февраля в Гяндже высадился десант из Набережных Челнов во главе с генеральным директором ОАО "КАМАЗ" Сергеем Когогиным! Россияне ознакомились с организацией производственного процесса на предприятии, осмотрели цеха и всем остались очень довольны. Сергей Когогин отметил, что Гянджинский завод имеет не только подходящие по техническим параметрам производственные мощности, но и достаточный опыт по сборке грузовых автомобилей, а также - что особенно важно - функционирующие сервисные центры практических во всех регионах страны. В общем, спасибо МАЗу - так хорошо все подготовили за восемь лет…

По итогам визита было подписано официальное дистрибьюторское соглашение на сборку и реализацию автомобилей КАМАЗ в Азербайджане и… третьих странах! (Опять спасибо белорусам за идею?) Улетая домой, Сергей Когогин рассказал журналистам, что выпуск первого грузовика марки КАМАЗ в Гяндже состоится уже в конце февраля - начале марта, при этом на предприятии будет производиться полный сборочный процесс и настройка автомобилей. В рамках реализации этого проекта специалисты КАМАЗа окажут всестороннюю помощь азербайджанским коллегам.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото из архива редакции