ЗИС-8. Советский автобус на удлинённом шасси грузовика ЗИС-5. ЗИС-8 стал первым советским экспортируемым автобусом. Выпуск был прекращен в связи с реконструкцией Завода имени Сталина во второй половине 1936 года, но еще долгое время автобусные парки и кузовные мастерские в других городах, в том числе в Ленинграде, сами изготавливали автобусные кузова по чертежам завода.

Троллейбус ЯТБ-1 выпускался Ярославским автомобильным заводом в 1936-1937 гг. В 1936 году начались поставки в Ленинград, где 21 октября 1936 года было открыто троллейбусное движение. ЯТБ-1 был довольно скоро снят с серийного производства из-за многочисленных недостатков модели.

Троллейбус ЗИУ-682 начали выпускать еще в 1972 году, а его «производные» выпускаются до сих пор. Большой объем выпуска в свое время позволил ему стать доминирующей моделью троллейбуса в Советском Союзе и в мире.

КТГ-1 (Киевский троллейбус грузовой) выпускался на Киевском заводе электротранспорта им. Ф.Э. Дзержинского. Использовался в городах, имевших троллейбусное хозяйство, для перевозки готовой продукции с предприятий на городские склады или товарные железнодорожные станции.

ЛАЗ-695Н. Говорят, у него было прозвище «Наташа». Первый опытный образец собрали в 1969 году, однако в серию этот автобус пошел только в 1976 году. В процессе эксплуатации модель постоянно модернизировали и улучшали. В серийном производстве находился до 2002 года и разошелся тиражом более 160 000 экземпляров.

А у этого автобуса было прозвище «Маруся». Первый опытный образец ЛАЗ-695М вышел на испытания в 1967 году. В 1969 году был реализован комплекс нововведений, позволивший серьезно усовершенствовать внешний вид базовой модели. Производство ЛАЗ-695М продолжалось семь лет. За это время изготовили 52077 экземпляров, в том числе 164 на экспорт.

ЗИС-154, выпускавшийся в 1946-1950 гг, это первый советский серийный автобус с цельнометаллическим кузовом вагонного типа. Он был создан как один из триады городских транспортных средств, унифицированных по кузову: троллейбус МТБ-82Д, трамвай МТВ-82, автобус ЗИС154. Следует отметить, что унификация не дошла до своего логического конца: автобус имел несущий кузов, в то время как у троллейбуса и трамвайного вагона несущим элементом служила сваренная из стандартных швеллеров рама.

Междугородний автобус Ikarus 255 выпускался в Венгрии в 1975-1984 гг. и был весьма популярен в СССР. От предшественника автобус отличался рессорной подвеской вместо пневматической, был короче на 1 метр, а в конце салона не было холодильника.

Ikarus 55.52 выпускался в Венгрии с 1953 по 1972 гг., поставлялся во многие страны, в том числе и в СССР. Отдельные экземпляры находились в эксплуатации до начала 1980-х, пока их не вытеснили более новые модели одноименного завода.

А это люксовая версия Ikarus 55. Она так и называлась Ikarus 55 Lux. Эти автобусы считались очень надежными, так как пробег до капремонта превышал миллион километров.

Автобус ЛиАЗ-677М выпускался на Ликинском автобусном заводе в 1982-1994 гг, хотя первый опытный образец построили еще в 1977 году. Кузов автобуса — вагонного типа, полунесущий с усиленным основанием.

Двухэтажный автобус MAN SD200 изначально выпускался для Берлинской транспортной компании в Западном Берлине. В Росии использовался преимущественно в Барнауле. В 1990-е годы в Петербурге такие автобусы работали на коммерческом маршруте «Балтийский вокзал – Петергоф».

Непривычно видеть МАЗ-103 в ретро-экспозиции, но время неумолимо. И хоть последователи этой модели выпускаются до сих пор, ранние образцы уже вполне можно отнести к «молодым ветеранам». Это как раз один из ранних образцов.

По своему богатству питерскую коллекцию старого общественного транспорта превосходит, пожалуй, только музей Мосгортранса, но в Санкт-Петербурге сохранились некоторые образцы, которых не увидеть больше нигде. А идею сохранения старых образцов техники нужно всячеки поддерживать и развивать.

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора
ABW.BY