Итак, Минский автозавод официально стал производителем электробусов и включился в Комплексную программу развития электротранспорта на 2021-2025 годы, утвержденную правительством Беларуси.

Электробус E433 Vitovt Max Electro II (УКХ "Белкоммунмаш")

Электробус E321 Olgerd (УКХ "Белкоммунмаш")

До сегодняшнего дня в городах страны на пассажирских маршрутах работал 91 электробус (89 – в Минске, выпущенные УКХ "Белкоммунмаш"; 2 – в Могилеве от компании CRRC, подаренные Могилеву к его 750-летию китайской провинцией Хунань). С новыми МАЗ-303E10 общее число электробусов в Беларуси перевалит за сотню, а в каждой области появится хотя бы один. И это только начало.

К концу 2025 года МАЗ и "Белкоммунмаш" совместными усилиями поставят в города Беларуси еще 1190 новых электробусов. Из них Минск получит 350 единиц, а по областям инновационная техника распределится следующим образом: Брестская – 61 электробус; Витебская – 140; Гомельская – 196; Гродненская – 168; Минская – 125; Могилевская – 150 электробусов.

Для ОАО "МАЗ" программа поставок электробусов модели 303E10 расписана так: 2021 год – 10 единиц; 2022-й – 56; 2023-й – 40; 2024-й – 45; 2025 год – 45. Впрочем, есть оговорка: объемы выпуска по годам могут уточняться с учетом реальных потребностей и финансирования.

Так или иначе, но к концу 2030 года электробусы должны полностью заместить дизельные автобусы в столице и всех областных центрах Беларуси – это предусмотрено Комплексной программой развития электротранспорта.

Троллейбус МАЗ-203Т70 с увеличенным автономным ходом

Троллейбус модели 32100D (рестайлинг) с увеличенным автономным ходом (УКХ "Белкоммунмаш")

Кроме того, МАЗ и "Белкоммунмаш" для обновления парков общественного транспорта в больших количествах будут выпускать троллейбусы с автономным ходом. До конца 2025 года будет поставлено 1263 такие машины (из них 1000 единиц получит Минск). При этом Брест, Витебск и Гродно за эти пять лет получат еще 96 троллейбусов в обычном исполнении. 

Но вернемся к электробусам. Между двумя белорусскими производителями такой техники закрепляется своеобразная специализация. Если УКХ "Белкоммунмаш" и дальше будет выпускать в основном электробусы с быстрой зарядкой (3-8 минут) для городских и иных перевозок по коротким маршрутам, то МАЗ сосредоточится на производстве электробусов с батареями повышенной емкости для длительной работы с зарядкой (8-10 часов), как правило, в ночное время.

В первой партии, переданной белорусским транспортникам 5 мая, все 10 электробусов именно с ночной зарядкой. Вообще МАЗ-303E10 оснащен литий-железо-фосфатными аккумуляторными батареями, которые отличаются высокой удельной емкостью (412 А·ч) и длительным сроком службы. Время зарядки батарей – 6,5 часа. Расчетный запас хода – до 300 км. Размещены батареи в заднем свесе кузова и на крыше.

Приводит в движение МАЗ-303E10 асинхронный электродвигатель ZF CeTrax. Эта инновационная модель отличается высокой надежностью и экономичностью. Технические характеристики также впечатляют: номинальная мощность – 200 кВт (пиковая – 300 кВт), номинальный крутящий момент – 2170 Н·м (пиковый – 4500 Н·м). Максимальная скорость электробуса – 75 км/ч.

Электробусы для Минска и областей снаружи отличаются разве что цветом: столичные – полностью желтые (RAL 1023); региональные – зеленые (RAL 6037) с белым ромбом и фальшбортами.

Электробус МАЗ-303E10 создан на базе автобуса третьего поколения и максимально унифицирован с ним. Поэтому колесная база и длина обеих машин одинаковые – 6150 и 12.430 мм соответственно. Электробус несколько выше – его высота составляет 3300 мм – за счет размещенного на крыше электрооборудования.

В салонах практически все идентично (отличие "минских" – наличие валидаторов и часов). Во всех электробусах установлено 30 мест для сидения (14 из них – на низком полу). При этом общая пассажировместимость МАЗ-303E10 составляет 72 человека. Это как у среднего автобуса МАЗ-206. Но такова плата за экологичность – батареи (при установке максимального количества аккумуляторов) весят 2430 кг, а полная масса электробуса не должна превышать 18.000 кг.

Все электробусы оснащены кондиционером, который работает как на охлаждение, так и на обогрев. При этом отопление салона МАЗ-303E10 – только электрическое.

Приступив к серийному выпуску МАЗ-303E10, на заводе уже планируют расширение модельного ряда электробусов – должны появиться 10-метровый МАЗ-310E, 18-метровый сочлененный МАЗ-316E и перронный МАЗ-271E для обслуживания аэропортов. На базе самого МАЗ-303E10 будет выпускаться пригородная версия МАЗ-303E11 с двумя дверными проемами и увеличенным количеством мест для сидения (33 или 35 в зависимости от размеров накопительной площадки).