Уникальный микроавтобус нашли совершенно случайно на одном из латиноамериканских сайтов с объявлениями. Оказалось, что этот РАФ экспортировали в Чили еще в 1960 году. Все эти годы у него был один владелец – католический миссионер. Он выставил РАФ-977 на продажу за 800.000 чилийских песо – на тот момент это было меньше тысячи долларов.

На микроавтобус сразу же обратили внимание ценители советского автопрома, ведь этот экземпляр является единственным дожившим до наших дней. В итоге уникальную машину выкупил один из прибалтийских автоколлекционеров. Однако больше года он не мог переправить РАФ-977 на родину, в Латвию, из-за коронавирусных ограничений. И лишь сейчас это удалось сделать.

Как видно на снимках, опубликованных клубом фанатов RAF Reunion, автомобилю требуется серьезная и дорогостоящая реставрация. Впрочем, для 60-летнего "старичка", который до последнего момента был "рабочей лошадкой", он выглядит очень даже неплохо.

Раритет может похвастать сохранностью многих оригинальных элементов, включая подвеску, стекла, эмблему и шильдик с надписью "Латвия". Исключением являются лишь двигатель (его заменили на мотор от Chrysler), передние фары, задние фонари и приборная панель.

Что касается кузова, он уцелел практически полностью, хотя и потребует серьезного ремонта.

Отмечается, что после тщательной реставрации уникальный латышский микроавтобус будет активным участником различных ретрослетов. Но, как скоро это произойдет, остается лишь гадать.

Фото autowp.ru

Напомним, что микроавтобусы РАФ-977 малыми сериями начали выпускать в Риге в 1958 году. Модель базировалась на узлах и агрегатах легкового автомобиля ГАЗ-21 "Волга". От него РАФ-977 получил в том числе 2,5-литровый 70-сильный бензиновый мотор ЗМЗ-21 и 3-ступенчатую механическую коробку передач. Привод у микроавтобуса был задний. Кузов цельнометаллический, с несущим основанием, четырехдверный. Число мест – 10, включая водителя. 

Фото autowp.ru 

В 1960 году стартовало производство более совершенного РАФ-977В. У него было переделано основание кузова: пол по всей длине салона сделали ровным, а для облегчения входа и выхода пассажиров проем служебной двери опустили ниже, добавив подножку. Для придания большей жесткости кузову немного увеличили ширину боковых стоек за передними дверями, уменьшив ширину самих дверей. Вместо задних фонарей от "Москвича-407" стали применять две пары унифицированных фонарей ФП-100.

При колесной базе 2700 мм длина микроавтобуса составляла 4940 мм, ширина – 1810 мм, высота – 1940 мм. Снаряженная масса – 1675 кг, полная – 2370 кг. Максимальная скорость – 110 км/ч.

Фото autowp.ru 

Выпуск РАФ-977В продолжался до 1961 года, когда ему на смену пришла модель РАФ-977Д, получившая совершенно иной кузов.

Общее количество изготовленных микроавтобусов РАФ-977 и РАФ-977В, по данным портала autowp.ru, составило 1297 экземпляров.