Среди перечисленных выше пассажирских машин есть образцы техники, которые в Минск поставлены впервые. Так, на улицы столицы в этом году вышли автобусы МАЗ третьего поколения, сочлененные автобусы МАЗ-216 с толкающим приводом, новейшие электробусы МАЗ-303E10 и E32100 "Ольгерд", а также троллейбусы с увеличенным автономным ходом моделей 32100D и 43300D, изготовленные в BKM Holding (так теперь называется "Белкоммунмаш").

Фото ГП "Минсктранс" 

В апреле в Минске приступили к работе четыре автобуса МАЗ-303065. Данная модель оснащена 285-сильным дизельным двигателем Mercedes-Benz OM926LA.V/4 экологического класса Евро-5, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач ZF 6AP1200B, а также портальным задним мостом с двойной передачей ZF AV 133/83. В салоне – 27 мест для сидения, общая пассажировместимость – 98 человек.

Весной же в столицу поступили пять "гармошек" МАЗ-216066. Их ключевое отличие от широко распространенных МАЗ-215 – размещение силового агрегата в хвостовой части прицепа (при этом ведущим является мост второй секции), что позволило сделать более просторным салон в головной части. Кроме того, новая "гармошка" получила укороченную колесную базу и уменьшенную на 750 мм общую длину. 18-метровый кузов имеет четыре дверных проема. Автобусы МАЗ-216066 оснащаются 326-сильныи двигателем Mercedes OM 926 LA.EEV/3 и автоматической коробкой передач Allison T375w/Ret. В салоне предусмотрено 42 места для сидения, общая пассажировместимость – 163 человека.

Четыре электробуса МАЗ-303E10 были переданы "Минсктрансу" в начале мая. Это модель с ночной (длительной) зарядкой в автопарке. Электробус МАЗ снащен литий-железо-фосфатными батареями LiFePO4) с суммарным запасом энергии 285 кВт·ч, что должно обеспечивать гарантированный минимальный пробег 150 км на одном заряде с учетом экстремальных погодных явлений (жара летом – на полную мощность должен работать кондиционер; сильные морозы зимой – электрическое отопление). Пассажировместимость – 72 человека. Мест для сидения – 30, из них на низком полу – 14.

Электробусы E32100 "Ольгерд" поступили в столицу в количестве 9 единиц и приступили к работе с начала года. Эта модель комплектуется литиевыми батареями, однако заряжается при помощи пантографа от станций ультрабыстрой зарядки на конечных остановках маршрута. Запас хода – до 50 км. В салоне 30 мест для сидения. Общая пассажировместимость – 83 человека. 

Троллейбус БКМ-32100D – это развитие линейки третьего поколения ("Сябр"). Автономный ход составляет 15 км. Аккумуляторные батареи (литий-железо-фосфатные) размещены в заднем свесе за глухой перегородкой. Подзарядка – в процессе движения от контактной сети. В салоне установлено 25 мест для сидения (из них 9 на низком полу). Общая пассажировместимость – 90 человек. Минск получил 25 таких машин.

Сочлененный троллейбус БКМ-43300D – вариация на тему хорошо известного в столице электробуса Vitovt Max Electro. Но в отличие от последнего троллейбус заряжается от контактной сети во время движения по маршруту (на это уходит около 30 минут) и автономно может проехать больше – до 15 км. Благодаря размещению всех аккумуляторных батарей на крыше, сзади освободилось достаточно пространства, чтобы разместить дополнительно пять мест для сидения. Всего их в троллейбусе 38, а общая пассажировместимость – 159 человек. Еще одно отличие троллейбуса от электробуса "Витовт" – отдельный вход в кабину водителя с отдельной дверью. В общей сложности "Минсктранс" получил от BKM Holding 50 таких "гармошек".

Кроме рассмотренных новинок в столицу за январь – сентябрь были также поставлены 121 городской автобус МАЗ-203015/203016, почти 60 пригородных автобусов МАЗ-203115/203116, 100 сочлененных троллейбусов МАЗ-215069 и 75 троллейбусов модели МАЗ-203Т70 с увеличенным автономным ходом.

В пресс-службе "Минсктранса" сообщили, что на 1 октября в эксплуатации находилось 1322 автобуса, 744 троллейбуса, 93 электробуса и 135 трамваев. В столице имеется 207 автобусных маршрутов, 59 троллейбусных и 8 трамвайных. В час пик максимально на маршруты выходят почти 900 автобусов, свыше 570 троллейбусов, около 90 трамваев.