Официально проект "Компас" был представлен на выставке "Комтранс-2021" в Москве, которая проходила в начале сентября. КАМАЗ объявил о решении зайти в новый для себя сегмент рынка с абсолютно новым продуктом – линейкой малотоннажных и среднетоннажных грузовиков, включающей четыре базовые модели полной массой 3500, 6000, 9500 и 12.000 кг.

Первым показали развозной фургон КАМАЗ-43089 "Компас 9", который оказался "перелицованным" китайским JAC N90. Кабина получила стеклопластиковую переднюю панель, стилизованную под новейшее семейство КАМАЗ К5, однако в остальном – почти 100-процентный Китай!

Наверное, не этого ожидали от КАМАЗа, поэтому новинка получила в основном скептические и даже критические отзывы в СМИ. (Эксперты вспомнили, что ГАЗ, например, только кабину китайскую взял для своего нового "Валдая Next", а все остальное разработал самостоятельно.) Тем не менее производитель из Набережных Челнов вполне доступно обосновал концепцию проекта: поскольку выпуск малотоннажных и среднетоннажных грузовиков не превысит нескольких тысяч в год по каждому классу грузоподъемности и не принесет большой прибыли, то нет смысла вкладываться в разработку с нуля собственной конструкции – правильнее взять готовый автомобиль и заняться постепенной локализацией его производства. Если рынок машину отвергнет, потери будут невелики. Если машина станет пользоваться большим спросом у перевозчиков, ее можно будет модернизировать и серьезно локализовать в России.

В течение почти двух месяцев никакой новой информации о проекте "Компас" не поступало. Наконец 9 ноября в соцсетях появилось вот это никак не подписанное фото, на котором, судя по всему, изображен другой представитель нового семейства – КАМАЗ-43082 "Компас 12" в исполнении "бортовой грузовик + КМУ".

А в свежем номере газеты "Вести КАМАЗа", который вышел 12 ноября, появилось сообщение о начале сборки грузовиков "Компас", а также кое-какие подробности.

Так, стало известно, что производство новой техники организовано в сдаточном корпусе, где ранее собирались автобусные шасси.

До конца нынешнего года планируется отработать сборку моделей "Компас 9" и "Компас 12" пяти комплектаций, отличающихся колесной базой. В 2022 году начнется выпуск грузовиков "Компас 5", в 2023-м – "Компас 3".

На сегодняшний день для "Компаса" налажен выпуск локализованных деталей на Прессово-рамном заводе (ПРЗ) и у поставщиков КАМАЗа. В первую очередь это части экстерьера (передняя панель), аккумуляторные батареи, ящик и крышка ящика АКБ, кронштейны и т.д.

В следующем году КАМАЗ в рамках проекта "Компас" планирует освоить сварку и окраску каркасов кабин, сборку кабины, изготовление топливных баков, ресиверов, а также сборку рам на новой линии ПРЗ. Целевой уровень локализации должен составить не менее 35-40%.

В некоторой перспективе "Компас 12" (копия китайского JAC N120) полностью заменит в производстве среднетоннажник КАМАЗ-4308, который выпускается в Набережных Челнах" с 2007 года и создавался в свое время в противовес набиравшему популярность "Зубренку" МАЗ-4370.

МАЗ-4381C0-2522-025 с удлиненной колесной базой, способный перевозить сразу 19 европоддонов (внутренний объем платформы – 57,7 куб.м)

Конкурентом для новых КАМАЗ-43082 "Компас 12" в числе других представителей сегмента грузовиков полной массой до 12 тонн станут современные "Зубрята" – автомобили МАЗ-4381 "Корнет".

Отметим, что Камский автозавод получил ОТТС на две модификации "Компас 12": КАМАЗ-43082-H5 с 168-сильным турбодизелем Cummins ISF3.8S5168 (кстати, его производство уже локализовано в СП ЗАО "КАММИНЗ КАМА") и механической 6-ступенчатой коробкой передач Fast Gear 6DS60T, а также КАМАЗ-43082-5K с 210-сильным Cummins ISF4.5S5210 и 6МКПП Fast Gear C6J76T.

Масса шасси в снаряженном состоянии – в пределах 4030…4230 кг (в зависимости от колесной базы). Грузоподъемность – 7960…7760 кг. Передняя и задняя подвески – зависимые, на продольных полуэллиптических рессорах (задняя – с подрессорниками), с гидравлическими амортизаторами. Рабочая тормозная система – пневматическая, двухконтурная, с ABS и ESC; тормозные механизмы всех колес – барабанные.

В базовой комплектации предусмотрены: рулевая колонка, регулируемая по вылету и наклону; круиз-контроль; аудиосистема (управление – на руле); кондиционер; среднее складное сиденье; электрические стеклоподъемники; зеркала с подогревом; галогеновые фары; противотуманные фары. Кабина – широкая, со спальным местом.

"Компас 9" также будет иметь две модификации: КАМАЗ-43089-F5 с 154-сильным двигателем Cummins ISF3.8S5154 и 6-ступенчатой МКПП Fast Gear LC6T540B, а также КАМАЗ-43089-H5 с 168-сильным Cummins ISF3.8S5168 и 6МКПП Fast Gear 6DS60T. Масса шасси в снаряженном состоянии – в пределах 3040…3240 кг. Грузоподъемность шасси – 6460…6260 кг. Кабина – широкая, со спальным местом или без него.