Старт проекту моторизации карьерных самосвалов БЕЛАЗ был дан еще в 2014 году, когда Белорусский автозавод и ОАО "Синара-Транспортные Машины", которому принадлежит УДМЗ, подписали соглашение о реализации совместной программы по применению нового двигателя V12 ДМ-185.

В 2017 году россияне отгрузили в Жодино первый мотор 12ДМ-185А. Белорусские конструкторы разработали под него новую модификацию самосвала грузоподъемностью 240 тонн – БЕЛАЗ-75319. В 2018 году автомобиль прошел заводские испытания, после чего был отправлен в Бурятию для прохождения промышленной эксплуатации в АО "Разрез Тугнуйский" (входит в тройку крупнейших разрезов России по добыче каменного угля).

Запуск в эксплуатацию самосвала БЕЛАЗ-75319 в Тугнуйском угольном разрезе. Фото СУЭК 

Двигатель 12ДМ-185А – это представитель нового поколения высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения, которые планируются к применению в кораблестроении и судостроении, локомотивостроении, карьерной и строительной технике, объектах малой энергетики. Автомобильный вариант отличается компоновкой, мощностью, массой и дополнительным оборудованием (вентилятор системы охлаждения, пневмокомпрессоры систем кондиционирования и воздухоподачи). В числе преимуществ нового двигателя – высокие удельные характеристики мощности, низкий расход топлива, пониженный расход масла на угар, высокий ресурс, соответствие требованиям ЕС по выбросам вредных веществ в атмосферу.

Дизельный двигатель 12ДМ-185А оснащен современной электронной системой управления и мониторинга, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Рабочий объем – 69,36 л. Номинальная мощность – 2536 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент – 10.043 Н·м при 1500 об/мин. Общий удельный расход топлива - 204 г/квт·ч. 

Самосвал БЕЛАЗ-75319 с двигателем УДМЗ 12ДМ-185А по своим техническим характеристикам практически ни в чем не уступает другим модификациям этой серии, которые используют двигатели Cummins QSK 60-C и MTU DD 16V4000. Эксплуатационная масса самосвала – 161,5 тонны, полная – 401,5 тонны. Максимальная скорость – 60 км/ч.

О ходе эксплуатационных испытаний нового самосвала в интервью ресурсу korabel.ru рассказал руководитель дизельного дивизиона АО “Синара-Транспортные Машины” Кирилл Куклинский: "За время прохождения первого этапа опытно-промышленной эксплуатации нашему мотору удалось зарекомендовать себя с положительной стороны и показать более высокие технические параметры по сравнению с двигателями иностранных производителей, также используемых на самосвалах серии БЕЛАЗ-7513. Из улучшенных характеристик можно выделить такие, как пониженный на 5-15% показатель удельного расхода топлива и более высокий запас мощности двигателя (это позволяет машине преодолевать подъемы с большей скоростью при полной загрузке). В целом, испытания проходят в штатном режиме и с проверкой всех технических параметров, указанных заказчиком. Сегодня у нас есть все основания полагать, что заключительная фаза опытно-промышленной эксплуатации двигателя будет успешной и завершится в оговоренные сроки. Окончание финального этапа работ запланировано на конец текущего года".

Отметим, что сотрудничество Уральского дизель-моторного и Белорусского автомобильного заводов имеет давние традиции. С 1981 по 2007 годы из Екатеринбурга в Жодино было поставлено 4050 дизелей модельного ряда ДМ-21 мощностью 1000-2400 лошадиных сил, которыми оснащались большегрузные карьерные самосвалы (например, 120-тонники БелАЗ-7514, 200-тооники БелАЗ-75303).

Сам УДМЗ ведет свое происхождение от Уральского турбинного завода, на котором в годы Великой Отечественной войны было налажено производство дизельных двигателей В2 для танков Т-34.

Напомним, ранее Автобизнес рассказывал о стратегическом партнерстве ОАО "БЕЛАЗ" с китайской компанией Weichai Power, которая предложила целую линейку дизельных двигателей для использования в составе карьерной техники БЕЛАЗ.

Первым самосвалом, который оснастили китайским мотором, стал БЕЛАЗ-75589. Он получил 12-цилиндровый V-образный дизель модели 12M33 рабочим объемом 39,6 л. Его мощность – 1068 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент – 4340 Н·м. Удельный расход топлива при номинальной мощности – 202 г/квт·ч. После прохождения полного цикла испытаний БЕЛАЗ-75589 в 2020-м был поставлен на серийное производство.

В настоящее время с китайскими двигателями Weichai Power проходят испытания еще два самосвала – БЕЛАЗ-7513D грузоподъемностью 130-136 тонн и БЕЛАЗ-7530G грузоподъемностью 240 тонн.

Недавно свой инновационный газотурбинный двигатель для карьерных самосвалов БЕЛАЗ грузоподъемностью 90 тонн предложило ПАО "Калужский двигатель" (КАДВИ). 

Перспективная силовая установка создана на основе универсального силового модуля МСУ-800, который представляет собой современный газотурбинный двигатель со свободной силовой турбиной, способный работать на различных видах топлива, включая сжиженный природный газ (СПГ), и обеспечивать надежный запуск и работоспособность в любых климатических и географических условиях.

Газотурбинный силовой модуль предназначен для привода генератора синхронного типа, работающего в качестве автономного источника электроснабжения привода мотор-колес карьерного самосвала.