Вместо трех моделей – одна

Производство Ford Transit налажено в Татарстане, вблизи городов Елабуги, Нижнекамска и Набережных Челнов, в Особой экономической зоне "Алабуга". На деле она представляет собой почти полноценный город со своими дорогами и инфраструктурой, не хватает только домов. Вместо них на территории располагаются многочисленные заводы, а попасть к ним можно только с предварительно полученным пропуском. Именно там, по соседству с производством туалетной бумаги, ламината и еще десятком заводов, расположилось предприятие "Соллерс Форд", где осуществляется выпуск Ford Transit.

Вернее, не только Ford Transit. В лучшие (для рядовых покупателей) времена здесь также выпускали Kuga и Explorer. В 2019 году грянула реструктуризация. От выпуска легковых автомобилей Ford было решено отказаться в принципе, также был закрыт и завод по производству двигателей. Присутствие Ford на рынке с тех пор ограничилось лишь одной моделью в лице Ford Transit. Бизнес есть бизнес, а коммерческий транспорт на рынке востребован. Только с января по сентябрь текущего года было реализовано 14 тыс. автомобилей, что почти на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В планах компании – увеличить это число до 21 тыс. до конца года. Откуда такая уверенность в собственных силах?

Как отметил исполнительный директор Алексей Матасов, на объемах производства не сказался даже пресловутый дефицит микрочипов. В компании этот вопрос решается в рабочем порядке: перераспределение электронных компонентов происходит при помощи глобальной команды Ford в зависимости от емкости рынка и иных локальных факторов. Помимо наращивания производства в текущем году уже к 2024-му планируется выход с конвейера 200-тысячного экземпляра, и это притом что за 10 лет работы предприятия было выпущено 110 тысяч авто.

Рождение Transit

Вначале может показаться, что производство автомобиля – процесс неимоверно сложный. И осознать масштаб происходящего с первого взгляда действительно нелегко. Но история Ford еще на заре появления автомобилей не зря известна своей "конвейерностью". Производство Transit состоит из трех этапов: сварки, окраски и сборки.

Начинается все со сварки лонжеронов, без которых существование кузова попросту невозможно. Далее шаг за шагом, словно это не более чем огромный конструктор, начинают появляться первые очертания будущего Ford Transit: усилители и стойки занимают свои места, а то, что совсем недавно было лишь металлическими заготовками, начинает напоминать авто.

Пожалуй, самая зрелищная часть производства – сварочный комплекс, на котором ловко орудуют роботы. Все движения выверены с точностью до миллиметра, а потому и процесс идет быстро. Роботизированные "руки" умеют в том числе самостоятельно менять оснастку в зависимости от выполняемых задач. Наблюдать за их работой можно бесконечно долго. Несмотря на всю технологичность роботов, сами по себе они мало что умеют: покупка робота – это лишь часть дела, поскольку их "обучение" и программирование существенно дороже "железа".

Впрочем, без ручного труда, пусть и с долей автоматизации и упрощения, никуда. То, что неподвластно роботам, сваривается ручными клещами. Они располагаются на специальных подвесах, которые позволяют орудовать ими с необходимым удобством. То же касается и дверей. Их навеска – вотчина работников, но подъем и подача заготовок осуществляется специальным устройством.

Так за шагом собирается кузов автомобиля, после чего приходит время его покраски. Доступ в эту зону запрещен, потому наблюдать за процессом можно лишь удаленно. Сначала кузов погружается в десяток катафорезных ванн. И это не только подготовка к будущей покраске, но и важная часть будущей защиты от коррозии. После ванн следуют уже более привычные обывателям процессы грунтовки и покраски.

Когда с покраской покончено, можно переходить к сборке. Опять же при помощи устройств, упрощающих жизнь работников. Например, центральная консоль во время установки предварительно фиксируется на подвесной подъемник, после чего подается в салон с его помощью и закрепляется на своем месте. Все это время автомобили движутся по конвейеру с небольшой скоростью, попадая на поэтапную установку всех элементов.

Или, например, установка стекол. О ручном нанесении герметика не может идти и речи – этот процесс также частично автоматизирован. Рабочим необходимо проконтролировать качество его нанесения, а затем при помощи специального механизма захвата и подъема зафиксировать стекло на его месте.

Автомобиль движется по конвейеру, пока не обрастет всем необходимым. Центральная консоль, элементы интерьера, панель приборов, фары и фонари, зеркала и, конечно же, коробка передач, двигатель и шасси. Стыковка последних с кузовом в обиходе зовется "свадьбой". Тестовому запуску двигателя непременно предшествует заливка всех необходимых технических жидкостей.

Завершает производство детальный контроль качества авто в световом тоннеле. Проверка сборки и окраски, работа электрооборудования и систем: если по какой-то причине в процессе постройки автомобиля что-то пошло не так, он не должен покинуть завод с дефектами, хотя промежуточная проверка присутствуют на многих этапах. Еще один контрольный пункт проверки авто – тест в движении и под нагрузкой.

На занятие к "бодибилдеру"

После всего этого машину можно отправлять в дилерский центр, но это актуально лишь для цельнометаллических фургонов. Дальнейшая переделка и дооснащение авто осуществляются уже на партнерском предприятии СТ "Алабуга", которое располагается все в той же экономической зоне. Его также называют "бодибилдером". Там Transit превращаются и в маршрутки, и в грузовые версии авто, и в "холодильники" на колесах. Производство панелей для последних также налажено в соседнем здании. За все это в конечном итоге отвечает именно "Соллерс Форд".

Хоть формально Ford Transit – это лишь одна модель, на ее основе производятся машины совершенно разного назначения. Базовые версии – цельнометаллический фургон, шасси (для установки, например, "будки") и автобус. Transit доступен с тремя вариантами длины базы, двумя вариантами высоты крыши, а также передним, задним или полным приводом на выбор. Каких-то особенно популярных версий нет – на рынке востребованы абсолютно все модификации. А уж что будет с цельнометаллическим фургоном после схода с конвейера, зависит только от нужд заказчика. Всего на базе Ford Transit изготавливается 170 различных модификаций авто, и это вовсе не конечное число.

В компании раскрыли некоторые будущие производственные планы. Одна из главных новостей – запуск в 2023 году обновленного Ford Transit с локализованным 2-литровым дизельным двигателем. Завод двигателей после реструктуризации принадлежал Ford Motor, но в 2021 году "Соллерс Форд" выкупил производственные активы для запуска дизельных двигателей для Ford Transit. 

На текущий момент Ford Transit выпускается с безальтернативным 2,2-литровым дизелем на 125, 136 и 155 л.с., который импортируется из других стран. Новый 2-литровый двигатель должен стать лучше предыдущего поколения по многим параметрам, среди которых можно выделить и переход к нормам Евро-6, и более эффективное использование топлива. Локализация производства двигателя включает в себя литье и механическую обработку блока цилиндров, головки и коленвала. Заготовки опять же от российских поставщиков. В конечном итоге локализация производства Ford Transit должна пойти на пользу всем. Пока что она составляет 28%.

Среди прочих планов было озвучено появление "автомата", а также 5-тонной версии авто, которая будет крупнее всех доступных сейчас модификаций. Электрическое будущее также не обходит компанию сторону. "В рамках стратегического видения в 2023 году появится электрический Ford Transit. Спрос и план по реализации сейчас нашей командой изучаются и прорабатываются, ведется исследование рынка", – отметил исполнительный директор Алексей Матасов.

Кажется, как бы ни был прекрасен дизель, в какой-то момент даже часть коммерческих перевозок перейдет к электротранспорту. Будущее, нравится оно нам или нет, не остановить. 

Коммерческий транспорт в базе объявлений Автобизнеса