Перевод карьерных самосвалов на газодизельный режим работы обещает немалые выгоды: во-первых, существенную экономию на топливных расходах (за счет дешевизны природного газа, которым в процессе эксплуатации замещается 30-35% солярки), как следствие – повышение энергоэффективности транспортировки горной массы; во-вторых, увеличение межсервисного интервала; в-третьих, улучшение экологической обстановки в карьерах (у газодизельных двигателей меньше вредных выбросов). И это уже не расчеты, а результаты, подтвержденные двухлетней эксплуатацией в условиях карьеров Кузбасса.

Проект с 2017 года реализуется новокузнецкой компанией "Сибирь-Энерго", которая в инициативном порядке перевела на газодизель 60 карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн, оснастив их спаркой из двух криогенных баков и испарителями-регазификаторами. Полный комплект конструкторской документации газодизельных систем (в ее разработке принимали участие компании "Сибирь-Энерго", "ТехноЭко" и чешская ComAp) был согласован с заводом-изготовителем БЕЛАЗ. Была пройдена экспертиза промышленной безопасности, получено разрешение на эксплуатацию в Ростехадзоре.

Общая наработка всех газодизельных самосвалов за два года составила более 350 тыс. моточасов. При этом был достигнуто 30-процентное замещение дизельного топлива сжиженным природным газом, что позволило снизить расходы на топливо в размере около 3,5 млн российских рублей (примерно 56.000$) в течение года эксплуатации только одного карьерного самосвала модели БЕЛАЗ-75131. Таким образом, срок окупаемости газодизельной системы составил не более трех лет. Еще один положительный момент: за период эксплуатации модернизированных карьерных самосвалов не было выявлено негативных моментов, связанных с использованием СПГ в качестве моторного топлива.

Следующим этапом стала разработка Белорусским автозаводом (с учетом опыта "Сибирь-Энерго") газодизельного самосвала, пригодного для серийного производства. Так появилась модель БЕЛАЗ-7513С. Новинка успешно прошла этап приемочных испытаний. В Жодино изготовили опытно-промышленную партию из трех таких машин. В настоящее время, как сообщает официальный телеграм-канал ОАО "БЕЛАЗ", на автозаводе развернута подготовка к серийному производству БЕЛАЗ-7513C.

Напомним, что в арсенале у Белорусского автозавода уже имеется самосвал, работающий исключительно на природном газе. Это 45-тонный БЕЛАЗ-75476 с газопоршневым двигателем "Кунгур-550" (Т-22), разработанный совместно с российскими компаниями "Газовые Транспортные Системы" (Смоленск) и "Технология 1604" (Екатеринбург).

Двигатель "Кунгур-550" изготовлен путем конвертации 12-цилиндрового дизельного мотора ЯМЗ-240НМ2 (такой устанавливается на базовый БЕЛАЗ-7547). Суть модернизации: воспламенение горючей смеси происходит теперь не от сжатия, как в дизелях, а от искрового зажигания. Для этого цилиндры, головку блока и клапанную крышку подвергли соответствующей механической обработке, а сам двигатель оснастили новыми топливной системой и системой управления, которые являются уникальной разработкой компании "Технология 1604". В результате при том же рабочем объеме мощность возросла с 500 до 550 л.с., а максимальный крутящий момент с 1815 до 2900 Н·м.

БЕЛАЗ-75476 может работать как на сжиженном (СПГ, LNG), так и компримированном природном газе (КПГ, CNG). В первом случае запас метана размещается в криобаках на раме с левой и правой стороны (встречались варианты 360+360 л и 340+650 л). Во втором случае самосвал комплектуется стальными баллонами суммарной емкостью 1407 л. 

По результатам эксплуатации первых образцов БЕЛАЗ-75476 выяснилось, что двигатель на метане работает тише, ровнее и имеет больший ресурс по замене масла по сравнению с дизельным аналогом. Периодичность ТО возросла с 250 до 500 моточасов. При этом стоимость метана минимум в 2 раза ниже солярки, а расход газа соответствует расходу дизтоплива.

В настоящее время БЕЛАЗ совместно с компаниями "Газовые Транспортные Системы" и "Технология 1604" ведет разработку 136-тонного самосвала с газопоршневым двигателем на базе дизельного Cummins КТА50-С.