Напомним, что выпуск "сто третьего" стартовал в 1996 году. Это была вторая городская модель в линейке Минского автозавода после МАЗ-101, представлявшая собой его несколько упрощенный полунизкопольный вариант (импортный портальный задний мост ввиду дороговизны пришлось заменить на мост собственного производства). Впрочем, уровень пола в салоне плавно поднимается от средней двери к моторному отсеку с 360 до 580 мм, так что ступенька только одна – в заднем дверном проеме. Поэтому "сто третий" часто называют низкопольным.

В 2008 году МАЗ-103 прошел рестайлинг: видоизменилась передняя маска (увеличилась площадь остекления маршрутоуказателя; появился новый бампер; прямоугольные фары уступили место "точечной" оптике Hella), а также задняя панель кузова (появились новые круглые фонари).

В таком виде самый массовый автобус МАЗ – выпущено более 8 тыс. машин более чем 50 различных модификаций! – и встретил свой четвертьвековой юбилей. Не пора ли на пенсию? Тем более что еще в 2019 году Минский автозавод представил городской автобус третьего поколения – места для "дедушки" уже не оставалось. Видимо, такими соображениями и руководствовались на предприятии, когда готовили приказ о снятии "сто третьего" с производства. Однако отказаться от ветерана в прошлом году не получилось – на модель продолжали поступать заказы.

Фото пресс-службы Администрации города Ижевска

Самым крупным оказался контракт на поставку в Ижевск – сразу 100 машин! В столицу Удмуртии отправились автобусы МАЗ-103486, оснащенные 326-сильным двигателем Mercedes-Benz OM926LA (Евро-5) и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison T375w/Ret. Первая партия (33 единицы) поступила летом, вторая (остальные 67 машин) – в декабре.

Фото Николая Щипко / "Таймырский телеграф" 

Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта (НПОПАТ) в прошлом году приобрело 25 автобусов МАЗ-103486 в северном исполнении: 5 машин поступило в июле, еще 20 – в ноябре.

Фото пресс-службы губернатора и Правительства Брянской области 

Вчера, 25 января, партию "сто третьих" торжественно передали Брянскому городскому пассажирскому автотранспортному предприятию. Областной центр получил 32 автобуса МАЗ-103445. Эта модель комплектуется 292-сильными моторами Weichai WP7.300E51 и гидромеханическими 6-ступенчатыми коробками передач Fast Gear FC6A140PB.

А вообще за 2021 год Минский автозавод выпустил почти две сотни "сто третьих": по имеющейся у нас информации, кроме 125 единиц МАЗ-103486 и 45 единиц МАЗ-103445 было изготовлено еще 11 пригородных МАЗ-103586 и 18 газовых МАЗ-103965 (и те и другие с двигателями Mercedes).

Что будет дальше? Похоже, история ветерана пока не собирается заканчиваться. Как стало известно Автобизнесу, МАЗ прошлой осенью продлил срок действия ОТТС на "сто третье" семейство до 2024 года. Конечно, не факт, что модель продержится до конца этого срока, все будет зависеть исключительно от объема заказов. Но в портфеле автозавода остается шесть модификаций: две – с двигателями Weichai (МАЗ-103445 и МАЗ-103545); две – с дизельными моторами Mercedes (МАЗ-103486 и МАЗ-103586); две – с газовыми (МАЗ-103965 и МАЗ-103С65). Кроме того, недавно появилась модификация МАЗ-103946 с газовым двигателем Weichai WP7NG280E51. Так что выбирать есть из чего.