Это стало неожиданностью, потому что на самом автозаводе сборку юбилейной машины официально не отмечали и прессу об этом в известность не ставили. Поэтому слова директора компании «Автотранс» Михаила Цыганова (официальный дилер ОАО «МАЗ» по Сахалинской области) о том, что по городу будет курсировать 30-тысячный автобус марки МАЗ, прозвучали настоящим сюрпризом.

Юбилейным оказался газомоторный МАЗ-203948 большого класса. В первой партии – восемь таких машин, работающих на сжатом метане. Всего их будет 15. Автобусы этой модели оснащаются 279-сильными газовыми двигателями WP7NG290E51 (Евро-5) и автоматическими коробками передач Fast Gear FC6A145RB.

Автобусы заказаны с системами кондиционирования, книлинга, видеонаблюдения, автоматического пожаротушения. Установлены датчики пассажиропотока и бескондукторная система оплаты проезда. В салоне 28 мест для сидения.

Кроме того, Южно-Сахалинск получил десять автобусов МАЗ-206948 среднего класса (всего их должно поступить 85 единиц). Эта модель также работает на компримированном природном газе. Двигатель – рядная «четверка» WP5NG200E51 мощностью 200 л.с. Коробка передач – автоматическая Fast Gear FC6A145RB. Автобусы оснащены кондиционером, в салоне 27 мест для сидения.

Напомним, что Минский автозавод создал автобусное производство в 1992 году. Сначала по лицензии выпускались городские низкопольные автобусы Neoplan N4014 (всего пять единиц). В 1993 году появился первый автобус собственной конструкции МАЗ-101, созданный по образу и подобию Neoplan, но с использованием отечественным комплектующих. С 1995 года началось производство полунизкопольной модели МАЗ-103, которая благодаря конкурентоспособной цене стала самой массовой в производственной программе предприятия.

В 2000 году на Минском автозаводе был изготовлен 1000-й автобус – им стал МАЗ-103. 27 июня 2006 года за ворота предприятия вышел 5-тысячный автобус – это был туристический МАЗ-251. 25 апреля 2009 в Минске собрали 10-тысячный автобус. Юбилейной машиной оказался средний МАЗ-206.