Премьера интереснейшей новинки прошла практически незамеченной – трактор впервые показали на выставке «Белагро-2023». Однако появление этой машины особенно не афишировалось. А с виду BELARUS-2503 почти ничем не отличается от серийного BELARUS-2103, так что можно было пройти рядом с новинкой и ничего не понять.

Но мы вовремя заметили. Новая модель – 2503. Новый тяговый класс – пятый. Двигатель – отечественный ММЗ Д-262.1S2: рядный 6-цилиндровый, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха. Его мощность – 280 лошадиных сил, максимальный крутящий момент – 2133 Н·м (у BELARUS-2103 – 212 «лошадок» и 923 Н·м соответственно).

Но главная «фишка» нового трактора – электромеханическая трансмиссия. Схема работы (упрощенно) такая: турбодизель приводит в действие генератор переменного тока мощностью 200 кВт, а тот питает два электродвигателя мощностью 90 кВт каждый, которые передают крутящий момент на ведущие колеса.

Управление тяговым электроприводом – электронное с микропроцессорной системой управления. Управление скоростным режимом и режимом поворота – джойстиком через микропроцессор. Поворот осуществляется в движении бесступенчато.

Габаритные размеры, масса и ходовые характеристики практически не отличаются от трактора BELARUS-2103. Длина – 6050 мм, ширина – 2100 мм, высота – 2950 мм. Дорожный просвет – 360 мм. Эксплуатационная масса – 12.300 кг. Наименьший радиус поворота – 2,2 м. Удельное давление на грунт – 47 кПа. Скорость движения – 0-27 км/ч.

Гидронавесная система – универсальная раздельно-агрегатная, с электрогидравлической системой управления, автоматической регулировкой глубины обработки почвы с силовым, позиционным и смешанным способами регулирования. Грузоподъемность на оси заднего навесного устройства – 8000 кг. Максимальное давление – 20 Мпа. Производительность насоса – 55 л/мин. Емкость гидросистемы – 70 л.

На выставке «Белагро-2023» был представлен опытный образец трактора BELARUS-2503. В настоящее время он проходит испытания.

Отметим, что BELARUS-2503 не первый трактор МТЗ с электромеханической трансмиссией. В 2015 году был создан колесный BELARUS-3023 с 303-сильным двигателем Deutz.

Затем была разработана модель 350-сильного трактора с такой трансмиссией, а на ее основе – беспилотный BELARUS А3523і, который готовится к полностью автономной работе в поле.

Электромеханическая бесступенчатая трансмиссия исключает прямую кинематическую связь дизельного двигателя с ведущими колесами. Это позволяет при заданной мощности реализовать частоту вращения и момент в режиме максимальной топливной эффективности. Как результат – потребление топлива на 350-сильном тракторе при выполнении сельхозработ снижается на 7%, а при транспортных – до 12% (если сравнивать с аналогичными тракторами с механической передачей). Кроме того, в 10 раз снижается уровень выбросов вредных веществ.

На Минском тракторном заводе видят большие перспективы применения электромеханических трансмиссий, а поэтому планируют устанавливать их и на тракторах меньшей мощности.