Технический фактор

В свое время мастера и "гаражники" составили своеобразный рейтинг причин обращения автомобилистов за помощью в морозные дни. Например, у "дизелистов" на первом месте - замерзающая в фильтре или топливных магистралях солярка, что приводит к невозможности запуска двигателя, затрудненному пуску или потере мощности, а иногда и к остановке двигателя в момент движения (как правило, на трассе, где скорость выше городских 60 км/ч). 

Владельцы бензиновых машин обычно обращаются лишь тогда, когда окончательно "посадят" аккумулятор и зальют свечи после продолжительных попыток завести мотор, после чего уже и "прикуривание" не помогает. Среди основных причин затрудненного пуска - запущенная система зажигания (провода, свечи, катушка/катушки, распределитель). 

Наконец, факторы, типичные как для дизельных, так и для бензиновых автомобилей, - "слабый" аккумулятор, масло с индексом вязкости 10W… и выше, техническое состояние двигателя (недостаточно высокая компрессия), состояние топливных и воздушных фильтров и т.д.

Отсюда вывод: хочешь не иметь проблем в морозные дни - подумай об автомобиле заранее! В основе успешного запуска любого ИСПРАВНОГО двигателя в условиях низких температур лежат следующие составляющие:

  • аккумулятор должен соответствовать требуемым параметрам по емкости и силе пускового тока, быть чистым, заряженным и, если того требует конструкция, обслуженным;
  • моторное масло малой вязкости (однако при его выборе необходимо следовать спецификациям автопроизводителя, а также учитывать техническое состояние силового агрегата);
  • исправная топливная система, что особенно актуально для дизельных моторов (сюда же отнесем качество используемого топлива и своевременную замену топливного фильтра).

Для бензиновых двигателей, кроме того, важным условием является работоспособность системы зажигания (свечи, провода, катушка (или индивидуальные катушки), трамблер).

Таинство "холодного" пуска

В эпоху карбюраторов запуск двигателя в мороз превращался в маленькое таинство, причем успех всего предприятия во многом зависел от действий водителя. Казалось бы, электронные системы управления двигателем свели проблему на нет, однако нюансов и хитростей у "холодного" пуска по-прежнему предостаточно. Особенно если участие человека в данном вопросе не ограничивается банальным нажатием на кнопку стартера.

Так, при сильных морозах существенно уменьшается заряд аккумулятора, что особенно критично, если батарея старая, не полностью заряженная или двигатель в таких условиях запускается далеко не с первой попытки. Один из выходов - снимать батарею и хранить ее в теплом, но желательно нежилом помещении. В противном случае не будет лишним перед попыткой пуска "прогреть" аккумулятор, включив на 10-15 секунд дальний свет фар. 

Водители дизельных автомобилей знают, что перед включением стартера необходимо задействовать свечи накала. "Задержаться" на пару секунд в режиме включенного зажигания стоит и в случае с бензиновым впрыском, чтобы топливный насос успел подкачать бензин, обеспечив бесперебойную подачу топлива в ответственный момент. 

На автомобилях с "механикой" в момент пуска двигателя, чтобы избавить его от лишней нагрузки, стоит выжать педаль сцепления (если двигатель завелся, педаль можно плавно отпускать примерно через 15-20 секунд, предварительно убедившись в том, что мотор работает устойчиво). 

Если двигатель не удается завести с первого раза, попытки следует повторять с интервалами не менее 30 секунд (при этом сама попытка по возможности не должна превышать 10-12 секунд во избежание повреждения стартера). Мучить автомобиль до победного конца аккумулятора не стоит. Если двигатель упорно не желает заводиться, притом что стартер более-менее бодро вращает коленвал, значит, дело не только в низкой температуре - следует искать слабое звено. 

Для бензиновых моторов это, например, система зажигания. Попытки оживить двигатель могут закончиться залитыми свечами. Так и вышло? Выкручиваем, ставим новые или использованные старые (вот поэтому некоторые опытные водители не спешат их выбрасывать, а оставляют в машине на всякий случай). 

Если на замену ничего нет, остается несколько вариантов. Первый - "продувка": крутим стартером двигатель при полностью нажатой педали "газа" (подачи топлива в этот момент нет). Но способ может не помочь, а главное - будут ли еще оставаться для этого "силы" у аккумулятора? Второй вариант - выкручиваем свечи и прокаливаем их при помощи факела (его можно сделать из отвертки/гаечного ключа и смоченной горючей жидкостью тряпки или салфетки). 

Можно облегчить запуск двигателя, подав во впускной коллектор эфир, причем для этой процедуры не нужно быть "технарем": в продаже имеются специальные аэрозоли типа "Быстрого старта", но при их использовании важно соблюдать инструкцию, чтобы не нанести вреда двигателю. 

Запуск дизельного мотора обычно затруднен из-за "застывающей" солярки. Одно из "тонких" мест при этом - топливный фильтр. Оптимальный вариант решения вопроса - электрический подогрев фильтра, заводской или универсальный. А если его нет? Существует рекомендация облить фильтр кипятком, хотя у некоторых специалистов она вызывает скепсис. 

Все варианты исчерпаны? Да, мы помним о том, что можно помочь штатному аккумулятору "прикуриванием" от другой батареи, и о том, что двигатель можно запустить с буксира. Но для современных автомобилей эти способы могут быть чреватыми. Например, при попытке завести мотор "с толкача" есть риск получить "перескок" или даже обрыв ремня ГРМ. А "прикуривание" способно вызывать скачки напряжения в бортовой сети обоих автомобилей, что может вызвать проблемы в части электрооборудования.

Греть или не греть?

Не так давно мы рассказывали, почему момент "холодного" пуска и прогрева двигателя до рабочей температуры нельзя назвать оптимальным режимом с точки зрения как экологии, так и ресурса деталей. Но с этим-то, в общем, никто и не спорит. В отличие от другого вопроса: как все-таки лучше греть двигатель - на месте, пусть даже при помощи повышенных оборотов, или в движении под нагрузкой, но в щадящем режиме?

Главная аргументация сторонников прогрева на месте складывается как раз из заботы о том, чтобы не навредить мотору, дать время на то, чтобы масло прогрелось до нужной температуры, обеспечило защитой все трущиеся поверхности и т.д. Второй аспект - прогретый двигатель тянет лучше, хотя это скорее к вопросу о техническом состоянии мотора и топливной системы. Как ни крути, а "провалы" "на холодную" были характерны для карбюраторов, ну а впрыск топлива (исправный, разумеется) обеспечивает стабильную работу двигателя даже в режиме прогрева. 

А вот позиция тех, кто предпочитает прогрев в движении, - без нагрузки мотор будет прогреваться долго, а ведь чем дольше он находится в таком режиме, тем хуже: выше расход топлива, больше вред, наносимый экологии, опять же повышенный износ… Поэтому стоит как можно раньше начинать движение, но первые километры ехать аккуратно, чтобы двигатель работал под малой нагрузкой. А насчет смазки можно не беспокоиться, ведь современные масла обеспечивают достаточную защиту от трения за счет тонкой, но прочной пленки, поэтому совсем уж "на сухую" мотор даже после длительного пребывания в состоянии покоя работать не будет.

На наш взгляд, истина где-то посередине. Да, масла обеспечивают защитную пленку на деталях, а система впрыска позволяет работать "на холодную" без провалов. Но начинать движение сразу после запуска разумно разве что при положительных температурах окружающего воздуха. При "минусе", тем более сильном, небольшой прогрев на месте на холостых оборотах не помешает. Собственно говоря, зимой сразу же тронуться с места и не получится: водитель все равно вынужден очищать кузов и стекла от снега и льда. Этих нескольких минут уже будет достаточно при несильных морозах. Ну а если столбик термометра упал ниже -20°С, время прогрева на месте следует увеличить. Но ждать, пока из дефлекторов не подует горячий воздух, а двигатель не достигнет рабочей температуры, точно не стоит!

Кстати, почему-то в данной теме многие забывают о других узлах, которые также нуждаются в прогреве. Например, в условиях сильных морозов коробку передач тоже не стоит нагружать "на холодную". Для "автоматов" даже существует рекомендация по "прогреву". Так, удерживая автомобиль на месте, следует последовательно включать все передачи (сначала те, что предназначены для движения вперед, затем реверсивную). Что касается "механики", то на некоторых автомобилях возможны проблемы с переключением передач, пока узел не прогреется до определенной температуры. Но даже если передачи сразу включаются легко, лучше избегать быстрых переключений и больших нагрузок на коробку. 

Впрочем, это касается всего автомобиля: начав движение, первые километры следует ехать, минимально нагружая двигатель, коробку передач, подвеску и рулевое управление. То есть на небольшой скорости, аккуратно преодолевая неровности и избегая резких маневров. Повторимся: эти меры необходимы при сильных (ниже -20°С) морозах. 

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY 

Материалы по теме

Утепляйся, если хочешь быть здоров. Постарайся не забыть про пожар, перегрев и другие напасти

О зимней мойке и "разморозке" замков. Сезонные проблемы и народные советы для зимней эксплуатации

Зимняя эксплуатация: прописные правила и хитрости автомобилиста