Строго говоря, уникальным раритетом даже без пяти минут 80-летний Traction Avant назвать нельзя. Дело в том, что в общей сложности в 1934-1953 годах было выпущено свыше 750 тысяч автомобилей данного семейства (а оно включало сразу несколько модификаций с различными моторами и вариантами кузова), до наших дней дожили тысячи машин. И это отражается на их ценообразовании. Так, в Европе даже очень ухоженный экземпляр 7С в кузове седан (а именно такой автомобиль попал в Беларусь) будет стоить до 20.000 евро. 

Однако и для самой компании, и для всемирной автомобильной истории Traction Avant можно смело считать знаковой моделью, даже не будет перебором назвать ее легендарной. Ведь в этом автомобиле воплощен не только элегантный дизайн Фламинио Бертони, но и многие передовые технические решения тех лет, которые стараниями Андре Лефевра удалось собрать в одной конструкции.

Начнем с того, что 7-type получил несущий кузов, который был построен по принципу прочного монокока с отдельно стыкуемым передним модулем. В случае сложного ремонта двигатель, коробка передач и передняя подвеска просто отсоединялись от автомобиля!

Это стало возможным в том числе благодаря применению переднеприводной компоновки, к которой Citroёn пришел в числе первых европейских автопроизводителей. Надо сказать, что инновация попортила крови инженерам при подготовке модели к производству. В частности, одним из острых вопросов стало применение приводных валов с достаточным уровнем надежности. В Traction Avant были применены ШРУСы типа Tracta достаточно интересной конструкции, включающей всего четыре основные детали. 

Спереди была установлена независимая подвеска, сзади - балка с тягой Панара. В качестве упругих элементов использовались торсионы, которые обеспечили автомобилю высокую плавность хода. На высоте для тех лет были и ходовые качества, причем не только за счет переднего привода. Вспомним про отсутствие рамы и карданного вала, что позволило использовать приземистый кузов с низким центром тяжести. И еще раз обратим внимание на внешний вид автомобиля с расставленными по углам колесами. У Traction Avant - длинная колесная база и широкая колея, что самым благоприятным образом сказалось на управляемости и курсовой устойчивости. 

Увы, чтобы рассмотреть все конструктивные особенности ходовой части старого автомобиля, который всю свою жизнь провел на дорогах, а не в уютном гараже, еще надо постараться. Например, детали передней подвески и элементы трансмиссии покрыты толстым слоем грязи.

С задней подвеской дело обстоит лучше. Впрочем, куда важнее, что в целом техническое состояние автомобиля для его возраста весьма приличное: кузов "живой", не гнилой, и вообще этот Citroёn можно считать комплектным и оригинальным.

Единственное, что оставляет желать лучшего, - состояние салона: грязная, местами порванная обивка требует ремонта. 

Однако вернемся к технической составляющей. При взгляде на переднюю часть в глаза сразу же бросается выступающий наружу вал - не иначе как это сделано для возможности использования "кривого стартера". Но обратите внимание, что скрывается за декоративной решеткой. Коробка передач!

На Traction Avant французы применили довольно любопытную схему компоновки: коробка передач - перед передней ось, двигатель - в пределах колесной базы, а между ними - дифференциал. Именно поэтому в моторном отсеке вы видите две длинные тяги - это привод кулисы. 

Ну а сам рычаг расположен на приборной панели. Обратите внимание на схему переключения. Чтобы рычаг самовольно не перескакивал в нижнее положение, применена специальная блокировка: сменить передачу можно только при выжатом сцеплении. К слову, трехступенчатая "механика" была применена как вынужденное решение: изначально была запланирована автоматическая коробка передач, но в процессе подготовки модели к производству ее так и не удалось довести до ума. 

Если базовая модель 7А имела под капотом 1,3-литровый двигатель прогрессивной для тех лет конструкции (верхнеклапанный, с "мокрыми" гильзами в блоке цилиндров), то версия 7C уже комплектовалась 1,6-литровым мотором мощностью 36 л.с., который обеспечивал максимальную скорость 100 км/ч. Проверим, как работает?

Увы, завести в тот день Citroёn ребятам не удалось: требует ремонта карбюратор. Рано или поздно автомобиль будет поставлен на ход. Но о глубокой реставрации пока речи не идет: в ближайших планах лишь приведение технической части в порядок, не более того. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY

В деталях

Привод стеклоочистителей электрический. Интересно, оригинальный?

Переднеприводная компоновка позволила избавиться от трансмиссионного тоннеля. Для своих габаритов Traction Avant имеет достаточно просторный салон. 

При помощи специального механизма ветровое стекло можно приоткрывать - вот вам и вентиляция, и система антизапотевания!

Комбинация приборов включает в себя не только спидометр и одометр с отдельным счетчиком суточного пробега, но еще и указатель топлива, и даже амперметр. Неплохо для массовой модели из 1930-х!

У каждой половинки капота - по два лючка, отвечающих за дополнительный подвод воздуха в моторный отсек.

Доступ в багажник снаружи у Traction Avant появился лишь с 1935 года. До этого класть и доставать вещи приходилось через салон!

Обратите внимание на маленький аккумулятор: бортовая сеть автомобиля рассчитана на напряжение 6 вольт.

Идентификационные таблички хорошо сохранились и позволяют получить достоверную информацию о модификации автомобиля и его серии.

Как выяснилось, все несложное электрооборудование "ветерана" работает исправно!

Вот такой, с позволения сказать, "бензин" был слит из бензобака…