- Мы копили на новый УАЗ и жили мечтой о том, что когда-нибудь у нас будет возможность добраться туда, где не ступала нога человека. Возможности легковых авто сильно ограничены: заканчивается дорога - и вместе с ней твое путешествие. Как выглядят доступные всем места, описывать не буду. Посещение очередной "живописной поляны", где люди после себя оставили не самый лучший след, сподвигло на воплощение мечты в реальность путем покупки подержанного Patriot. Посмотрели с супругой несколько вариантов, из них отобрали машину в хорошем состоянии и через день купили. UAZ Patriot 2006 года выпуска обошелся нам в 10.500 у.е. Новый в то время стоил около 23.000 у.е. 

Поначалу Patriot мне казался "крутым проходимцем", но потом я понял, что шоссейная резина небольшого размера на литье 18-ого радиуса никуда не годится. По легкому бездорожью ездить можно, но не более. Чуть попадется грязь - и все, стоим на месте и буксуем. Вроде и внедорожник, а возможностей было чуть больше, чем у кроссовера. 

Хромированный "кенгурятник" впереди и декоративные дуги, пластиковые накладки на бамперах сзади - все это не самые лучшие помощники для настоящего джипера. Пришлось вносить коррективы. 

Лебедка вытеснила пафосный "кенгурятник". Декоративные дуги сзади были оставлены, так как от них все же есть польза - можно в дерево упереться. На смену стандартной резине пришли 33-е колеса. С выбором резины колебался долго, но в итоге решил взять фаворита среди внедорожных покрышек шины Cooper STT в размере 33x12.5x15. И понеслось…

Чтобы колеса влезли, пришлось "лифтануть" подвеску и сделать 6-сантиметровый боди-лифт. Под передние пружины были поставлены соответствующие проставки. Корму я поднял примерно на 7 сантиметров удлиненными серьгами рессор.

Далее возникла проблема с колесными дисками. Для своего Patriot приобрел диски ORW 15x10 с огромным вылетом ET-44. Машина стала выглядеть очень круто, но кузов моментально закидывался грязью. Решение было найдено быстро - расширители арок. Универсальные стоят немалых денег, да и просто неинтересно их купить и поставить по инструкции. Решил сделать все сам. 

Нарезал листы из жести нужного размера. С одной стороны просверлил отверстия и прикрепил саморезами к "родным" расширителям. С другой стороны торчал острый кантик, на который я наклеил уплотнители дверей. Внешне получилось красиво, но оказалось, что в условиях серьезного бездорожья непрактично. Кузов грязью уже не закидывало, но так получилось, что сами расширители не вынесли контакта с деревьями. Виной всему их жесткое крепление. Поэтому следующие расширители будут мягкими. Через некоторое время был куплен шноркель. 

Параллельно с модернизацией УАЗа совершенствовался и я сам. В иерархии джиперов из простых "покатушечников" перешел в ранг автоспортсменов. Проехал внедорожную гонку "Мужские забавы", потом участвовал в "Евротриале", который проходил в Борисове. Занял четвертое место в своем классе. После этого события окончательно понял, что УАЗ может! Мероприятие показало, что машина не очень подходит данной дисциплине, но при грамотном пилотировании вполне можно претендовать на пьедестал. Длинная база, недетский вес, откровенно слабый бензиновый двигатель - все это не позволяло мне комфортно чувствовать себя на трассе. Зато удалось отметить одно важное преимущество длиннобазного внедорожника - небольшие свесы. 

Мотора не хватало не только на соревнованиях, но и в городе. Разгон до "сотни" был словно долгая дорога в дюнах, а ее достижение - просто праздник. Происходил он, к слову, нечасто.

Не радовал и расход топлива: 23 литра на 100 километров при каждодневной эксплуатации - удовольствие не из дешевых. В итоге было принято решение избавиться от уазовского мотора. Изначально претендентом на место под капотом был мотор TD27 от Nissan Terrano, но добрые люди отговорили, обосновав свой совет его малой мощностью. Далее возникла мысль присмотреться к дизелям Mercedes. Взвесив все за и против, выбор остановил на моторе Merсedes OM-606.961. В стоке он развивает 177 лошадиных сил (при 4400 об/мин) и 330 ньютон-метров крутящего момента (при 1600-3600 об/мин). 

Остановиться уже не получалось - модернизация УАЗа затягивала все глубже.

Электронный ТНВД 606-го мотора уступил место механическому от 603-го мотора. Впрочем, плунжеры в механический насос перекочевали с "родного" электронного. Теперь подача составила около 75 кубических сантиметров топлива вместо эталонных 60 в случае с электронным насосом. Давление турбины было поднято за счет установки другого клапана сброса давления - вместо "родных" 0,7 бар, получилось около 1,2. 

Масляный фильтр по компоновке не становился на "родное" место. Пришлось его перенести ближе к левому крылу. Интеркулер поставили фронтально перед радиатором. 

Впускной коллектор был переделан из-за его массивности. Так как подходящих готовых решений я не нашел, вновь пришлось все делать самому. Переходную плиту мне изготовили на лазерном станке. Коробочку согнул специальным приспособлением. Сварил все воедино. 

Выпускной коллектор остался "родной". Но глушитель я полностью переделал. Теперь в УАЗ стоит только одна банка от Volvo. Почти прямоток :)

В результате проделанных работ мощность мотора по ощущениям значительно возросла. Точные цифры не скажу, так как на стенд не ездил. При этом УАЗ стал расходовать около 14 литров по городу и 9-10 по трассе.

Для путешествий в ночи инсталлировал на крышу дополнительные прожекторы. Их функцию выполняют фары от МАЗа, но встал вопрос о защите стекол фар, в лесу их можно легко разбить.

Без лебедки во внедорожнике никак! Уже после первых выездов в "пампасы" твердо решил: лебедке - быть! Выбор пал на скоростную версию СomeUp DV-9000. После первых испытаний понял, что с лебедкой угадал. 

Во что обошлись подобные переделки, судите сами. Самое дорогое - двигатель и насос, 1500 у.е. Лебедка и кевларовый трос с алюминиевым клюзом - еще 550 у.е. Колеса и диски - 1300 у.е. Ко всему этому прибавьте кучу мелочей по 50-200 у.е. В сумме все обошлось примерно в 4200 "убитых енотов" без вычета "родного" двигателя и 18-х дисков, которые компенсировали около 900 у.е. Все делал сам. Если делать все это в сервисе, умножайте на 2 или на 3. 

Зачем все это - вопрос из разряда философских. Для меня эффект заключается в получении эмоций. После всех переделок от УАЗа я получил то, что хотел: машина одинаково хорошо едет и по дорогам, и вне их. Многие мои друзья не могли поверить, что УАЗ может так ехать. На спор соревновался в динамике с "чипованным" 2,2-литровым Merсedes Vito - трижды Vito оказывался в зеркалах заднего вида. 

Сейчас машина находится в процессе доводки до идеала. Возможно, перекрашу ее в "белый раптор". Параллельно хотелось бы сделать силовые бамперы. Ну а в идеале - поставить межколесные блокировки дифференциалов. Впрочем, со своей основной задачей - дарить удовольствие - УАЗ с мотором Mercedes под капотом уже справляется сполна. 

Вадим ПРУПАС

Фото и видео автора