Из личного опыта

Ездить без тормозов мне доводилось не раз. Этот специфический опыт был получен в ралли: в одной гонке обломало медную трубку, в другой забившимся в заднее колесо песком протерло алюминиевый суппорт. Разумеется, в обоих случаях тормоза пропадали прямо на спецучастке, что, впрочем, не мешало продолжить движение по трассе и доезжать до сервиса, а до него могло быть и 30, и 50 км! 

Так что, как замедлить и остановить автомобиль без применения рабочей тормозной системы или с минимальным ее использованием, я знаю на личном опыте. Торможение двигателем, занос, использование рыхлых/мягких покрытий, в крайнем случае - контактное торможение о "подходящие" объекты. Ну и, конечно же, "ручник"! Хотя его я использовал лишь для окончательной остановки уже замедлившегося автомобиля. 

Однако далеко не все приемы, годные для спортивной трассы и подготовленного водителя, подойдут рядовому автомобилисту на дороге общего пользования. Поэтому среди выбранных для проверки способов - наиболее простые и "безобидные" как для техники, так и для окружающих. 

Всего-то 60 км/ч…

Суть эксперимента проста: останавливаем автомобиль различными способами в одном и том же месте и с одной и той же скорости. В качестве таковой решили взять "городские" 60 км/ч. Вдоль дороги каждые 20 метров - контрольные точки-конусы. Всего "выставили" 80 метров. Интересно, хватит ли их?

Обратите внимание: в ходе нашего эксперимента мы замеряем не тормозной, а именно остановочный путь, который также включает в себя время реакции водителя (на оценку ситуации, принятие решения и действие - нажатие на тормоз - в зависимости от подготовки и состояния водителя уходит от 0,2 до 1,2 секунды, но обычно в расчетах применяется 0,8 секунды) и время срабатывания тормозной системы (0,2 секунды). То есть прежде, чем автомобиль начнет замедляться, еще около секунды он будет двигаться с первоначальной скоростью. Поэтому предпринимать те или иные действия водитель начинает лишь при пересечении контрольного створа. Почему мы не ограничились только тормозным путем? Потому что замедлять автомобиль мы будем по-разному - действия, приводящие к этому, будут различаться, в том числе и по времени выполнения.

Штатно и не очень

Для начала - обычное штатное торможение, при котором вещи не срываются со своих мест, - так мы обычно останавливаемся перед светофором. Получилось 38 метров (здесь и далее считаем с погрешностью до 1 метра). Это наш первый ориентир, который мы будем считать основным: неплохо бы вписаться в эту дистанцию, применяя альтернативные способы замедления автомобиля.

Но ведь нам надо знать и минимальный остановочный путь при экстренном торможении. Поэтому вновь разгоняемся, ударяем по педали тормоза до срабатывания ABS - останавливаемся через 16 метров. Это своего рода эталон, к которому мы будем стремиться, ведь далее мы также будем пытаться остановить машину как можно быстрее. 

Альтернатива

Ну а теперь - не касаясь педали тормоза. И для начала попробуем остановить машину при помощи стояночного тормоза. Важный момент: чтобы рычаг не зафиксировался в поднятом положении, обязательно удерживаем кнопку большим пальцем! 

Если "ручник" работает на совесть, торможение оказывается вполне эффективным: с первой же попытки нам удалось остановиться за 40 метров, что чуть больше штатного замедления. Но есть нюансы. 

Присмотритесь к видео: тормоз блокирует задние колеса, что приводит к их срыву в скольжение. Чтобы сохранить контроль над автомобилем, приходится не только "ослаблять хватку", но и выполнять корректирующие действия рулем. На больших скоростях это может не помочь - автомобиль сорвется в занос. 

С другой стороны, намеренный разворот - это также способ замедления автомобиля, причем один из самых эффективных! Поворот руля, "ручник" - и машина разворачивается буквально на месте! Даже с учетом отката назад мы вписались в 30 метров!

Однако имеется очень неприятный побочный эффект: при развороте машина сильно сместилась относительно первоначальной полосы движения. В реальных условиях это означает выезд на встречную полосу или вообще за пределы дороги. А с учетом того, что автомобиль при этом движется в боковом скольжении, высока вероятность опрокидывания и переворота. Так что данный способ хоть и эффективный, но далеко не безопасный, его использование оправданно лишь в исключительных случаях!

А что если "ручник" тормозит кое-как? Поможем ему, последовательно переключая передачи вниз, то есть добавим активное торможение двигателем. Поскольку способ "гибридный", то и стояночный тормоз используем не на полную катушку (замедление есть, но до блокировки колес далеко), и передачи переключаем не самым варварским способом. Одним словом, бережем технику и резину. Потому и результат "компромиссный" - без малого 50 метров!

А если тормозить только двигателем, последовательно переключаясь "вниз"? В обычной жизни так многие опытные водители и поступают, но в очень щадящем режиме: с "перегазовками" и на относительно небольших оборотах. Но чтобы добиться максимальной эффективности данного способа, придется устроить издевательство над автомобилем: переключаться без "перегазовки", чтобы был сильнее тормозящий эффект, насилуя синхронизаторы и сцепление, а заодно рискуя перекрутить мотор. Для эксперимента машину, конечно, жаль. Но в реальных условиях лучше так, чем сорваться в обрыв или попасть под встречную фуру. 

Вторая, через небольшую "перегазовку", чтобы хоть как-то облегчить участь коробки, первая - машина замедляется, но продолжает движение! Заглушить двигатель? Пробую, но продолжаю катиться…

Чтобы не выехать за пределы площадки, пришлось использовать тормоза. Но даже в этом случае остановочный путь составил более 120 метров! А посему вывод такой: торможение двигателем помогает снизить скорость и замедлить автомобиль, но совсем остановить его будет непросто.

Здесь самое время вспомнить о контактном торможении: прижимаясь колесом к бордюру, упираясь в снежный бурт, влетая в кусты или "притираясь" к другим автомобилям, можно сбить скорость и затормозить. Но, как и в случае с заносом, велика вероятность возникновения других проблем. То, что при контактном торможении с большой вероятностью будет поврежден автомобиль, - меньшее из зол. Гораздо хуже, что дальнейшее поведение машины, особенно если она движется с большой скоростью, не всегда можно спрогнозировать, равно как и последствия: дело может закончиться остановкой, а может - резким изменением направления движения, разворотом, опрокидыванием и т.д. Так что данный прием также допустим лишь в самых исключительных случаях. 

Наш вердикт

Самый простой и эффективный способ "альтернативной" остановки автомобиля - используя стояночный тормоз. Разумеется, при условии, что он находится в рабочем состоянии. Однако при активном использовании "ручника" есть риск блокировки задних колес и, как следствие, заноса, что подразумевает свои опасности. Поэтому, если позволяет ситуация, лучше использовать "мягкое" торможение двигателем, помогая стояночным тормозом, - это более безопасный и щадящий для техники способ. Ну а если замедляться лишь на передачах, то остановочного пути может не хватить, даже если выполнять этот способ предельно жестко. Остановка разворотом или контактным торможением - слишком радикальные для рядового водителя и дорог общего пользования способы, а посему их использование должно быть оправданно только крайней необходимостью.

Сравнительная таблица
Способ замедления автомобиля Результат, м
Обычное торможение (рабочие тормоза) 38
Экстренное торможение (рабочие тормоза) 16
Стояночным тормозом (с блокировкой колес) 40
Стояночным тормозом и двигателем (не допуская блокировки колес) 50
Двигателем с последовательным включением низких передач >120
Заносом 30

 

С учетом современной техники

А как быть, если "ручник" электромеханический? Пробуйте "затянуть" и его! Да, в обычных условиях, когда вы нажимаете на "газ" или двигаетесь накатом, электрика не допустит его срабатывания. Но длительное удержание кнопки с одновременным нажатием на педаль тормоза воспринимается системой как необходимость аварийной остановки, и тогда стояночный тормоз должен быть задействован. По крайней мере у ряда производителей такой алгоритм предусмотрен. 

В свою очередь "автомат" или "робот" позволит тормозить двигателем: переходите в ручной режим и последовательно включаете низкие передачи (3-2-1). Если ручного режима нет, используйте спортивный (коробка будет держать более низкие передачи), на старых АКП используйте режим ограничения передачи (положения "2" и "1").

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото и видео Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY