Стоимость ГБО на ваш автомобиль будет зависеть от выбранного комплекта, а именно - его основных компонентов: электронного блока управления, редуктора, инжекторов, баллона. В настоящее время на белорусском рынке представлено ГБО преимущественно итальянских и польских марок Landi Renzo, Lovato, BRC, Tomasetto, Europegaz, AG, Logo и другие, причем к установке могут предлагаться как комплекты от одного производителя, так и сборные наборы, состоящие из компонентов разных марок (например, польский блок управления, а редукторы и инжекторы итальянские). Также на стоимость влияет тип баллона - цилиндрический в багажник или тороидальный в нишу под запасное колесо (последний дороже на 40-100$ в зависимости от емкости и производителя).

Учитывая конструктивные особенности и тягово-мощностные характеристики двигателя, установщики действительно предложат владельцу ГБО IV поколения (мы так понимаем, речь идет о сжиженном нефтяном газе) для четырехцилиндровых двигателей стоимостью 550-1000$. (Да-да, может быть и дороже!) Поскольку мотор не самый "навороченный" и, в общем-то, не очень мощный, гнаться за самым дорогим оборудованием не имеет смысла - вполне можно согласиться и на "бюджетный" вариант, вписавшись в 700-750$ с учетом стоимости тороидального баллона. Конкретные марки называть не будем: во-первых, чтобы не делать никому рекламу, во-вторых, потому, что вариантов может быть несколько, в-третьих, по той простой причине, что в данном вопросе не все зависит от "железа".

В любом случае на качество работы системы в большой степени влияет правильность подбора компонентов по характеристикам, правильная установка, корректная настройка блока управления, а в дальнейшем - соблюдение правил эксплуатации и своевременность обслуживания ГБО. Поэтому в первую очередь определитесь с тем, в какой компании устанавливать оборудование. Заслуживающие доверия специалисты сами определят, какой комплект будет оптимален для вашего автомобиля.

Что касается вопроса возможных последствий установки ГБО для автомобиля, то начнем с того, что двигатели, изначально созданные для работы на бензине, строго говоря, не рассчитаны на газ. Вовсе не случайно автопроизводители, предлагая заводские газовые версии, дорабатывают двигатели с учетом физических качеств газа, в том числе используя иные детали и материалы, изменяя степень сжатия и т.д.

Однако это не означает, что использование газа недопустимо или непременно несет вред. На проблему следует смотреть по-другому. Установка ГБО является доработкой, которая усложняет конструкцию, вносит свои коррективы в эксплуатацию и накладывает свои требования на установку и настройку системы. Если комплект ГБО подобран и установлен правильно, настроен корректно, вредного воздействия на двигатель газ оказывать не будет. А вот отход от "регламента" чреват последствиями.

Так, в силу своих физических качеств расход пропан-бутана на 10-15% больше, нежели бензина. Но ведь автовладельцы устанавливают ГБО, чтобы экономить! Поэтому не так уж редки попытки забеднить смесь - к топливной экономии такая настройка не приводит, а вот нанести вред двигателю может. Некорректная подача топлива может наблюдаться и в других случаях, начиная с неправильного подбора газового редуктора и заканчивая "кривой" настройкой системы. Опять же далеко не все автовладельцы утруждают себя плановым техобслуживанием ГБО, а ведь в зависимости от системы может требоваться слив конденсата или замена фильтра, возможно, корректировка настроек и т.д.

Ну и в который раз можно вспомнить о том, что при переводе на газ система зажигания должна работать без замечаний, важен правильный подбор свечей по калильному числу и зазору, необходима регулировка тепловых зазоров клапанов (если предусмотрена) и выставление более раннего зажигания (если предусмотрено).

"Стойкость" мотора также будет зависеть от его конструктивных особенностей и материалов, из которых изготовлены наиболее "уязвимые" детали (ГБЦ, клапаны). Показательно, что даже сами установщики ГБО признают, что некоторые двигатели чувствительнее к последствиям неправильной установки, регулировки или обслуживания газового оборудования.

Опелевский 1.4 Twinport в "черный список" вроде не входит. Но есть другая проблема: наличие ГБО может усложнять диагностику двигателя в случае появления тех или иных проблем, а данный мотор на всякие "глюки" способен. Скажем, начнут вдруг плавать обороты или пропадет тяга в некоторых режимах - к кому обращаться? "Двигателисты" будут кивать на ГБО, "газовщики" - на сам двигатель. Как бы не попасть меж двух огней!

В общем, нюансы есть. Это не значит, что от установки газового оборудования стоит воздержаться, - просто перед принятием решения следует четко представлять все плюсы и минусы "газификации" и прежде всего просчитать ее экономическую целесообразность. Вот вам простейшие расчеты. При среднем расходе бензина 8 л/100 км при переходе на газ вы сможете экономить порядка 310 рублей на километр пробега. При ежегодном пробеге 30.000 км это означает выгоду 9.300.000 рублей, то есть как раз минимальную стоимость комплекта ГБО. Вот и решайте сами, стоит ли овчинка выделки.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом

Где установить ГБО на ваш автомобиль смотрите здесь!