Время повышенной ухабистости

Весной ямы растут как грибы после дождя. Причина – в резких перепадах температуры, подтапливании улиц талой водой. В итоге асфальт, особенно в местах "латок", стыков и колодцев, активно разрушается. Ямы появляются быстро и часто становятся неожиданной проблемой для водителей, которые еще вчера ехали по ровной дороге.

Дополнительная напасть – ямочный ремонт. Все мы отлично знаем, как это бывает: вырезанные квадраты с острыми краями по своей вредности не уступают самим ямам. При этом рукотворное "минное поле" может оставаться открытым часами и целыми днями, особенно во дворах. Хорошо, если при этом будут выставлены предупреждающие знаки. 

Чем чревато попадание в ямы?

Во-первых, есть риск повредить автомобиль. В первую очередь под ударом оказываются колеса – можно повредить диски и шины. На последних могут появиться "грыжи", а иногда дело доходит и до бокового пореза. Также существует вероятность повреждения узлов подвески и рулевого управления. Даже если сразу после сильного удара все вроде в порядке, через какое-то время вы можете столкнуться с люфтом шаровой опоры или рулевого наконечника, и порой это оказывается следствием того самого наезда на неровность.

Во-вторых, попадание в яму, особенно в повороте, грозит риском потери контроля над автомобилем – его может развернуть, довернуть, переставить. Кроме того, попытка объехать яму может спровоцировать потерю курсовой устойчивости. Все это уже чревато аварийной ситуацией.

Ошибки водителя

Первая и порой ключевая: водитель выбирает такую скорость и дистанцию, что замечает яму в последний момент и уже не может избежать попадания в нее. Здесь совет банальный, но очень эффективный: не расслабляйтесь за рулем, держите большую (временным интервалом не менее 2 секунд) дистанцию до едущей впереди машины, а в темное время суток выбирайте такую скорость, которая позволит остановиться в пределах видимости в направлении движения (последнее, к слову, является требованием п.87.1 ПДД).

Вторая ошибка проистекает из первой: увидев яму в последний момент, водители часто пытаются оттормозиться перед ней – и попадают в яму с загруженными в клевке при торможении колесами. Поскольку в этот момент пружины и так сжаты, ход амортизаторов частично выработан, удар оказывается более сильным, чем при равномерном движении, что увеличивает риск повреждений автомобиля.

Третья ошибка схожа со второй, только возникает при попытке объехать яму.  Если это не удается, то в нее попадают как раз нагруженные колеса (внешние по отношению к повороту, ведь мы пытаемся уехать от препятствия в сторону). В итоге снова более жесткий удар – и выше риск повреждения автомобиля. К тому же сильный удар по вывернутому колесу грозит более серьезными последствиями.

Наконец, четвертая ошибка заключается в том, что водители часто недооценивают те опасности, которые представляют собой лужи, даже небольшие по площади. Под водой могут скрываться те же ямы, открытые колодцы, крупные предметы – камни, арматура и т.д. Поэтому влетать в лужу на полном ходу чревато.

Увернуться, разгрузить, не навредить

Если можно избежать попадания в яму или лужу, лучше так и поступить – объехать препятствия или снизить скорость до минимальной. При этом не стоит забывать о том, что рядом с вами или позади могут находиться другие участники дорожного движения, для которых ваши маневры наверняка будут неожиданными и могут спровоцировать аварийную ситуацию. Но вряд ли у вас будет время все это обдумывать – вы будете действовать на рефлексах или как привыкли.

Несколько лет назад мы снимали видео на тему того, как правильно объезжать ямы, люки и прочие мелкие препятствия. Посмотрите или пересмотрите - не будет лишним перед выездом на весеннюю дорогу

Именно по этой причине рекомендовать приемы разгрузки колес можно лишь с оговоркой, что вам они известны, вы их в свое время отработали в безопасных условиях и можете применять эффективно и на "автомате". В противном случае вреда может быть больше, чем пользы.

Если нет возможности оттормозиться или увернуться, яму лучше проезжать по прямой (если все происходит на дуге, то для этого надо сломать траекторию: поворот – прямо – поворот), с ровным "газом". Существует рекомендация резко увеличить "газ" перед неровностью, так как это позволит разгрузить передние колеса. Все так, но увеличение тяги при проезде неровности грозит обернуться ударными нагрузками на трансмиссию, а в случае с задним приводом увеличивает риск заноса.

Рекомендация с предварительной загрузкой передних колес при помощи сброса "газа" или короткого торможения перед ямой с активным "газом" затем как раз относится к тем специальным приемам, которые требуют предварительной отработки и закрепления навыков. В противном случае вы рискуете влететь в яму именно с загруженными колесами.

Та же история с боковой разгрузкой: можно облегчать проезд неровностей с помощью крена в активном повороте. Но здесь важно правильно построить траекторию, чтобы над ямой оказалось как раз внутреннее по отношению к повороту колесо. Опять же нужно не только понимание процесса, но и тренировки, в противном случае также можно "напортачить".

Что делать, если все-таки побил машину в яме?

Этот вопрос мы задали нашему юристу Евгению Грачеву. Кому звонить и на кого подавать иск в суд?

"Повреждение автомобиля, который попал в яму на дороге, трактуется как дорожно-транспортное происшествие.

п. 2.18. дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;

Поэтому в такой ситуации необходимо руководствоваться п.31 Главы 6 ПДД – остановиться, включить "аварийку" и выставить знак аварийной остановки. Дальше вызываем ГАИ, которая должна зафиксировать обстоятельства произошедшего и составить схему ДТП.

Очень важно понимать, что не всякое такое происшествие может являться страховым случаем. Однако по нормам гражданского законодательства, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме тем, кто этот вред причинил (ст. 933 ГК РБ). Поэтому если страховое возмещение не полагается, то ущерб придется взыскивать через суд.

Дороги находятся на обслуживании у определенных субъектов хозяйствования, и они отвечают за их состояние. Если со своей задачей организации не справились, то должны отвечать за причиненный автовладельцам вред".

Наш вердикт

Что вытекает из всего сказанного выше? Прежде всего помните, что на дорогах сейчас могут быть "сюрпризы". Поэтому будьте к ним морально готовы: избегайте езды "вслепую" с малой дистанцией или быстрой езды в условиях недостаточной видимости. Ямы и лужи в идеале стоит объезжать или преодолевать на минимальной скорости. Не получается? Не суетитесь, не усложняйте себе жизнь лишними маневрами. Торможение – только до препятствия, с заблаговременным отпусканием педали. Далее руль прямо и ровный "газ". И будем надеяться, что "пронесет".

Нежнее, еще нежнее. Пневмоподвески в базе объявлений Автобизнеса