На тему расхода топлива и влияния на него различных факторов мы писали неоднократно. Так, очень большое значение имеет стиль вождения, а при загородных поездках – выбираемая скорость движения: в среднем каждые лишние 10 км/ч оборачиваются перерасходом на те же 10%.

Но, скорее всего, автор вопроса свою манеру вождения не менял, тогда причины в другом. Ниже приведем наиболее вероятные из них (не в привязке к конкретной модели, а вообще). По крайней мере в этих направлениях и стоит двигаться в поиске верного ответа. Также может помочь, если владелец автомобиля вспомнит, начиная с какого момента расход увеличился. Может, это было последнее ТО, смена колес или установка багажника на крышу.

Использование кондиционера

Июль выдался жарким, без кондиционера в машине никак. И если он используется чаще обычного, это может привести к заметному для владельца росту топливного "аппетита", даже если в машине климат-контроль с постоянно выставленной температурой. В случае с не самым мощным двигателем и довольно тяжелым автомобилем разница в литр как раз может быть. Самый простой вариант проверки – совершить две одинаковые поездки с кондиционером и без него, измерив расход хотя бы по показаниям бортового компьютера. 

Измерения не показали существенной разницы? Кондиционер используется как обычно, вообще последние несколько лет неисправен или его вовсе нет? Ищем в других направлениях!

Некорректная работа двигателя

Под этой общей фразой подразумеваем те или иные неисправности, по причине которых двигатель работает не так, как должен. Самое банальное: "умирающий" лямбда-зонд предоставляет неправильную информацию блоку управления, а тот дает команду на обогащение смеси. К увеличению расхода топлива может вести неисправный датчик массового расхода воздуха, неисправности системы зажигания (в том числе состояние свечей зажигания и даже их подбор), забитый воздушный фильтр и т.д.

Правда, одновременно с топливным "аппетитом" должен был измениться и характер автомобиля. Если чувствуете, что последнее время реакции на педаль "газа" не такие быстрые, как раньше, автомобиль чуть "подтупливает", возможно, дело как раз в скрытой неисправности. Программа-минимум – чтение ошибок, проверка свечей, воздушного фильтра, а лучше все-таки полноценная компьютерная диагностика.

Ходовая часть / трансмиссия

На расход топлива во многом влияет свободный выбег по инерции, а здесь ключевую роль помимо трансмиссии (где кроме коробки передач есть дифференциал, приводные валы, возможно, даже механические блокировки) играет ходовая часть. Самая банальная причина плохого выбега – подклинивание тормозов. Теоретически могут быть и другие (неисправные ступичные подшипники, нарушенные углы установки колес, ШРУСы), но их воздействие или не так велико, или слишком очевидно из-за сопутствующих симптомов (посторонние звуки, вибрации, боковой увод и т.д.).

В любом случае для начала проверяем свободный выбег. Для этого достаточно даже на минимальной скорости перевести коробку передач независимо от ее типа на нейтральную передачу – автомобиль должен какое-то время свободно катиться, не замедляться активно, как при использовании тормозов. Есть основания думать, что что-то не так? Вывешиваем машину на подъемнике или домкрате, проверяем отдельно каждое колесо на предмет свободного вращения. Оно может немного притормаживать, но большого сопротивления быть не должно. Если же есть, то выясняем причину (тормоза, трансмиссия, прочее).

Диски и шины

Кстати, коль заговорили о колесах, они ведь тоже влияют на расход топлива. Тут факторов много: вес колесных дисков и собственно шин, их ширина, рисунок протектора, установленное давление. А еще не будем забывать про размерность: при переходе на колеса с большим внешним диаметром показания спидометра, одометра, бортового компьютера искажаются. Впрочем, как правило, до пресловутого литра эта разница все же не доходит. Но о шинном факторе в поисках причин все же следует помнить.

Аэродинамика и вес

В трассовых режимах при высокой скорости движения аэродинамика начинает играть существенную роль в топливной экономичности. Отсутствие предусмотренных конструкцией элементов (обтекателей, заглушек, спойлеров) уже может приводить к ухудшению обтекаемости кузова. С другой стороны, установка нештатных деталей (опять же спойлеров, "мухобоек", рейлингов) также обычно приводит к аналогичному эффекту. Но и здесь плюс 1 литр все же маловероятен, если только автор вопроса не ездит постоянно на высоких скоростях. Существенно увеличить топливный "аппетит" может установка бокса на крышу, в меньшей степени – использование массивного держателя для велосипедов или что-то подобное.

Также напомним, что на расход топлива влияет и вес автомобиля. Если в багажнике стабильно лежит полцентнера груза ("для работы" или "на всякий случай"), это тоже будет влиять. Правда, сомнительно, что в таких масштабах.

Топливо

Да, его качество и характеристики влияют на расход, хотя вряд ли в таком масштабе. Тем не менее, если другие варианты пришлось отбросить, попробуйте поменять заправку. Правда, эффект стоит ожидать не сразу, а после нескольких сот километров пробега (условно говоря, одного израсходованного бака топлива). Во-первых, должно выработаться старое топливо, оставшееся в баке. Во-вторых, должна адаптироваться система управления двигателем, если разница в качестве все же есть.

Наш вердикт

Собственно говоря, вероятность воздействия того или иного фактора в нашем ответе выставлена в порядке убывания. Мы бы "ставили" на более частое использование кондиционера или на скрытые неисправности двигателя. Далее – на подклинивающие тормоза. Остальные факторы или не столь сильны по воздействию, или все же слишком очевидны, чтобы их не заметить. В любом случае возросший на 10-15% расход топлива – хороший повод заняться диагностикой и убедиться, что автомобиль в порядке.

Тормозные колодки в базе объявлений Автобизнеса