Но для начала давайте вспомним, что же это за автомобиль. Многие до сих пор помнят эти машины, хотя встретить их на современных дорогах едва ли возможно. Автомобиль производился в 1965-1990 годах, за 25 лет на дороги выехало 571.800 экземпляров. Модификаций было множество, от военных и пожарных до специализированных строительных. Всего насчитывается порядка 60 различных версий авто.

Грузовик пользовался спросом и в ГДР, и в странах бывшего соцлагеря, и даже на других континентах вроде Южной Америки и Африки. Предполагалось, что во второй половине 1980-х на смену W50 придет более мощный L60. Но распад социалистического лагеря сыграл злую шутку с производством, поскольку именно на долю стран социализма приходился основной спрос. В 1990 году завод вернули Daimler-Benz. Была предпринята еще одна попытка обновить L60, устанавливая на него кабины от Mercedes-Benz, но вскоре завод перешел на производство собственных моделей.

"В свое время отец был военным, служил в Германии, – вспоминает владелец. – Когда начался вывод советских войск, он решил приобрести автомобиль и на нем же вернуться домой в Беларусь. IFA отыскался у какого-то немецкого фермера. Он был с деревянным кунгом и использовался в качестве "технички" в хозяйстве. К сожалению, за давностью событий многие подробности о покупке забыты, не говоря уже о еще более ранней истории автомобиля. Так или иначе, но он был куплен, и в 1992 году отец вместе с собакой приехал на нем своим ходом прямо в Беларусь.

Здесь машина какое-то время использовалась по назначению. Я тогда был ребенком, родители строили дом, и IFA успешно в этом помогала. Со временем нужда в грузовике отпала, машина встала на прикол. За это время я успел окончить школу, выучиться в университете, переехать в Полоцк и обзавестись собственной семьей".

Как отмечает Алексей, об автомобиле вновь вспомнили лишь в 2011 или 2012 году, когда заинтересованные в нем люди предложили выкупить машину за 800 долларов. Сделке не суждено было случиться: вместо продажи автомобиль был передан в дальнейшее распоряжение Алексея:

"На возвращение авто к жизни и его переезд из Добруша в Полоцк понадобился отпуск. Поменял аккумуляторы, залил антифриз, обслужил, покрасил. В ходе дальнейшего владения и эксплуатации особых проблем с авто не возникало. Из работ отмечу замену листа рессоры, рессорных втулок и пальцев, а также замену распылителей форсунок. Втулки выточил токарь, распылители нашел у человека в Минске, который как раз занимается запчастями для такого транспорта. Стоимость запчастей небольшая: те же распылители обошлись в 10 долларов за штуку. Но без них при запуске авто всю стоянку заволакивало синим дымом.

Со временем также поменял резину, поскольку автомобиль был еще на шинах из Германии. Теперь она вся от ГАЗона. Она и новая стоит не очень дорого, а для моих целей как нельзя лучше  подошли б/у варианты.

Двигатель здесь 6,5-литровый на 125 лошадиных сил. Нормальная скорость по трассе – 70, при желании можно разогнаться до 80 километров в час. Расход топлива – примерно 17-20 литров независимо от наличия или отсутствия груза. Но зимой без него тяжеловато: перед тяжелый, задняя часть буксует, но если нагрузить – едет везде".

Трудно ли обслуживать уже ставший редкостью грузовик? По словам Алексея, это ничуть не сложнее, чем обычное ТО на любом среднестатистическом легковом автомобиле. Главное – знать точную маркировку подходящих фильтров, поскольку продавцы в магазинах запчастей частенько даже не знают о существовании IFA W50.

"Интересных деталей в автомобиле хватает. Начать хотя бы с названия: правильное – W50, поскольку IFA – это даже не завод, а аббревиатура Индустриального объединения автомобилестроителей ГДР. Буква W означает город Вердау, где машина была разработана, 50 – грузоподъемность в центнерах, то есть она составляет 5 тонн. Буква L – обозначение города Людвигсфельда, где находился завод, выпускавший грузовики. Буква А к моему экземпляру уже не относится – это обозначение полного привода, которого здесь нет. От наличия полного привода также зависит и наличие гидроусилителя, которого опять же в моем авто нет.

Довольно примечательная компоновка. Двигатель и коробка стоят отдельно и соединены при помощи кардана. Коробка и мост также соединены с его помощью. Получается такая разнесенная конструкция, которая, как принято считать, улучшает развесовку и проходимость. Как я уже говорил, на деле этого недостаточно, поэтому заднюю часть необходимо загружать. Зато если нужно  заменить сцепление, это можно сделать едва ли не в поле. Опыт отдельных людей показывает, что его замена занимает 40 минут. Это на грузовом-то автомобиле!

Задний мост тоже не такой, как у всех. Присутствуют два бортовых редуктора, что снимает нагрузку с редуктора основного. Сами полуоси тоже короткие за счет этого. Правда, как это решение выигрывает на практике, сказать не могу. Автомобиль едет – и хорошо.

Тормоза установлены пневмогидравлические, пневмоусилитель давит на гидравлический цилиндр. В салоне возле педали "газа" также есть рычажок "горного тормоза". При его нажатии педаль "газа" сдвигается, подача топлива отключается, закрывается заслонка на выхлопной трубе.

Для запуска зимой есть электрофакельное устройство. То есть включается зажигание, нагревается свеча. Когда начинаешь "крутить" двигатель, из "обратки" топливо подается на разогретую свечу, и эта смесь попадает во впускной коллектор для облегченного запуска.

Обслуживание двигателя происходит из-под капота в кабине. Крышка поднимается вверх, боковые части снимаются – и можно заниматься своими делами под крышей. Двигатель четырехцилиндровый, при этом выполнен он как бы из двух половинок".

Насколько удобен такой автомобиль в современном мире? Как минимум дискомфорт испытывать не приходится. В качестве примера Алексей приводит ГАЗ-66 с характерным для него и далеко не самым удобным расположением рычага коробки передач. В IFA W50 органы управления расположены более привычно, но есть и свои интересные особенности:

"Салон удобный, сиденье подрессорено – во время поездок обделенным себя в чем-то точно не чувствуешь. У пассажира и водителя есть своя печка. Из необычных органов управления отмечу управление светом через замок зажигания. Первое положение – это само зажигание, второе – это габариты, третье – свет. Для запуска двигателя предусмотрен отдельный рычажок. Вся бортовая сеть авто работает на 12 вольтах, а вот для запуска используется 24 вольта.

Есть люк, что летом выручает. В нем же скрываются отличия между гражданской и военной версиями авто: у последней люк находится над пассажиром, он круглый и открывается целиком, как в танке.

Стекла, к слову, до сих пор все "родные", что редкость. А вот карболитовый руль испытание временем не выдержал, начал буквально рассыпаться в руках после каждый поездки. Пришлось его заменить на руль от "Икаруса", благо устанавливается он безо всяких переделок. То же касается и фар: "родная" оптика не сохранилась, вместо нее установлены фары от "жигулей"...

О будущей судьбе IFA W50 владелец рассуждает с оптимизмом. "Сдаваться" автомобиль пока не спешит, а потому продолжит свою жизнь в щадящем режиме эксплуатации:

"После переезда в Полоцк машина не простаивает, хотя и работой особо не утруждается. Что-то перевезти, съездить на дачу, где-то подъехать по месту по необходимости – вот и весь список ее задач. Особое удовольствие на ней ехать по "гравийке" – после 60 километров в час едешь как по асфальту.

Когда-то такие автомобили были настоящими тружениками, в том числе и в Беларуси. Например, в родном Добруше одно время дорожно-строительное предприятие было полностью ими укомплектовано, но затем в одночасье появились МАЗы. По всей стране машины списывались или продавались, а уже затем постепенно пропадали с дорог окончательно.

Для меня W50 сейчас – это скорее игрушка или хобби, которым просто приятно заниматься. Критических проблем с коррозией пока нет, то, что поистрепалась кабина со временем, легко исправить. Не удивлюсь, если когда-то автомобиль перейдет уже к моему сыну".