Даже опытным водителям нужно время, чтобы вернуть к жизни некоторые навыки вождения на скользкой дороге. Новичкам и вовсе многому придется учиться прямо на ходу. Тут даже полный привод не панацея, как и хорошая зимняя резина. Про пользу контраварийной подготовки мы рассказывали не раз. Скептики скажут, что лучше всего в аварийные ситуации вообще не попадать. Согласимся. Но добавим, что это высший пилотаж, который практически невозможен без азов – распознавания ситуации скольжения (сноса, заноса) и работы с ней.

Но сегодня обойдемся без традиционной серии "как рулить" и "что делать с "газом". Сегодня про то, что в начале зимнего сезона и подготовленному водителю, и новичку не помешает увидеть, как ведет себя автомобиль на зимней дороге, какие проблемы могут возникать при маневрировании и торможении. Вспомнить приемы (если есть что вспоминать). Согласитесь: все это лучше делать не на дорогах общего пользования. Поэтому находим покрытую снегом закрытую площадку, выставляем фишки (в их роли могут выступать и другие предметы, например, пластиковые бутылки) – и устраиваем себе небольшую тренировку.

В зависимости от уровня подготовки водителя и технических возможностей это может быть как просто езда на грани скольжения, так и более агрессивная, со сносами и заносами, на грани блокировки колес или же с блокировкой. Пусть даже это будет всего полчаса и всего несколько упражнений, но они помогут понять, как ведет себя машина в поворотах и при торможении. При такой тренировке главное – прочувствовать эту самую грань, после которой автомобиль теряет курсовую устойчивость, и отработать действия по возвращению контроля над авто.  

Еще раз повторимся: площадка должна быть закрытой. Покрытие – снег или лед (или то и другое), крайне желательно отсутствие неровностей. При выставлении фишек важно соблюдать безопасную дистанцию до внешних границ площадки и посторонних объектов: по мере роста скорости и изменения сцепления (а снег постепенно раскатывается в лед) тормозной путь увеличивается, траектория движения в повороте "распускается".

Торможение

Привыкли ездить зимой неспешно и тормозить плавно и заблаговременно? Отлично! Но как ведет себя автомобиль при экстренном торможении, какой у него остановочный путь на рыхлом и укатанном снегу, на льду? Можно ли тормозить и поворачивать одновременно? Тем более если нет ABS?

Ответы на все эти вопросы вы быстро получите, сделав десяток-другой торможений (если есть возможность, то на разных покрытиях). В качестве ориентира поставьте в конце прямика пару фишек, пробуйте тормозить в последний момент, но не допускать "перелета". А еще отработайте торможение с объездом препятствия (тех самых контрольных фишек).

Здесь важно научиться не смотреть на "стенку", а переносить взгляд на траекторию, по которой собираетесь ее объезжать. Собственно говоря, это правило важно и для всех остальных упражнений: смотрим именно туда, куда планируем ехать.

Змейка

Выставляем в одну линию фишки с расстоянием 20-25 шагов между ними. Чем длиннее линия, тем лучше, но достаточно и 5-6 фишек. Далее едем слалом, поочередно объезжая фишку справа/слева, постепенно  наращивая скорость. На этом упражнении можно отрабатывать как снос, так и занос, особенно на заднеприводном автомобиле, где короткими "прогазовками" можно провоцировать небольшой доворот. В любом случае фазы скольжений короткие, иначе вы просто не впишитесь в фигуру.

Здесь можно прочувствовать начало сноса/заноса и отработать действия по его ликвидации. Также есть возможность прочувствовать, как отрабатывает эти проблемы ESP. Если система отключаемая, можно увидеть, как меняется поведение автомобиля в таких условиях, а также его реакцию на ваши управляющие действия. Наконец, для "продвинутых" змейка – отличное упражнение для работы с управляемым ритмическим заносом, когда машина в нужный момент перекладывается из одного скольжения в другое.

Квадрат

Выставляется параллелограмм: углы – это четыре фишки с расстоянием 20-30 шагов между ними. Ездим по внешнему периметру, на каждой угловой фишке поворачиваем с заносом (с помощью ручника или "перегазовки", как позволяет техника), при этом допускаем избыточное вращение машины, чтобы среагировать на занос. Здесь сразу несколько задач. Первая – отработать реакцию на занос рулем и "газом". Вторая – вернуть после этого передние колеса прямо (частая ошибка: после заноса водитель оставляет колеса вывернутыми в сторону, что провоцирует дальнейшую дестабилизацию автомобиля). По сути, это упражнение – азы работы с заносом.

На многих современных автомобилях – с электрическим ручником и неотключаемой системой ESP – создать занос непросто или вообще невозможно. Тогда на квадрате просто учимся активно поворачивать автомобиль на скользком покрытии с обязательным выравниванием колес после того. В данном случае можно понять логику работы ESP и учиться видеть момент начала сноса/заноса.

Круг

Добавляем еще четыре фишки – теперь у нас круг радиусом 20-30 шагов. Едем по внешнему периметру, постепенно увеличивая скорость. В какой-то момент начнется снос, автомобиль будет стремиться наружу поворота. На заднем приводе при увеличении "газа" возможен и занос, а полноприводный автомобиль в зависимости от конструктивных особенностей и действий водителя под тягой может и доворачивать, и "распускаться", в том числе и переходить в боковое скольжение всеми колесами.

В общем, тут также есть над чем работать, ну а главные задачи – прочувствовать момент ухода с заданной траектории, правильно на это реагировать, чтобы вернуть контроль над управлением. Опять же – понять логику работы ESP в данной ситуации.

Наш вердикт

Разумеется, наибольшая эффективность от подобной тренировки будет, если водитель представляет физику процесса и не имеет ошибок по технике исполнения. Но даже отработка всех упражнений "по наитию" принесет пользу: можно в безопасных условиях прочувствовать грань, чтобы не переходить ее на дорогах общего пользования. Главное, чтобы обретенная уверенность за рулем не переросла в самоуверенность. Ведь пресловутое "смотри, как я могу!" остается в числе причин зимних аварий. 

Насосы гидроусилителя руля в базе объявлений Автобизнеса