Диагональное вывешивание

Технология: находим небольшую крутую горку или иное подходящее возвышение – и заезжаем на него одним колесом, провоцируя диагональное вывешивание. Например, если заезжаем передним левым колесом, от земли оторвется левое заднее, а правое переднее серьезно разгрузится (все-таки передняя ось больше загружена).

При необходимости можно оторвать от земли и переднее колесо, увеличив подъем, подкорректировав траекторию заезда или вообще развернув машину и заехав на горку задним ходом. Если подходящей горки нет, можно попробовать сконструировать самодельную эстакаду.

Преимущества:

  • максимально простой и быстрый способ оторвать колесо от земли;
  • не нужно вообще никаких дополнительных приспособлений и инструментов;
  • не нужен помощник.

Недостатки:

  • далеко не всегда можно найти подходящую возвышенность или заменить ее самодельной эстакадой;
  • на некоторых моделях (с неудачной геометрической проходимостью, длинноходной подвеской) устроить диагональное вывешивание непросто, особенно в плохо подходящих для этого условиях.

Почему сломался домкрат?

На самом деле повредить его – раз плюнуть. Чаще всего поломка происходит, когда домкрат ставится на мягком покрытии, кренится в процессе работы и неудачно складывается под весом машины (еще и порог может повредить). Так что рекомендуем на мягких покрытиях устанавливать под него основу (хотя бы доску).

Кстати, порой покупатели старых автомобилей вообще на в курсе, в каком состоянии и комплектности штатный инструмент для замены колес. При осмотре машины увидели "запаску" – и ладно. Поэтому наш совет: не пожалейте 10-15 минут, чтобы проверить работу того же домкрата и состояние "запаски", как минимум давление в ней. Бывали случаи, когда водители имели все для замены колеса, но не могли ничего сделать из-за закисшего крепежа!

Через эстакаду

Технология: сначала необходимо соорудить эстакаду. Мы сделали ее так: на запасное колесо и найденный рядом кирпич положили доску. В полевых условиях можно использовать толстые ветки или тонкий ствол (отрезок) дерева, а основанием может служить бревно или камень подходящих размеров. Главное, чтобы конструкция была достаточно надежной, но при этом легко разбиралась. 

Далее загоняем машину пострадавшим колесом на эстакаду так, чтобы оно оказалось заметно выше уровня земли. И теперь под автомобиль нам нужна какая-нибудь опора (подставка). Бревно, камень, канистра – все, что способно выдержать вес автомобиля, не упасть и не разрушиться под ним. Важно установить опору под такую часть кузова или деталь подвески, которая не пострадает от нагрузки. Между опорой и кузовом можно разместить доску или старую камеру.

Теперь скатываем автомобиль чуть вниз – он становится на опору (соответственно и выставлять ее следует с этим расчетом). Колесо по-прежнему находится на эстакаде, но теперь оно не так загружено – нужно выбить "сходню" и убрать основу. И все: автомобиль поднят, колесо вывешено.

Соответственно с опоры автомобиль снимаем в обратной последовательности. Снова загоняем на восстановленную эстакаду, убираем опору и теперь уже окончательно съезжаем на землю.

Преимущества:

  • способ рабочий и относительно быстрый;
  • не нужен помощник.

Недостатки:

  • требуется много действий;
  • необходимы дополнительные приспособления для постройки эстакады;
  • могут потребоваться усилия для того, чтобы выбить "сходню" из-под колеса;
  • повышенный риск повреждения автомобиля и травм в случае разрушения эстакады или опоры.

Главное – безопасность!

Старый кирпич, который мы использовали на эстакаде, нещадно крошился.  Еще один, который подложили между блоком и кузовом, просто раскололся. Это мы к тому, что к выбору материалов для опоры, эстакады и прочего надо подходить серьезно. Тем более если вы не колесо менять собрались, а какие-то работы проводить под машиной. Ведь это ваша безопасность!

Подкоп

Технология: если имеется лопата или почва позволяет копать подручными средствами (например, под колесами песок, есть небольшой кусок фанеры или отрезок доски), можно устроить подкоп под колесом и разгрузить его таким образом. Само собой, перед этим нужно подставить опору.

После замены колеса яму следует засыпать, но вряд ли она будет хорошей опорой, поэтому возникает вопрос о том, как снять машину с опоры. Вариантов несколько:

  • подкопать саму опору;
  • предусмотреть возможность легкого демонтажа опоры (например, это столбик из нескольких кирпичей – достаточно выбить один или два промежуточных кирпича);
  • сделать перед замененным колесом небольшой подъем/эстакаду (по принципу предыдущего способа);
  • слегка приподнять кузов (достаточно на ход подвески), чтобы вынуть опору, но в этом случае потребуется помощник.

Преимущества:

  • помощник не обязателен.

Недостатки:

  • потребуется время на то, чтобы откопать/закопать яму, снять машину с опоры;
  • без лопаты выкопать яму будет трудно;
  • все равно нужен какой-то инструмент, а также опора;
  • этот способ подойдет разве что для замены колеса – предыдущие позволяют поднять сам кузов, что можно использовать и для других ремонтных работ.

Рычаг

Вы же помните из школьного курса физики волшебные свойства рычага? С его помощью можно создавать в разы, а то и в десятки раз большее усилие. Главное – найти подходящую по длине и прочности доску или ствол дерева.

На самом деле есть проблема – высота, на которую удастся поднять машину. Ведь чем длиннее рычаг, тем больше вы ограничены в его ходе вниз – он просто упрется в землю. Можно его поднимать и вверх, упирая второй конец в землю, но это потребует больше сил. Ну и сам по себе рычаг (если это, например, ствол дерева) не может быть очень толстым, чтобы можно было разместить его конец под машиной. Да, и здесь также помним о том, чтобы не повредить кузов или подвеску, выбирая правильную точки для рычага. А между ним и кузовом стоит использовать промежуточную опору, чтобы выиграть несколько сантиметров расстояния.

В нашем случае рычаг получился небольшим: доска слишком короткая, к тому же слабая: легко гнулась и в итоге сломалась. Но даже она позволила легко поднять кузов на ход подвески – этого вполне достаточно, чтобы разгрузить машину для установки той же опоры.

А еще можно подставить рычаг под колесо и приподнять его – опять же на ход подвески, – ведь в этом случае не надо поднимать тяжелый кузов, а достаточно просто преодолеть сопротивление упругого элемента (пружины, рессоры или торсиона).

И этого может быть достаточно, чтобы достичь нужного результата – подставить под элемент подвески опору. И вот здесь как раз есть проблема: при таких манипуляциях без помощника, а то и нескольких не обойтись.

Преимущества:

  • относительно легкий и быстрый способ приподнять автомобиль или хотя бы колесо.

Недостатки:

  • требуется помощник;
  • не всегда найдутся материалы для создания рычага;
  • чтобы поднять автомобиль, тем более крупный, нужен очень длинный и прочный рычаг.

Наш вердикт

Как видим, все способы рабочие. Какие из них применять, зависит от обстоятельств и возможностей: есть ли рядом возвышенность, на которой можно устроить диагональное вывешивание, есть в машине лопата или что-то для постройки той же эстакады, для использования в качестве опоры. Здесь дадим совет: в наших лесах-полях достаточно всякого мусора, который можно использовать для этих целей. Например, те же кирпичи и блоки для опоры нашлись совершенно случайно уже на месте съемки. Доски, конечно, заготовка, но иметь их в зимний сезон – хорошая привычка.