"Дорожный налет"

Обычно битумные пятна и кляксы появляются на нижней части дверей и крыльев, порогах и бамперах – так их забрасывают (в жидком виде) колеса с дороги. Битум выступает на поверхности свежеуложенного асфальта или же при высокой температуре дорожного полотна, когда то в буквальном смысле слова плавится от жары. Так что наиболее велика вероятность получить такой тип загрязнений именно на участках с ремонтом дорог и в дни, когда столбик термометра поднимается выше +30ºС.

При этом битум – штука "въедливая": даже свежие пятна просто водой с шампунем не смоешь, а если они еще и подсохнут, после них остаются желтые следы на ЛКП, которые устранять еще сложнее. Так что главное правило: от битумных пятен надо избавляться как можно быстрее. Но стоит обратить внимание на другое условие: при попытке очистить кузов важно не перегнуть палку и не повредить ЛКП – механически или слишком уж агрессивными химическими средствами.

Как удалять

Общие принципы таковы:

  • Чем раньше вы удалите битум, тем лучше. Поэтому возьмите за правило осматривать кузов автомобиля после более-менее продолжительных поездок, особенно если условия способствуют попаданию битума на кузов (свежий асфальт, высокая температура воздуха).
  • Удалять битум проще при более высоких температурах окружающей среды. Перед началом работ промойте обрабатываемый участок кузова, чтобы удалить с поверхности пыль и грязь.
  • Выпуклую часть можно аккуратно подрезать лезвием, но отскребать пятна от ЛКП нельзя: битум надо размачивать химическими средствами и аккуратно смывать с поверхности с помощью мягкой тряпки или салфетки.
  • При использовании специальных средств следуйте рекомендациям производителя, особенно в том, что касается концентрации, времени выдержки и прочих условий, которые могут влиять на эффективность химии и ее воздействие на ЛКП.
  • После очистки поверхности от битума ее следует хорошо промыть водой, чтобы убрать остатки химии. Также по-хорошему стоит сделать мягкую полировку – так вы защитите ЛКП от последующего негативного влияния агрессивных веществ.

Чем удалять

Для устранения битумных пятен имеются специализированные составы, хотя можно применять и альтернативные средства. Во втором случае важно, чтобы они были эффективны и при этом безопасны для лакокрасочного покрытия. По этой причине, например, растворители использовать нельзя, а очистители других типов и бензины могут не сработать, но при этом могут быть достаточно агрессивны к ЛКП.

В свое время мы проверили эффективность разных средств, специализированных и универсальных. Так, наиболее удобным в применении (за счет пульверизатора) оказался как раз специальный очиститель для удаления битумных пятен, но по эффективности ничуть не хуже оказались "Бензин Галоша" нефрас С2-80/120, "Уайт-спирит" и универсальное средство WD40.

А вот очиститель впускного тракта сработал заметно хуже. При этом наименее эффективным оказался обычный бензин АИ-92: он быстро испарялся, так что его выдержка на поверхности сводится к минимуму. При этом пользоваться им следует осторожно: покрытие может помутнеть, в этом случае точно потребуется полировка.

Можно ли предотвратить проблему?

Снова вернемся к началу разговора. Битум мы "ловим" на свежеуложенном или растопленном солнцем асфальте. Так что, если приходится ехать по такому, избегайте езды вплотную за впереди идущим транспортом, снижайте скорость до 50 км/ч (собственно, этого обычно требуют и установленные на участках ремонта знаки), по возможности выбирайте такую траекторию, чтобы избегать наезда на растопленный битум и крошку (камешки).

Что касается подготовки самой техники, то хорошие брызговики увеличивают шансы на то, чтобы пороги и нижние кромки крыльев остались чистыми. Наиболее уязвимые места вообще рекомендуется защитить с помощью бронировочной пленки – она убережет ЛКП от пескоструя. С другой стороны, удалять с нее битум может оказаться даже сложнее. Зато если процесс запущен, все решается просто: переклейкой сильно загрязненного элемента.