Сегодня вспомним технологии, которые в силу развитости розничной торговли давно забыты и не востребованы. Кому в наше время может прийти в голову восстанавливать копеечный автомобильный предохранитель? Затея глупая, но ситуация, в которой без предохранителя уехать не получится, а ни одного магазина рядом не окажется, случиться все же может. Вот тогда-то самодельный "жучок" может оказаться как раз кстати. Не монетка, не кусок провода непонятного сечения или саморез, а хотя бы примерно соответствующий номиналу предохранителя "жучок".

Как это было

Заставшие СССР или технику того времени наверняка вспомнят тогдашние многоразовые предохранители. После сгорания они не восстанавливались самостоятельно – приведение их в чувство возлагалось на владельца авто. Устройство не было сложным: проволочка крепилась в двух зажимах, а запасной ее моток располагался на другом конце предохранителя. 

Случись что, предохранитель быстро восстанавливался в полевых условиях. Весь секрет заключался как раз в запасном мотке проволоки, сечение которой было подобрано с учетом необходимого номинала.

Не сказать, что такие предохранители были особенно качественными: контакты в них со временем могли ухудшаться, не последнюю роль играла в этом и аккуратность при замене проволоки. Так или иначе, но это работало.

Своими руками

Переходим к самому главному – проволоку какого сечения необходимо выбирать для замены предохранителя того или иного номинала? Рассчитывать сечение в полевых условиях так себе задача, потому сразу за точку отсчета возьмем более привычный диаметр. Эта информация есть во многих справочниках радиолюбителя – заниматься какими-то изысканиями и изобретать велосипед не нужно. С привязкой к номиналам самых популярных заводских плавких предохранителей это выглядит примерно так:

Диаметр медной проволоки, мм

Номинал предохранителя, А

0,16

5

0,2

7

0,25

10

0,32

15

0,39

20

0,46

25

0,52

30

С диаметром разобрались, но что дальше? Необходимо найти подходящий провод. С учетом количества электрики и электроники в современных автомобилях сделать это не так уж сложно: для благой цели можно без зазрения совести пустить в дело шнур от зарядки телефона или вырезать провод из менее важного узла проводки автомобиля. Варварство, но оно может обойтись заметно дешевле эвакуатора, а заодно добавит в копилку опыта замечательный рассказ о находчивости и выживании.

Теперь самое интересное – как определить диаметр добытого провода? Вряд ли у кого-то в автомобиле завалялся микрометр. Вновь прибегаем к забытым уловкам: для определения диаметра провод необходимо намотать на любой подручный предмет вроде ручки, палочки или еще чего-то похожего. Считаем количество витков, замеряем получившуюся длину всей "катушки" и делим второе на первое.

В нашем случае под рукой оказалась зубочистка. Наматываем 20 витков, прижимаем их вплотную друг к другу и прикладываем к линейке на смартфоне. Обычную линейку в автомобиле ведь мало кто возит! Получаем около 3,2 мм общей длины, из чего следует, что диаметр равняется 0,16 мм, а это соответствует предохранителю на 5 А. Возможно, чуть меньше, но главное в этом случае – не пытаться рассчитать диаметр провода с запасом, округлять нужно в меньшую сторону.

Контрольное испытание. Выставляем на лабораторном блоке питания 6 А. Работает!

Понятно, что колоссальной точности от такого предохранителя добиться вряд ли получится, да и плавящаяся проволока в монтажном блоке то еще решение. Но если уж судьба вынуждает заменить предохранитель на короткое время хоть чем-нибудь, не стоит забывать о подобных относительно разумных способах. И уж тем более не забыть вернуть потом все в заводское состояние!

Блоки управления двигателем в базе объявлений Автобизнеса