Мы собрали несколько историй, которые в свое время довелось услышать от представителей сервиса. Их объединяет то, что они почти детективные: банальная вроде проблема требует чуть большей настойчивости и въедливости для поиска причин, а развязка порой оказывается довольно неожиданной.

Просто добавь воды

Из недавнего. Приезжает к нам машина, владелец жалуется на то, что с морозами мотор (бензиновый) перестал тянуть как надо, иногда плохо заводится или вообще не заводится. Загоняем в бокс, читаем ошибки – все хорошо. Выезжаем, делаем тестовую поездку – все работает. Оставляем на улице, через пару часов заводим – без проблем. Оставляем до вечера, снова проверяем – все работает. А утром мотор не заводится.

Заталкиваем машину в бокс, начинаем разбираться… Вода в топливной системе, весь фильтр изнутри ржавый. И в мороз образуются ледяные пробки, подача топлива прекращается или она минимальная – отсюда проблемы с запуском и тягой.

А как вода попала в топливную систему? О, это отдельная история! Начали внимательно осматривать бак, магистрали и обнаружили, что заправочная горловина чуть ниже лючка сгнила, и вот через это сквозное отверстие воду и грязь внутрь и забрасывало. Сколько это длилось, неизвестно. Но пока было тепло, машина ездила, а как ударили морозы, проблема себя проявила.

Обмана никто не заметил

Приезжает бензиновая Audi с расходом под 20 литров. Почему двигатель нещадно переливает, так сразу и не скажешь: "чеки" не горят. Начинаем читать параметры – по кислородному датчику и лямбда-зонду тоже все в норме. "То же самое сказали и на двух других сервисах", – вздыхает владелец автомобиля. Он даже задумался о продаже, раз никто не может найти неисправность.

Начинаем копать глубже и перепроверять параметры. Обычно, если расход топлива значительно увеличивается, виновником оказывается датчик массового расхода воздуха или лямбда-зонд. Поэтому начинаем перепроверять их. Вроде и тот и другой исправны. Но подключаем осциллограф – и наблюдаем, что кислородный датчик действительно меняет свои показания, но подозрительно медленно, он "заторможен". Выкручиваем его – он обильно покрыт нагаром. Разбираемся дальше – и обнаруживаем трещину в выпускном коллекторе перед лямбда-зондом.

Судя по всему, события развивались по такому сценарию. Из-за трещины часть выхлопных газов не доходила до кислородного датчика, и он выдавал сигнал, соответствующий обедненной смеси. На основании этих показаний ЭБУ давал команду на ее обогащение в пределах тех ограничений, что имеет топливная карта. Естественно, двигатель начал работать на сильно обогащенной смеси, несгоревшего топлива в выхлопе стало больше, им-то и "закоптило" лямбда-зонд, который стал постепенно "умирать", – отсюда и его замедленная реакция.

Изюминка всей этой ситуации в том, что все происходило плавно, поэтому незаметно для системы: некорректные показания кислородного датчика были в пределах нормы, поэтому ЭБУ воспринимал их как достоверные, делал коррекцию по топливу и не писал ошибку. Это как раз яркий пример того, что элементарное чтение ошибок далеко не всегда укажет на проблему. Более того, даже показания в пределах нормы иногда могут быть недостоверными, поэтому мало убедиться в том, что показатели "хорошие", – надо анализировать их, а иногда еще и в "железе" покопаться. Ведь окончательно паззл сложился, когда мы выкрутили кислородный датчик и осмотрели систему выпуска.

Жестко!

Столкнулись с тем, что Ford Focus II после очередного техобслуживания перестал "ехать". Не тянет двигатель как надо, и все тут. А что делали с машиной до этого? Поменяли опору двигателя, причем поставили от RS-версии. Вот в этом и оказалась причина. Эта опора жестче, чем на обычной версии, в итоге вибрации гасятся не так эффективно – начинает срабатывать датчик детонации. Ну и ЭБУ, получая эти сигналы, "откатывает" угол опережения зажигания – вот двигатель и "скисает".

Что было до этого?

А вот еще одна история, которая учит вспоминать, что предшествовало началу проблем. Атмосферная Subaru с газобаллонным оборудованием. В какой-то момент двигатель стал работать с провалами при разгонах, иногда не очень ровно на холостом ходу. Загвоздка в том, что глюк фантомный: то все хорошо, то начинаются провалы, причем иногда именно в поворотах (вроде в правую сторону, если верить владельцу).

Чтение ЭБУ сканером ничего не дало. Было подозрение на подсос воздуха, но ничего подозрительного не увидели. На всякий случай проверили свечи, провода и катушки зажигания, почистили дроссельную заслонку. В итоге сказали владельцу ездить и наблюдать, при новых симптомах или постоянном проявлении проблемы снова приезжать.

Он перезвонил дней через десять и похвастался, что сам обнаружил и решил проблему. В какой-то момент из-под капота раздалось громкое шипение – и он увидел, что соскочил патрубок между корпусом воздушного фильтра и ресивером. Судя по всему, до этого он отошел, но в статике и движении не давал утечек воздуха. Только иногда в поворотах отходил больше – и тогда начинались эти самые провалы.

Почему мы не увидели, что патрубок отошел, во время проверки на утечки воздуха – хороший вопрос, но он остался без ответа. А вот почему это вообще произошло, мы знаем. Информация о том, что машина была с ГБО, озвучена вовсе не случайно. Один из шлангов системы проходил над патрубком. Во время ТО, когда меняли воздушный фильтр, поднимали крышку его корпуса. Видимо, именно тогда патрубок уперся в газовый шланг и сдвинулся.

Если честно, это был наш “косяк”, начиная с возникновения проблемы и заканчивая диагностикой. Мастер во время ТО не заметил, что патрубок уперся в шланг, не увидел, что он отошел. Уже во время диагностики, понимая, что причиной проблемы может быть именно подсос воздуха в системе впуска, мы его не обнаружили, а еще не заметили, что патрубок надет неплотно. Хорошо, что владелец машины – наш старый клиент, довольно лояльный и адекватный, так что проблем с ним не было. Мы свою оплошность компенсировали при его следующем обращении, а для себя оргвыводы сделали.

Сломалась машина? Запчасти в каталоге Автобизнеса