Есть варианты

Кроме кабриолета (купе-кабриолета) есть еще несколько вариантов исполнения кузова, позволяющих получить небо над головой. Вспомните открытые версии Renault Twingo или Fiat 500 – по сути, это те же хэтчбеки со всеми стойками, только с мягкой матерчатой крышей, которая сдвигается назад. В этом случае жесткость / прочность кузова практически не страдает, сдвижной механизм куда проще складного подъемного в полноценном кабриолете. Впрочем, со временем такая крыша все же может протекать.

Кузов тарга – с мощной центральной стойкой и съемной частью крыши над водителем и пассажиром. Жесткость кузова также выше, чем у обычного кабриолета, безопасность – тоже. Плюс еще в том, что снимается лишь небольшой сегмент крыши, состоящий из одной или нескольких деталей, и часто предусмотрена возможность довольно компактно размещать их в автомобиле.

Родстер (спайдер) – это легкий двухместный открытый автомобиль, и по части реализации крыши он максимально близок к классическому кабриолету. А вот спидстер отличает полное отсутствие крыши – со всеми вытекающими.

Ну и вспомним, что открытые версии с частично или полностью складываемой крышей, мягкой или жесткой, могут иметь не только легковые модели, но также кроссоверы и внедорожники. Причем среди последних есть ландо – с убирающейся крышей над задними пассажирами.

Как видим, варианты реализации открытого кузова могут быть разные. И в том числе от этого зависят как потребительские, так и эксплуатационные качества таких машин.

Продувает!

С открытой крышей ездовой комфорт заметно снижается: внешним и аэродинамическим шумам теперь ничто не мешает проникать в салон, микроклимат становится понятием весьма относительным, а еще с ростом скорости и ветер начинает гулять по салону.

Здесь, конечно, многое зависит от того, насколько грамотно спроектирован автомобиль, есть ли у него специальный экран позади сидений, насколько сносный комфорт он обеспечивает при всех поднятых стеклах и т.д. Но в целом надо понимать, что у разных моделей все эти вопросы проработаны по-разному, соответственно, и ощущения могут заметно различаться.

И это к слову о том, что перед принятием решения о покупке подобного автомобиля крайне рекомендуется тестовая поездка как раз со снятой / опущенной крышей – чтобы вы сами для себя поняли, насколько вы действительно готовы к подобному.

Практичность

Это же касается вопросов размещения пассажиров, перевозки багажа. У многих кабриолетов задние места – чисто номинальные, честная посадочная формула у большинства моделей 2+2.

То же и с багажным отделением. Оно в принципе обычно меньше, чем у базовой или сопоставимой модели (хэтчбека, седана, купе). Но ведь и этот небольшой объем может сокращаться в случаях, если складывается крыша. Хотя тут, конечно, многое зависит от конструкции той самой крыши. А здесь полно своей специфики.

Зимняя эксплуатация

Теоретически на кабриолете можно ездить круглый год, практически это по-настоящему комфортно при наличии жесткой крыши, а вот мягкая, как правило, вызывает нарекания: с ней обычно более холодно, плюс обзорность из-за небольшого (и часто даже не обогреваемого) заднего стеклышка ограничена. Да и сам по себе осенне-зимний период эксплуатации с повышенной влажностью и перепадами температуры вряд ли лучшим образом сказывается на состоянии матерчатого верха.

Разные крыши – разные особенности

Классика жанра – складная мягкая крыша с металлическим каркасом. С возрастом может требовать внимания или ремонта как сам матерчатый (брезентовый) материал, так и каркас, а также механизмы замков. Считается, что мягкая крыша – менее вандалоустойчивая, мол, ее можно разрезать ножом. Но ведь кузов любого автомобиля можно изувечить прочным или острым предметом, а чтобы проникнуть внутрь, преступник может разбить окно – так что в этом отношении все очень условно.

Современные купе-кабриолеты имеют складную металлическую крышу, здесь наиболее уязвимым оказывается электромеханический привод, но нужно следить за состоянием и чистотой резиновых уплотнителей, ведь именно от них зависит герметичность всей крыши. Также стоит отметить, что именно такая крыша больше всего увеличивает массу автомобиля и очень сильно сокращает объем багажника. Скажем, масса Peugeot 206 CC на примерно 100 кг выше, чем у 3-дверного хэтчбека 206. Зато такая крыша обеспечивает лучшую тепло- и шумоизоляцию.

Для некоторых моделей доступен жесткий съемный верх, выполненный из металла, пластика или иного материала, обеспечивающего достаточную жесткость при небольшой массе. С точки зрения надежности и долговечности это хороший вариант (при надлежащем качестве исполнения), а основные неудобства связаны разве что с тем, что за малым исключением такую крышу можно либо поставить на машину, либо снять и оставить в гараже, просто так ее в автомобиле не примостишь.

Оригинальная кузовщина

Даже если это не оригинальная модель, а лишь отдельная кузовная версия семейства (скажем, Golf Cabrio), у нее достаточно много уникальных внешних элементов: рамка ветрового стекла, задние крылья, крышка багажника, в большинстве случаев и двери. Порой оригинальными будут задние фары и бампер. И, конечно, у кабриолетов свое боковое и заднее остекление.

Все это означает, что в случае повреждения этих деталей, например, в ДТП, их поиск может быть затруднен, а стоимость выше, чем на аналогичные запчасти от более распространенных версий. Это же касается и салона: дверные карты, боковые и задние панели, сиденья могут отличаться. При этом, в отличие от остальных типов кузова, элементы интерьера в кабриолете потенциально более уязвимы, но об этом чуть ниже.

Конструктивные особенности кузова

Оригинальные внешние панели – лишь видимая вершина айсберга. Кузов кабриолета, как правило, серьезно отличатся и по силовым элементам. Отсутствие крыши, жестко связывающей передние, средние и задние стойки, означает снижение общей прочности кузова, что негативно сказывается не только на пассивной безопасности, но и на управляемости, комфорте, а также собственно на долговечности кузова, который хуже противостоит различным внешним воздействиям и нагрузкам (например, на кручение).

Именно по этой причине в конструкцию кузова вносятся изменения: значительно усиливается днище, рамка ветрового стекла, устанавливаются дополнительные распорки и растяжки, в дверях применяются более прочные брусья. Отдельная тема – защита водителя и пассажира (пассажиров) при аварии, в том числе при перевороте. В некоторых моделях сохраняются средние стойки, в некоторых используются мощные дуги, стационарные или же автоматически «выстреливающие» при риске опрокидывания.

Соответственно, кабриолет вполне может оказаться тяжелее базовой модели с кузовом хэтчбек или купе, что влияет на его разгонную динамику и топливную экономичность. Также он может хуже управляться или просто не быть таким «собранным» в поворотах, как закрытая версия – как раз из-за меньшей жесткости кузова.

Салон под ударом

Постоянные поездки со снятой / сложенной крышей – настоящее испытание на прочность для салона, который открыт всем ветрам, пыли, ультрафиолету, а иногда и воде в том или ином виде. Ключевое здесь – именно продолжительное воздействие тех или иных факторов. Понятно, что редкие поездки за пару лет ни к чему серьезному не приведут, а вот если эксплуатация без крыши постоянная, через какой десяток лет без дополнительного ухода салон окажется в гораздо худшем состоянии, чем у автомобиля с закрытым типом кузова.

Что же грозит интерьеру на длинной дистанции? Выгорание обивки, деформация и растрескивание пластиковых деталей потенциально возможно, но, скорее, при постоянно эксплуатации под палящим солнцем – это история точно не про наш климат. А вот быстрое загрязнение салона вполне возможно. Что касается рисков затопления в летний ливень, то это, скорее, к вопросу об аккуратности владельца (сдуру можно и обычный кузов через открытый люк затопить).

Наш вердикт

В зависимости от конструкции и уровня исполнения автомобили с открытым верхом могут заметно различаться между собой по своим потребительским качествам. Но в любом случае будут требовать дополнительного обслуживания или же (если этим пренебрегать) рано или поздно поставят перед необходимостью приводить в порядок салон либо заниматься матерчатым верхом или механизмом складывания. При этом отдельный вопрос, где искать специалистов по таким работам.

Все это говорит о том, что перед покупкой кабриолета или родстера стоит хорошенько взвесить все за или против. А памятуя про нюансы по части практичности и комфорта, неплохо бы протестировать кабриолет в реальных условиях.

Решились? Выбирайте! Кабриолеты в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!