Зачем нужен и как работает обычный круиз-контроль

Основная задача устройства – поддерживать заданную скорость без участия водителя, что очень удобно в дальних трассовых поездках. Впрочем, и в населенных пунктах с малой интенсивностью движения круиз-контроль может быть полезен: выставил нужное значение, и точно не нарушишь скоростной режим (спойлер: это не всегда так).

На старых моделях устройство управляло дроссельной заслонкой при помощи отдельного тросика, на современных с электронной педалью газа все уже идет по проводам, но суть не меняется: заданная скорость обеспечивается путем поддержания или изменения (увеличения или уменьшения) оборотов двигателя.

При этом в случае с механической коробкой передач все происходит в пределах выбранной водителем передачи. А если коробка – автоматическая (гидромеханическая, роботизированная, вариатор), блок управления сам определяет нужную передачу. И даже может ее менять, причем не только при разгоне (когда водитель увеличивает задаваемую скорость), но и, например, при движении в гору, когда нагрузка на двигатель возрастает, поэтому необходимо увеличить его обороты.

Логика и эргономика

Управляется круиз-контроль обычно с клавиш на руле или подрулевого переключателя (отдельного или, как в случае с моделями Volkswagen, того, что отвечает за сигналы поворотов). В любом случае устройство можно включать/выключать, устанавливать скорость, увеличивать или уменьшать ее, сбрасывать или возвращать выбранное значение. То есть принцип работы у всех систем примерно одинаковый, но есть нюансы. И, как показывает наш опыт езды на разных автомобилях, одни устройства в управлении более удобны, другие, как минимум, требуют привыкания к расположению клавиш и логике работы.

Есть нюансы и по части того, как задается и как выдерживается задаваемая скорость. В большинстве случаев каждое нажатие на «+» или «-» изменяет скорость на 1-2 км/ч, более длительное удержание клавиши дает шаг в 5 или 10 км/ч. При этом выставлять или изменять скорость в одних системах проще / удобнее, в других – почему-то нет.

То же и с управлением скоростью. Взять так называемый разгон на «круизе», когда вы не нажимаете на педаль газа, а щелкаете кнопками на руле, выставляя новое значение. Так вот, разные автомобили разгоняются совершенно по-разному, особенно в случае с автоматической коробкой. Одни машины пытаются вытягивать на текущей передаче, другие охотно переключаются вниз. И вообще, у одних разгон на «круизе» очень плавный, у других – вполне динамичный. Все зависит от настроек.

Но это еще ладно. Как показывает практика, системы могут по-разному и с различной точностью поддерживать заданную скорость, особенно в сложных ситуациях, например, когда начинается довольно крутой и затяжной спуск и автомобиль постепенно разгоняется. Как правило, в таком случае система лишь убирает подачу газа, даже не пытаясь никак иначе замедлить автомобиль. А это значит, что в какие-то моменты скорость движения будет выше, чем была задана – вот как раз в тогда и можно попасть на радар!

Собственно, это рождает вопрос о том, насколько безопасна система круиз-контроля. Не с точки зрения работы (тут все надежно), а в части психологического воздействия на водителя. Давайте начистоту: подобный помощник расслабляет: не надо регулировать скорость, не надо ее контролировать, и зачем правую ногу на педали газа держать? Так и концентрацию внимания недолго потерять! Соответственно, использование круиз-контроля не рекомендуется или прямо запрещено производителями на сложных участках дорог (с большим траффиком или поворотами малого радиуса).

Интересные особенности разных систем

В любой момент режим движения на «круизе» можно прекратить, выключив его или просто нажав на педаль тормоза. В этом отношении все устройства работают одинаково. Но у некоторых систем есть интересные особенности.

Например, в большинстве случаев круиз-контроль не станет поддерживать скорость при переключении передач на «механике», а вот в случае с некоторыми моделями Lada он продолжит свою работу!

На «Газели» Next круиз-контроль, похоже, держит не скорость, а обороты двигателя, чем пользуются водители зимой по утрам: заведут автомобиль, чуть газанут – и фиксируют повышенные обороты, чтобы мотор быстрее прогревался, пока они снег с машины счищают.

На большинстве легковых автомобилей круиз-контроль не работает на скорости ниже 40 км/ч. Но на современных внедорожниках и кроссоверах может применяться система поддержания заданной скорости на офф-роуде, как раз в диапазоне от 2-3 до 10-15 км/ч. Это позволяет водителю не отвлекаться на работу «газом» при движении по сложному участку бездорожья.

С ним экономичнее?

Принято считать, что круиз-контроль экономит топливо. С одной стороны, это так, ведь он обеспечивает постоянное равномерное движение, обходится без лишних разгонов и в целом управляет подачей газа плавно. С другой стороны, опытный водитель, знакомый с принципами экономного вождения, автоматическое устройство наверняка обыграет – ведь он не будет во что бы то ни стало выдерживать заданную скорость на затяжных подъемах (а увеличение подачи газа неминуемо ведет к перерасходу) и может заранее сбрасывать газ там, где не имеет смысла ехать в прежнем темпе. Впрочем, счет будет идти на десятые доли литра на 100 км пути, а с круиз-контролем, как ни крути, комфортнее.

На скользкой дороге

А вы знали, что пользоваться круиз-контролем на снегу или на льду потенциально небезопасно? Некоторые автопроизводители в руководстве по эксплуатации даже прямо об этом предупреждают, запрещая (или не рекомендуя) использовать систему на скользких покрытиях.

Причина, опять же, в том, что главная задача круиз-контроля – поддержание заданной скорости, не взирая на степень сцепления колес с дорогой и курсовую устойчивость автомобиля. Да, с одной стороны, система обеспечивает постоянную равномерную тягу. Но, с другой, на том же снежном покрытии возможны ситуации, когда колеса встречают повышенное сопротивление, скорость падает – и круиз-контроль будет пытаться ее поддержать, увеличивая обороты двигателя.

На старых моделях, не оснащенных ESP, но имеющих трекшн-контроль, даже иногда наблюдается конфликт двух систем: «круиз» пытается добавить газа, противобуксовочная система этому противодействует. В итоге автомобиль просто начинает елозить на скользком покрытии! Впрочем, в современных автомобилях с ESP подобные ситуации маловероятны, так как при первом же срабатывании тормоза круиз-контроль отключается.

Адаптивный круиз-контроль

Его еще иногда называют «активным» и даже «интеллектуальным», но суть одна: в отличие от обычного «круиза» такая система не столько поддерживает заданную скорость, сколько автоматически регулирует ее таким образом, чтобы обеспечивать безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля.

Фактически, водитель выставляет два значения: желаемую скорость и условную дистанцию (обычно предлагается три-четыре варианта без привязки к точным цифрам), все остальное делает автоматика. Нет впереди машин, будет выдерживаться заданная скорость, едет впереди кто-то медленнее, чем вы бы хотели, система будет выдерживать дистанцию до этого автомобиля, который и будет задавать вам темп.

Расстояние оценивается при помощи специального радара, блок управления постоянно анализирует скорость и расстояние, обеспечивая безопасную дистанцию. Скорость при этом регулируется подачей газа, а при необходимости активного замедления – и рабочей тормозной системой. Вплоть до полной остановки. В последних версиях систем возможно даже возобновление движения, что заметно повышает удобство пользования системой в городе. Но пока такая функция еще редкость.

Адаптивный круиз-контроль в современных автомобилях означает и наличие системы автоматического торможения – она сработает при возникновении препятствия даже при выключенном «круизе», если водитель в этой ситуации не применяет торможения. То есть она работает по умолчанию и страхует от грубых ошибок.

Еще один шаг к полной автономности

Вкупе с системой удержания в полосе адаптивный круиз-контроль обеспечивает условия для движения автомобиля с минимальным участием водителя (второй уровень автономности), но все-таки он относится к вспомогательной системе и на роль полноценного автопилота не претендует.

И это правильно! Ведь в ряде ситуаций адаптивный круиз-контроль теряется или, наоборот, слишком «нервничает». Например, впереди идущий автомобиль он видит при движении по прямой или по плавной дуге, а вот в более крутом повороте (например, на развязке, при движении по кругу) может терять ушедшую в сторону машину из виду – и начинать ускорение! Ну а если кто-то слишком близко от вас начинает перестроение в ваш ряд, система порой распознает этот автомобиль, как вдруг появившееся препятствие – и активно тормозит.

В общем, в некоторых ситуациях «интеллектуальный» круиз-контроль ведет себя как водитель-новичок, который смотрит строго перед собой, на изменение дорожной обстановки реагирует или с опозданием или слишком нервно, а главное, не умеет анализировать и предвидеть развитие ситуации. И в этом – основная причина, почему опытный водитель, не теряющий бдительности, будет на шаг впереди.

Но в том-то и дело, что быть начеку надо всегда, а человек может расслабиться или просто допустить ошибку. Поэтому, несмотря на некоторые нюансы в работе, большой плюс адаптивного круиз-контроля, дополненного системой автоматического торможения, как раз в том, что он способен подстраховать зазевавшегося водителя. Это, безусловно, придает уверенности, но всецело полагаться на технику все же пока не стоит.

Датчики круиз-контроля в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!