Хвалю

Focus III выпускался с 2010 по 2018 годы, претерпев в 2014-м рестайлинг, который ему явно пошел на пользу. Хэтчбеки и универсалы определенно красивы, их внешность запоминается, а вот седан вышел несколько странным. Но много ли вы видели на наших дорогах «Фокусов» в кузове этого типа? В общем, экстерьер получился классным.

Нельзя не похвалить и полуторалитровый дизель 1.5 TDCi. Во-первых, он очень надежный. За полтора года к нему ноль вопросов, в самые сильные морозы, которые только были за две последние зимы, заводился почти моментально. Во-вторых, всего 120 лошадиных сил, но от нехватки тяги я никогда не страдал. Разве что специфическая настройка под Евро-6 порой вынуждала на трассе переключаться вниз, поскольку есть моменты, когда жмешь педаль акселератора в пол – и не происходит ровным счетом ничего.

Кстати, стоит упомянуть и звук, который издает этот мотор. Пожалуй, это самый благородно звучащий маленький дизель на моей памяти. И на улице, и в салоне ты понимаешь, что это не «бензинка», но у него нет это характерного тракторного тарахтения, скорее басовитый рокот. Помнится, даже коллега Вадим Зенькевич, прокатившись в Стайках, удивился, мол, приятный рык.

Расход топлива при моей манере езды в среднем составлял 6,3-6,5 л на 100 км пробега. Знаю человека, у которого на такой же машине средний расход был в районе 5,2-5,3, но я так ездить не могу.

Коробка передач тоже заслуживает лестных слов, точнее, ее кулиса. Она максимально четкая, за 215 тысяч пробега не разболталась и близко, передачи можно переключать едва ли не силой мысли.

Управляемость – то, за что все любят Focus. И я тоже его за это люблю. Настройка просто сказочная: руль тяжеловат на малой скорости, зато на изгибах дороги и в поворотах максимально прозрачная обратная связь без каких-либо намеков на синтетику. Очень немногие современные автомобили, особенно за доступные деньги, способны приносить столько удовольствия от вождения. С этой машиной я даже стал «тащиться» от молодечненской трассы в районе Красовщины.

Мне всегда казалось, что фары моего предыдущего Scenic II в целом светят нормально. Когда я сел на Focus в комплектации Titanium с биксеноном, понял, что они светили никак. Ничего не могу сказать про галогенные рефлекторные фары с более простых версий, но линзованные ксеноновые светят классно. И автоматическое переключение с ближнего на дальний и обратно работает в этой машине максимально корректно. Пострадал от него только водитель «Гольфа» без задних габаритов, но тут уж, извините, «мозг» и камеры машины не рассчитаны на то, что в Беларуси ездят водители, не способные поменять лампочки или отремонтировать задние фонари.

Эргономика водительского места образцовая. Все находится на оптимальном расстоянии, температура в салоне задается «крутилками», есть и вращающийся регулятор громкости, которым я пользовался, наверное, даже чаще, чем кнопками на руле. Отдельная история – регулируемые подстаканники: их придумал гений! За неимением другого подходящего места я отрегулировал фиксаторы так, что, приоткрыв шторку, туда можно вертикально поставить телефон, а открыв полностью – еще и два стакана.

В плюсы «третьему» Focus запишу и его медиасистему. Многие ругают SYNC 3 за то, что он якобы выглядит старомодно. Но по факту это одна из самых удобных и интуитивно понятных «мультимедиек», которыми доводилось пользоваться. Да, нет Android Auto и Apple CarPlay «по воздуху», но от этого я не страдал абсолютно. И звук штатной акустики, которая еще даже не Sony, очень неплох.

Багажник также сильная сторона FF3. Он не самый большой – 490 литров, но организован очень хорошо. По бокам две небольшие ниши с крышками, с каждой стороны по лампе подсветки и паре крючков для пакетов, а справа еще и розетка 12 В. Ну и шторка с направляющими, сматывающаяся после нажатия на ее край, – это очень удобно. В следующем поколении «Фокуса» направляющих уже нет. Проверено на собственном опыте – в багажник Focus III влезает полноразмерная стиральная машина.

Набор опций также выделяет эту модель на фоне конкурентов. Кто еще может предложить круговые парктроники, системы контроля «мертвых» зон, автоматической парковки, контроля полосы, распознавания дорожных знаков и предотвращения столкновений на малых скоростях, а также амбиентную подсветку салона и фотохромное зеркало? И все это работает предельно корректно, разве что датчик дождя порой живет своей жизнью.

Ругаю

За «внешку» Focus я похвалил, за нее же и поругаю, причем именно версию Titanium. Обилие хрома требует постоянного внимания. Если «забить», он очень быстро покрывается налетом и выглядит так себе. Но именно так я довольно быстро и поступил, потому что каждые выходные драить решетку радиатора, чтобы она блестела, – так себе занятие.

А еще на дверях есть хромированные молдинги, из-под передних краев которых стекает вода. Летом этого не замечаешь, обращаешь внимание только зимой, когда видишь высохшие грязные потеки. Если запустить – остаются мутные разводы. Две весны – два легких прохода полировальной пастой на обычной ветоши, чтобы их убрать.

Габариты «Фокуса»-универсала не самые большие даже по меркам класса: 4556 x 1823 x 1505 мм, а размер колесной базы и вовсе такой же, как у хэтчбека, – 2648 мм. «Сарай» вытянулся в длину за счет заднего свеса, из-за которого откровенно неудобно парковаться вдоль бордюра там, где близко стоят заборы или полусферы.

К минусам надо отнести маленький клиренс. Во-первых, неудобно вылезать и залезать, если стоишь левой стороной у бордюра, во-вторых, в не чищенном от снега дворе занижаешь колею. Прошедшей зимой в начинающийся снегопад заехал к одному из коллег и спустя пару часов думал, что не выеду. Хвала резине Nordman!

Ну и раз уж речь зашла о зиме, надо вспомнить про штатную защиту двигателя, которая выполнена из войлока, покрытого пленкой, чтобы не промокал. Все бы ничего, но в декабре, когда было много снега и нечищеных парковочных мест, я брал их штурмом. Беда в том, что после форсирования сугробов войлочная защита приказала долго жить. Через вентиляционные вырезы в нее нагреблось снега, под его весом она провисла, протерлась об асфальт и начала впитывать воду, в какой-то момент сорвавшись с задних креплений. Сначала были мысли высушить и пропитать эпоксидкой, но в итоге просто выкинул и заказал пластиковую.

Следствием довольно короткой базы стал несколько тесноватый салон. Если на пространство спереди жаловаться не приходится, то сзади места для ног откровенно мало. Сам за собой при росте 178 я сажусь с минимальным запасом от коленей до спинки водительского кресла. Но в остальном задний ряд вполне удобный.

Лично для меня одним из главных недостатков оказались передние сиденья. Если подушка водительского кресла довольно длинная и имеет оптимальный угол наклона, то форма спинки, на мой взгляд, неудачная. В ней не хватает изгиба наружу, в результате ты всегда едешь слегка ссутулившись. Несколько спасает ситуацию поясничный упор, но он выдвигается достаточно низко и упирается в ремень брюк.

Материал, которым обшиты сиденья, наверное, самый дешевый, какой только может быть. Выглядит так себе и легко пачкается.

К отделке салона тоже можно попридираться, дешевых и жестких материалов хватает. Меня всегда беспокоил центральный подлокотник – с моим весом никаких проблем нет, но когда на него опирается знакомый, весящий под 100 кг, он люфтит так, словно вот-вот отвалится.

В машине есть раздельный климат-контроль, но его работа меня полностью никогда не устраивала. В автоматическом режиме он распределяет потоки так, что зимой пытается зажарить тебе ноги, которые ровно так же парятся и летом, потому что морозит он голову. Выставил нужную температуру и забыл навсегда – это с «Фокусом» не работает, время от времени приходится регулировать и делать теплее или прохладнее.

Медиасистему я уже хвалил, но помню и один глюк. В тот самый снежный вечер, когда я едва выгреб из двора коллеги, SYNC просто отказался загружаться. Завел машину – черный экран, ничего не происходит. Заглушил, закрыл, повторил – та же история. Приехал домой, почитал, поговорил с другими владельцами «Фордов», мне сказали: «Да ерунда, бывает. Есть волшебное сочетание клавиш, утром сбросишь – все будет ок». Прихожу я утром в надежде, что Бобик не сдох и сочетание сработает, жму кнопку запуска двигателя – все работает как ни в чем ни бывало.

И как бы на эту тему ни ругали «французов», но с Focus электрических «приколов» я ловил больше, чем с двумя предыдущими Renault за 10 лет владения ими. В динамиках моей машины всегда была какая-то наводка, которую особенно хорошо слышно на низкой скорости в момент переезда «лежачих полицейских». Особо не вникал в суть проблемы, по идее это должно «лечиться» перепайкой конденсатора. Правда, в какой-то момент морально приготовился ехать к электрикам, потому что при езде по кольцевой динамики начали издавать звуки, чем-то похожие на наводку от телефона, на который поступает вызов. Благо через пару минут все самостоятельно отремонтировалось и больше о себе не напоминало.

А еще моя машина в сырую погоду время от времени отказывалась заводиться, такое случалось раз пять, пару из которых я опоздал туда, куда собирался ехать. Открываешь, пытаешься запустить двигатель – ничего не происходит. И так можно было туда-сюда открывать-закрывать машину и жать кнопку старта минут 10. В какой-то момент двигатель запускался, и ты надолго забывал о проблеме.

Осенью прошлого года «Фокус» начал регулярно «терять» тот ключ, которым я постоянно пользовался. То есть заводишь машину, спокойно едешь, и в какой-то момент она тебе сообщает, что ключ не обнаружен. При этом никаких предупреждений о необходимости заменить батарейку не было. Заменил – ничего не изменилось. Взял другой ключ, даже подумал, что с этим связаны приколы с запуском из прошлого абзаца, но нет – со вторым ключом такое тоже было, зато он не терялся.

На форумах пишут, что с нежеланием заводиться владельцы сталкивались даже на новых машинах. Это также происходило в сырую погоду, дилеры рассказывали истории про конденсат внутри стартера, который они якобы снимали и сушили.

Вернемся к кузову. Надо сказать, что качество сборки и окраски на заводе в Саарлуи хромает на обе ноги. Даже специалисты, работавшие с этими автомобилями, говорят, что российские Ford были собраны лучше. Когда при первоначальном осмотре перед покупкой я увидел пыль под лаком на правой центральной стойке, резонно подумал, что машина была в ДТП и имеет вторичный окрас. Но нет – завод. За полтора года в Беларуси откололась краска на стыке задних крыльев и бампера, на левой задней арке появилось хорошо заметное вздутие. Также скололся кусочек краски на крышке багажника. Такое происходит на многих Focus III из Европы. А этой весной при обследовании днища были замечены очаги коррозии в задних частях лонжеронов, где они не покрыты антикором.

Еще одна проблема «третьего» Focus в кузове универсал, которая не миновала и меня, – сварные швы в верхних задних углах кузова. Герметика там считай нет, а между листами металла появляются трещины, в которые начинает затекать вода, попадая через вытяжную решетку на задней стойке прямиком на шторку багажника. В один «прекрасный» день помыл машину, открываю багажник – лужа. Пришлось взять стекольный герметик и замазать швы. Думал, что сделал и забыл, но не тут-то было. В какой-то момент при температуре около нуля снова обнаружил на шторке лужу. Снимал обшивки, проливал водой, весной лил из АВД – нигде не течет! Полтергейст какой-то, но есть предположение, что где-то скапливается конденсат.

Не знаю, почему это происходит на многих современных машинах, но даже при наличии водоотводов на передних стойках в мокрую погоду если не вся, то почти вся вода оказывается на боковых стеклах. Зимой она попадает туда вперемешку с дорожной грязью и реагентами, успешно высыхая. И реально неоднократно были ситуации, когда после половины круга по кольцевой мне приходилось съезжать с нее фактически вслепую, во многом ориентируясь на индикаторы «мертвых» зон, потому что в боковые стекла и зеркала не было видно, мягко говоря, ничего.

Расходы

Главная проблема Focus III в том, что у него, как и у многих других автомобилей разных марок и моделей, пригнанных из Европы, сказывается возраст и пробег. Машина не новая и требует денег и времени на обслуживание и ремонты.

Естественно, сразу после покупки в ней был заменен комплект ГРМ с помпой и звездочкой ТНВД, что обошлось примерно в $350. Также менялись текущие сальники полуосей, причем один из них пришлось менять дважды, поскольку оба поставленных на замену были в одинаковых упаковках с одинаковыми номерами, но по факту оказались разными. И сальник, имевший конструктивный недочет в виде отсутствия насечек на кромке, предсказуемо потек.

Также потребовалось заменить верхнюю опору двигателя, которая потекла. Обошлась примерно в $100 за Febi, причем подушка оказалась так себе – вибраций на кузове стало ощутимо больше.

За полтора года были заменены все тормозные колодки, кроме того, после первой зимы покинула чат стойка стабилизатора. Грохот стоял такой, будто вся подвеска разваливается.

По факту это все мелочи. Серьезно напрягла меня история, которую многие читатели знают, – «сдохший» компрессор кондиционера. ОЗПП отказались заниматься этим делом ввиду отсутствия чеков. Прикинув количество потенциального «геморроя» и потраченного времени на суды, от исков в отношении мастера-ломастера было решено отказаться.

Я принялся искать компрессор, и на это ушла вся зима. Именно такого, который стоял в Focus, не было вообще нигде, в единичных экземплярах за не самые адекватные деньги попадалась только взаимозаменяемая модель. Интересно, что в продаже масса компрессоров с Kuga, визуально они очень похожи, но на кроссовере стоит модификация с управлением по объему – отличается наличием еще одного разъема. И не всегда на сайтах «разборок» эта часть видна на фото. А на просьбы сфотографировать мне отвечали: приезжайте и смотрите сами. В общем, несколько раз я скатался вхолостую. В начале весны, когда мне все это порядком надоело, компрессор был куплен и поставлен, в процессе замены оказалось, что нужно варить нижнюю трубку. В итоге на все про все ушло около $350.

После того как коллега Иван Кришкевич поделился калькуляцией расходов на «Падлу», которую он сделал перед ее продажей, я тоже решил подсчитать траты на машину за время владения – и удивился. Не считая плановых ТО с заменой масла и фильтров, «Фокус» утянул на себя около тысячи долларов – это вместе с заменой комплекта ГРМ на старте эксплуатации.

И дальше я начал считать предстоящие траты в перспективе пары лет. Как минимум совсем скоро требовали замены передние тормозные диски. По задним вопрос – их толщину не мерили. Время от времени на климат-контроле сбрасывались установленные настройки на дефолтные 22 градуса – не исключено, что это могло быть признаком скорой кончины аккумулятора, хотя недавняя диагностика нагрузочной вилкой показала его хорошее состояние, а зимой он уверенно запускал двигатель. Но самая неприятная перспектива заключалась в возможной замене сцепления с двухмассовым маховиком – все-таки пробег близок к 220 тысячам, и если ездить еще несколько лет, то вполне вероятно, что «сцепа» попросилась бы на выход. При этом машина за это время еще и потеряла бы в цене.

В общем, пока Ford не потребовал действительно серьезных вложений и сильно не подешевел, я принял решение его продать. Поэтому красный FF3-универсал – это уже точно не я. Засвеченные много раз в видеороликах «номера» 0094 ТР-7 – тоже не я. Они сданы в МРЭО, поскольку сроки доставки машины, пришедшей на смену «Фокусу», были непонятны, поэтому я решил не оставлять их на хранение, да и ехать в Ждановичи было лень. Хотя по факту оказалось, что можно было спокойно сохранить «номера», потому что замена приехала быстро.

Думается, из написанного выше понятно, что я знатно устал от «бэушки», у меня нет времени и желания искать запчасти, кататься по «разборкам» и договариваться с мастерами. Поэтому место «Форда» во дворе заняла новая машина. И немного рок-н-ролла – она китайская. Все остальное позже – и так выдал вам почти 14 тысяч знаков чтива.

Кто на новенькую? Машины без пробега в базе объявлений Автобизнеса