Та самая марка

Хозяин седана готов рассказывать про свой Saab долго, что понятно: автомобилем он владеет с 2011 года. Что же, передаем ему слово:

– Про Saab впервые узнал от отца. Мне было лет 5, а он мне рассказывал, какая замечательная марка Saab, какие удивительные автомобили она делает, какие там высокие технологии…

А эту машину я впервые увидел на фотографиях – она продавалась в Бельгии. Дело было в 2011 году, за месяц до повышения таможенных пошлин. Даже будучи новым, автомобиль стоил на уровне Е-класса или «пятерки» BMW. В категории б/у порядок цен был таким же. Но мне понравилось сочетание светлой кожи и дерева. Плюс цвет кузова. Увидел на фотографиях – влюбился.

Меня очень подкупило то, что автомобиль безопасный. Я смотрел подборки видео, изучал оценки по итогам краш-тестов. Мне нравится сам подход шведов, взвешенный и без показушности. Всё натуральное, настоящее – это очень хорошо видно по салону.

Помню, как-то читал статью, посвященную 50-летию марки. Всего на тот момент было выпущено около 3 миллионов авто. Немассовый автомобиль, разработанный инженерами, – маркетологи здесь стояли не во главе процесса. И он имеет стиль, харизму. Даже сейчас его силуэт не нахожу устаревшим. Но, может быть, я, как тот кулик, просто хвалю свое болото. Но он мне импонирует.

Автомобиль в Бельгии продавался за 5.200 евро, мне его сторговали за 4.600 евро. С учетом доставки и растаможки он обошелся в 6.100 евро, но тогда и курс был другим – в долларах получилось 8.800.

Я эту машину выбрал, ни разу не посидев за рулем! Мне мой родственник-«саабер» говорил, что это неправильно. Поэтому, уже заказав свой автомобиль, я все же проехал на двух похожих машинах. На одной почему-то не дула турбина, а вторая была в исполнении Aero – там тот же двигатель 2.3t, но у него более производительные форсунки, насос и турбина. И вот она меня покорила своей динамикой.

Это нечто!

Был тогда еще вариант с двигателем 2.0, но мне сразу посоветовали 2,3-литровый мотор, он якобы канонически более правильный. Двигатель низкофорсированный, при таком объеме и турбине – 185 лошадиных сил и 280 ньютон-метров по заводу.

Когда я первый раз на машине поехал, увидел, что коробка переключается всего на 2000 оборотов в минуту, а машина едет, не отстает от потока. Я тогда подумал: красота! Я не гонщик, для моей плавной езды – то, что надо.

Зачем я его вообще «шил»? Я спокойный водитель, но меня родственник-«саабер» убедил съездить к специалисту, который очень хорошо всё делает. Я съездил… Сейчас здесь 220 сил и 330 ньютон-метров, то есть показатели стали ближе к Aero с его 250 «лошадьми» и 350 «ньютонами», но прошивка безопасная. Машина поехала по-другому: если педаль «газа» продавливать, она прямо рвет из-под себя!

Но мой стиль вождения спокойный, размеренный. Я заранее отпускаю педаль «газа», если впереди красный. Плавно разгоняюсь. Немного прогреваю мотор перед поездкой, после стужу турбину, даю мотору на холостых поработать.

Автомобиль большой, мощный, но в крейсерском режиме расходует около шести с половиной литров на трассе. Это по бортовому компьютеру, но проверял по чекам – вроде совпадает. На скорости 120-130 он уже начинает брать семь с половиной литров, а если полностью загружен, то расход приближается к восьми. Но всё равно я всегда считал, что это довольно разумно. Если я по городу еду в час пик, то это 13 литров и больше. В остальное время в 12 литров можно вписаться.

Езжу на 95-м. Как-то почти год использовал 98-й – вроде мотор мягче работает, по расходу разницы не заметил.

Коробка здесь автоматическая – 5-ступенчатая Aisin 55. Почему «автомат»? Так получилось. Я бы «механику» предпочел, если бы мог выбирать. Зато я могу открывать правую дверь, заводить двигатель (да, он заводится без нажатия на педаль тормоза), и пока я машину обхожу, делаю беглый контрольный осмотр, обороты двигателя успевают опуститься с "прогревочных" до 800 об/мин.

Коробка очень надежная, но у нее есть особенность: при переходе на третью передачу она иногда пинается, а иногда нет. Это происходит и «на холодную», и «на горячую». Но так по ней проблем нет. Два года назад «автомат» впал в аварийный режим. Оказалось, вышел из стоя электронный блок управления. Его поменяли, а по механической части всё хорошо.

Ода «Саабу»

Про экстерьер долго рассуждать нет смысла, каждый оценит авто по-своему. Несмотря на длину под пять метров и длинный капот, лично я нахожу облик автомобиля динамичным за счет восходящей к корме оконной линии. Сдержанность очертаний и минимум хрома в моделях 2002 и 2004 модельных годов лично мне также очень нравятся, к тому же у Saab 9-5 весьма неплохой коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,29.

Багажник объемом 500 литров выглядит внушительно, а удивительно удобная сетка позволяет разделить его на почти равновеликие отделы. Крышка поднимается достаточно высоко, при этом она бесступенчато фиксируется в любой точке.

Интерьер Saab 9-5 лично меня просто завораживает. Здесь мысли об авиационном прошлом марки приходят в голову, наверное, даже тем, кто ранее об этом и не слыхивал. Почти вертикальная панель приборов слегка повернута к пилоту-водителю, а многочисленные кнопки и клавиши на ней логично организованы и удобны для доступа и использования. К слову, класс машины ощущается в том числе благодаря выверенным усилиям на разных по размерам и форме кнопках и приятному звуку, сопровождающему нажатия на оные.

Центральное место на приборном щитке занимает аналоговый спидометр с нелинейной разметкой шкалы: до отметки «140» риски расставлены с большим интервалом, а дальше вплоть до максимальных 260 километров в час цифры сгруппированы вдвое ближе друг к другу. Эту инженерную находку я считаю не только удачной в плане улучшения читаемости спидометра в «гражданских режимах», но и стильной отличительной особенностью данной модели.

Нажатие на кнопку Night Panel гасит подсветку всех шкал и приборов, за исключением размеченной до 140 километров в час зоны спидометра и блока управления «климатом» и магнитолой. В дневное время даже видно, как «опадают» стрелки (за исключением спидометра и датчика давления турбины), словно вы заглушили мотор. Гаснет и дисплей бортового компьютера – теперь он засветится только в случае необходимости экстренно известить водителя о неполадке в случае возникновения таковой. Пропустить оповещение помешает кратковременный сигнал сродни тем, что неоднократно слышишь во время перелетов в пассажирских авиалайнерах.

А вот эта накладка с экранчиком внизу панели – дополнительное оборудование от бельгийского дилера. Это такой древний навигатор, но в наших условиях он совершенно бесполезен. А так по заводу здесь небольшая полочка, куда можно было бы класть смартфон.

Шведская надежность не разорит

Сейчас на одометре 251 тысяча километров, моих – 166 тысяч. Машина 12 лет в моих руках. Мне всегда говорили: Saab – надежный автомобиль, умирает на СТО, но не на дороге. И это правда. Но, конечно, это не значит, что автомобиль не требует ремонта или обслуживания.

На момент покупки были мысли о том, что автомобиль дорогой в содержании, но очень быстро этот миф развенчался. Есть запчасти и новые, и б/у, стоят они разумных денег.

Когда машина приехала, сразу отправился к клубному мастеру. Сняли масляный поддон – в нем постепенно скапливается «мазут», сгустки отработавшего моторного масла, которые надо каждые 100 тысяч километров удалять. Но в данном случае ничего такого не было, что говорит о том, что масло заливали хорошее, меняли его своевременно.

По двигателю вообще особых работ не было, даже цепь до сих пор «родная». Судя по состоянию, ее должно хватить еще примерно на 40 тысяч километров. Но потекшую помпу в свое время пришлось поменять.

Однажды выскочил check engine. Предположили, что это так называемая кассета зажигания – модуль с вычислительным процессором, который отслеживает в том числе и детонацию. Стоит он порядка 300 евро, а чтобы жил долго, 80-100 тысяч километров и больше, надо менять свечи при каждом ТО, а я это делаю каждые 7-8 тысяч. Один раз машина не завелась. Вызвал эвакуатор, поехал к мастерам. Они смеются: ты же кассету запасную возишь с собой, почему ее не подкинул? Поставили – и машина сразу завелась.

Скоро будет проситься на замену турбина, которая стоит примерно 1.000 долларов. Если придется менять привод ГРМ, то вместе со всеми сопутствующими работами и заменами выйдет примерно такая же сумма. То есть в скором времени двигатель может попросить какое-то количество денег. Но ведь 12 лет до этого я проездил с минимальными вложениями!

В подвеске меняли сайлент-блоки и стойки стабилизатора: поставил усиленные – и забыл! Лет семь назад поменял амортизаторы – удивился, как машина после этого поехала, какой собранной стала. Подумал тогда: что же я сразу это не сделал? Правда, даже на новой подвеске машина всё равно остается довольно мягкой, мне не очень нравятся эти большие крены, хотя машина цепко держится за дорогу. Но со спортивной подвеской она была бы более собранной, пусть и более жесткой.

Вот, вспомнил! В свое время на Saab меня поразила устойчивость на зимней дороге. Хорошие шины я тогда привез из Литвы. Поставили Bridgestone Blizzak. Снежная зима, снежная каша – и автомобиль уверенно едет по такому сложному покрытию.

Что еще делал? Компрессор кондиционера менял, испаритель тоже. Система и сейчас в рабочем состоянии.

Первые года четыре владения, как раз тогда, когда я активно ездил по трассам, был в полном восторге от фар: они высвечивали всё. Но со временем свет стал хуже: пластик заматовался, отражатели деградировали. Фары мне разобрали, почистили, собрали, отполировали и защитили бронепленкой. Светят они хуже, чем в самом начале, но всё равно очень достойно. При каждом третьем срабатывании омывателя стекла из бампера выезжают форсунки и мощными струями сбивают всю грязь с фар. Очень удобно. Но расход омывающей жидкости высокий.

Кузов, как видите, не в идеальном состоянии: есть царапины, вмятины, он еще немного разноцветный. В левую дверь приехал автомобиль, когда машина на стоянке стояла. С геометрией все в порядке, но дверь на замену – править «родную» не имело смысла. Взял две двери, отдал в покраску. Но ребята в цвет вообще не попали! В солнечный день еще не так заметно, а в пасмурный контраст виден.

Но у меня куплены кузовные детали, которые я хочу поменять: машине 21 год, последние 12 лет – в Беларуси, и это время не прошло бесследно для кузова. Антикор делался не сразу. В первый год владения мне сказали, что Saab не гниют. Я послушал, но теперь жалею, что упустил момент. Машина могла выглядеть лучше. Металл есть металл. Хотя меня удивило, что при таком количестве сколов, еще до меня полученных, «зацвело» всего несколько мест. Само днище защищено заводским покрытием (что-то похожее на битум), и оно в хорошем состоянии.

На антикор я отправился несколько лет спустя, когда машина уже хлебнула наших рассолов. Делали ее достаточно основательно, много чего разбирали, чтобы до скрытых мест добраться.

Кстати, лобовое стекло до сих пор заводское. Камни прилетали, я даже видел, как они бьют по стеклу, но обошлось без сколов и трещин.

Что дальше?

12 лет у меня, самой машине 21 год – нет ли желания поменять на что-то более свежее? Нет. Единственный фактор, который меня стал беспокоить, – случись что в пути, и я с семьей остановлюсь прямо на дороге. Я машины люблю, но в части ремонта в полевых условиях достаточно беспомощный человек.

Справедливости ради замечу, что автомобиль с первого раза проходит техосмотр на протяжении всей эксплуатации в Беларуси. В этом году разве что пришлось точечно подкрасить несколько мест, т.к. очередь на профессиональную покраску ещё не подошла.

Кроме того, в январе и июне текущего года я прошел курс контраварийной подготовки на своем Saab. Практические занятия на полигоне в обоих случаях авто выдержал блестяще, кроме, пожалуй, необходимости в жаркий день дополнительно промчать по динамометрической дороге для охлаждения тормозных механизмов после серии экстренных замедлений с трассовых скоростей до полной остановки. Специальной технической подготовки авто к «дополнительным нагрузкам» не проводил (выставление давления в шинах согласно рекомендации инструкторов не в счет).

Интерес к автомобилям периодически побуждает меня пользоваться каршерингом. Через призму доступных к прокату авто всякий раз убеждаюсь, что вектор развития автомобилестроения лишь укрепляет понимание: «Saab 9-5 – это мой выбор!» Условный Polo или Rapid весьма хорош и функционален, но не цепляет. А вот Saab цепляет! И он всегда безотказно служит во всех ситуациях, с которыми мне доводится сталкиваться в жизни. Вот какой-либо кроссовер вполне интересен в качестве второго автомобиля в семье.

Осенью будет много работы: передние крылья, крышка багажника, ремонт задних арок, капот. То есть машину планирую привести в порядок, а затем беречь и наслаждаться.

Сервисные записки

Так называемое масляное ТО выполняется каждые 7-8 тысяч километров и содержит следующие обязательные пункты:

  • масло – 10-13 долларов за литр, допуск DEXOS 2: заливается 4 литра, на долив литр. Работа по замене – 10 долларов;
  • фильтр масляный – 6-7 долларов;
  • свечи NGK BCPRS6 – 20 долларов за комплект 4 шт., работа – 3 у.е.;
  • воздушный фильтр – 20 долларов.

Салонный фильтр меняется раз в год: 25 долларов + 10 работа. Топливный – раз в пару-тройку лет: 16 долларов + 12 работа.

Замена масла в АКПП:

  • литр ATF с допуском 3309 стоит 12 долларов;
  • полная замена требует 8 литров, работа – 35 у.е.

Кассета зажигания (Direct Ignition Unit) за 12 лет менялась один раз: 300 долларов + 10 работа.

Тормоза:

  • передние диски стоят 130, колодки – 60 у.е.;
  • задние – 80 и 40 соответственно;
  • работа – 35 долларов за каждую ось.

Дважды меняли помпу: 55 долларов + 50 работа.

В задней подвеске менялись передние сайлент-блоки: 80 у.е. + 30 работа.

Ступичные подшипники как-то стали гудеть. Замена на новые стоимостью около 100 долларов за штуку помогла на срок около года. Таким образом, б/у детали по 50 у.е. за штуку были куплены и работают по сей день.

Фары передние: разборка, чистка, полировка, оклейка бронепленкой – 200 долларов.

Трижды менялся датчик уровня ксенона: 70 у.е. + 10 работа.

Менялись противотуманные фары: 100 у.е. за пару + 10 работа.

Компрессор кондиционера б/у – 60 у.е.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса «Автобаня» (Минск, ул. Брыля, 2, +375 29 355-42-55)