10 лет назад наши журналисты практически одновременно приобрели автомобили стоимостью $15 000 и начали «мериться», чей выбор был лучше. Иван взял из салона новый Renault Logan, а Елена пригнала из Германии «свежий» Opel Astra 2009 года выпуска. Ежегодно ребята сдавали отчет о владении автомобилями, но на третий год Logan сошел с дистанции – Иван был вынужден продать автомобиль в силу жизненных обстоятельств. Елена же продолжала ездить на своем автомобиле все эти 10 лет и этой весной вдруг захотела рассказать, как поживает тот самый Opel. Поэтому далее – от первого лица.

Последний настоящий, или Знал бы прикуп…

– Считаю покупку «белки» одним из самых удачных приобретений в своей жизни. До нее у меня было несколько автомобилей: Renault Clio, Fiat Bravo и даже Renault Kangoo, но Astra прям стала частичкой меня. Если честно, не думала, что проезжу на ней столько времени, максимум – года четыре. Но жизнь повернулась иначе, и в ноябре 2023 года мы отметили 10-летний юбилей совместной жизни.

Справедливости ради признаюсь, что мне повезло на старте купить реально хороший автомобиль в прекрасном техническом состоянии. Не битый, с родным пробегом, пресловутого немецкого производства тех времен, когда автопром еще не захлестнула глобальная экономия на всем. Как говорят – последний настоящий, произведенный до того, как мир стал одноразовым. Считаю, что это во многом определило дальнейшую беспроблемную эксплуатацию. По большому счету за 10 лет не было никаких глобальных вмешательств – только «текучка». И каким-то чудом я умудрилась за 10 лет ни разу не «приложить» машину, хотя езжу почти каждый день. Поэтому Opel по-прежнему цел. Если бы я знала, что все так будет, то не совершила бы самой главной ошибки, а именно – не игнорировала бы рекомендаций сделать антикор. Но в этой теме я «лажанулась» дважды: первый раз, когда не сделала обработку сразу после покупки, и второй – когда сделала его битумным составом несколько лет спустя, о чем до сих пор жалею. На этом моменте я остановлюсь подробнее, но позже.

Старый конь борозды не портит

За эти годы автомобиль проехал чуть больше 135 000 км. Пробег никто не отматывал, просто со времен ABW.BY я работаю удаленно, и несколько лет Opel был третьим автомобилем в семье. Но при этом ездит машина почти каждый день, особенно последние четыре года, когда мы переехали жить за город.

Многим в это сложно поверить, но родной аккумулятор в Opel 2009 года выпуска «умер» всего пару лет назад. Знаю, что есть истории и покруче, но для меня это показатель, особенно в сравнении с современной продукцией отрасли, которая едва протягивает 3–4 года.

В начале этого года загудел родной ступичный подшипник и впервые за все время понадобилось вмешательство в заднюю подвеску. Мой механик (в какой-то момент я решила отказаться от услуг разных СТО и свела все в одни руки, то есть завела себе личного сервисмена) то и дело вскидывает руки к небу, удивляясь, что та или иная деталь выходила столько времени.

Не стану лукавить, за эти годы меня иногда посещали мысли о том, чтобы купить что-то «посвежее» – хотелось каких-то обновлений. Порвав в то время связь с ABW.BY, я не порвала связь с автомобильным миром, и каждый раз, возвращаясь с презентации новых авто, напичканных всевозможными технологиями и тачскрин-экранами, я сажусь в свой Opel с малюсеньким монохромным дисплеем и проигрывателем компакт-дисков и чувствую себя динозавром.

Первые 10 минут. Потом смотрю на расход в 6,5 литра, вспоминаю годы беспроблемной езды по городам и весям, стоимость запчастей и понимаю, что есть еще порох в пороховницах.

Про кузов

Приколы о том, что в тишине можно услышать, как гниет Opel, относятся к предыдущим поколениям. Думаю, чтоб избавиться от этого реноме, производитель и сделал мой Opel Astra. Автомобили поколения Н после рестайлинга удостоились оцинкованных кузовов – и это огромный плюс к ресурсности.

Но нижняя часть все же металлическая, и она, увы, ржавеет. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что смысл «законсервировать» автомобиль снизу был – хотя бы ради повышения его остаточной стоимости при продаже. Об этом мне не раз говорили разные люди, но, повторюсь, я не планировала ездить на этой машине долго. «На мой век» должно было хватить.

В 2020 году я все же решилась на антикор, но плохо изучила вопрос. На обработку ингибиторными составами я просто пожалела денег. Куда привлекательнее смотрелось предложение обработать днище битумным составом, что стоило в два раза дешевле. Антикор и антикор – думалось мне. Но радость была недолгой: после первой же зимы ржавчина начала проступать и в некоторых местах даже усиливаться. Это я сейчас знаю, что такой антикор нельзя делать на уже пораженный коррозией металл, поэтому второй автомобиль в семье уже обрабатывала ингибиторным составом и вижу разницу. Она – как до луны и обратно.

Несмотря на то, что все эти годы мне удавалось избегать серьезных передряг на дороге, в автомобиле все-таки пришлось заменить лобовое стекло и подкрасить водительскую дверь. Причиной замены стекла стал камень, трещина от которого расползлась и не позволяла пройти техосмотр.

Дверь пришлось красить, потому что в районе зеркала начала слущиваться краска. Это был единственный факт кузовного ремонта, но чисто косметический.

В один «прекрасный» момент обнаружились сколы краски на крышке багажника – сначала два, затем в течение месяца еще несколько. Но «отстрелы» не ржавеют. Что с ними делать – я еще не придумала, появились они только в этом году и сразу после зимы.

Вообще, конечно, в силу возраста и других факторов проблем с ЛКП накопилось: есть небольшие притертости, ржавые точки на краске, а в начале года с переднего бампера исчезла заглушка буксировочной проушины.

Про мотор

На моем Opel Astra GTC установлен обычный атмосферный бензиновый двигатель Ecotec объемом 1,4 литра. Мощность автомобиля несерьезная – что-то около 90 л.с., но мне хватает – привыкла за столько лет. Даже на скорости 120 км/ч Opel продолжает демонстрировать чудеса экономичности, и это меня радует. При моем образе жизни 50-литрового бака мне хватает на 2 недели. Летом расход 5,8–6 литров, зимой доходит до 7,5.

Судя по обзорам и собственному опыту, мотор простой, ремонтопригодный и относительно надежный, с цепным приводом ГРМ. Серьезных проблем с ним не было, но уже немного «сопливит» – давит масло в районе заливной горловины.

Этой зимой в сильный мороз масло пошло фонтаном через щуп, залив всю подкапотку. Выглядело это страшнее, чем оказалось по факту. Пришлось промывать патрубки от образовавшегося «майонеза». Ближе к осени планирую почистить систему вывода картерных газов.

По рекомендации того же механика сократила интервалы замены масла до 7000 км. Причем он настаивает именно на сливе масла через пробку в поддоне, а не с помощью компрессора. Короче, наконец-то машина попала в нормальные руки толкового человека – скажет читатель и будет прав.

Про электрику

В отличие от французов (а я знаю, о чем говорю), в Opel электрическая часть оказалась беспроблемным звеном, причем от слова совсем. Все эти годы я проходила техосмотр без какой-либо специальной подготовки с первого раза – даже все до единой лампочки работают.

Про подвеску

Здесь тоже сказать особо нечего. Был только обычный плановый ремонт и обслуживание, причем назвать какие-то места явно проблемным не получается. Opel Astra GTC оказался на удивление стойким и, несмотря на свой несерьезный внешний вид, довольно выносливым автомобилем.

Что не нравится

За столько лет, наконец, сформировался список претензий к автомобилю. Но он больше эмоциональный. Напрягает отсутствие дистанционного запуска и подогрева сидений. Их прям очень не хватает, особенно в последние годы. Сейчас приходится возить по утрам ребенка в школу в другой населенный пункт, и этих опций очень хочется. Казалось бы: выйди на 10 минут раньше, заведи автомобиль и дальше собирайся, но нет. Я так пробовала, мне не понравилось. Этих 10 минут никогда нет.

Из условных минусов – длинные и тяжелые двери, и этот момент нужно учитывать при парковке. Это особенность всех трехдверных автомобилей, и я к этому уже привыкла, как привыкла прикладывать избыточное усилие к дверям в пятидверках.

Но есть у такой конструкции и плюс, особенно когда дети маленькие, – они не откроют задние двери, даже если очень этого захотят. По мере роста детей трехдверное исполнение кузова начинает доставлять неудобство, т.к. приходится каждый раз выходить из авто, чтобы выпустить задних пассажиров.

Сразу после покупки машины были сняты подголовники задних сидений – они существенно ограничивали и без того плохой обзор. Через полгода-год наступит необходимость их вернуть, потому что ребенок подрос и без подголовника ездить небезопасно.

В остальном реальных претензий к автомобилю у меня нет, ни технических, ни экономических, ни даже эргономических. Идею установить парктроники на задний бампер я похоронила в течение полугода после покупки, и больше таких мыслей не возникало. В Opel Astra GTC Н оказались на редкость удачные большие зеркала, которые компенсируют плохую обзорность из салона.

Вместо заключения

Читателям, которые следили за этой историей, интересен вопрос, сколько было потрачено за эти годы и сколько автомобиль потерял в цене. На первый вопрос у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. после досрочного окончания батла я просто перестала записывать расходы. Начался этап активного строительства дома, и у меня было куда направить свои математические знания. Да и какой смысл в этих подсчетах? Ездить меньше и реже чинить авто я точно не стану, увидев цифры. Машина – это про личное удобство, прежде всего, а потом уже про все остальное.

Сколько сегодня стоит мой Opel – вопрос. Объявлений о продаже авто 2009 года не много, цены начинаются с $5500, все зависит от состояния автомобиля. Возьмем за ориентир условную «пятерку» и получим, что, таким образом, за 10 лет машина потеряла в цене около $10 000. Считай – минус тысяча за год, и это не считая затрат на содержание и обслуживание. Кто-то скажет, что проще ездить на такси, – не осуждаю, каждому свое.

Самые большие потери в цене были на старте, но чем старше машина, тем эта тенденция становится меньше выражена. Пересмотрела бы я свое отношение, если бы знала, что эта история затянется на 10 лет? Нет и еще раз нет! Да, мой Opel сильно проигрывает современным авто в плане дизайна, оснащения и технологичности, но значительно выигрывает за счет надежности, простоты конструкции, экономичности и невысокой стоимости запчастей и обслуживания. Да-да, все любители «старых ведер» именно так себя и оправдывают.

Но при всей любви к Astra я понимаю, что близится момент, когда нам придется расстаться. Что же будет выбрано взамен? Если честно, пока не знаю, но уверена, что эта история навсегда останется в моем сердце.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!