«Ступичные гудели так, что ничего не было слышно»

– Задолго до покупки этой машины друг на Jetta Mk2 пригласил меня в беседу в VK, где обсуждались Golf/Jetta II, – вспоминает наш собеседник. – Я сказал ребятам, что подыскиваю что-то подобное. И в один прекрасный вечер мне скидывают объявление с моим будущим Golf Mk1 – я тогда даже не обратил внимание, что он на автомате. Только когда приехал в Оршу за машиной, увидел, что она с АКПП и в редкой комплектации.

Но перед этим, естественно, созванивался с продавцом. Объявление висело полчаса, набираю – и я уже шестой в очереди на «смотрины». Кое-как уговорил хозяина, что приеду на следующее утро, но задаток не сбрасывал. Утром выехал на электричке в Оршу, а на месте меня встретил знакомый из Golf-клуба. Ему тоже было интересно посмотреть машину, поэтому поехали вместе.

Приехали – экземпляр довольно неплохой. Конечно, были мелкие возрастные косяки по кузову. В итоге договорились о покупке. «Гольф» обошелся мне в $1000. Переоформили и погнали своим ходом в Минск. Крейсерская скорость была 100–120 км/ч, а ступичные подшипники гудели так, что ничего не было слышно! Тем не менее добрались без проблем.

История этого «Гольфа» в целом простая, но интересная. В середине 90-х предыдущий хозяин этого автомобиля был в Германии на заработках. Работодатель доверял ему эту машину для поездок в город и по своим делам. Когда работа закончилась, он сказал, что «Гольф» ему больше не нужен, и за символическую плату продал его. Так предыдущий владелец и пригнал эту машину в Беларусь в 1996 году. До сентября 2020 года «Гольф» был у него. Получается, что я второй владелец в РБ и третий в принципе.

Пробег у машины настоящий, сейчас на одометре 261 000 километров. Автомат трехступенчатый, переключается без рывков.

«Редкие поворотные форточки стоили 500 рублей»

Первое, что я сделал после покупки, – отдал машину для переделки «ходовки». Тогда я еще не особо разбирался в машинах, и был знакомый, который мне помог: поменяли амортизаторы, подвеску в целом, переделали трассу выхлопной системы. Она отчасти кастомная, отчасти заводская. Я не любитель громкого выхлопа, поэтому машина довольно тихая.

Во вторую очередь я искал человека, который мог бы хорошо покрасить машину. Изначально «Гольф» был красного цвета, и я его перекрасил. Сейчас это голубой металлик, в основном он использовался в Audi А6 С4/С5. Всю зиму занимался поисками ремкомплектов – переварили задний «фартук», это часть металла под бампером, арки и пороги. В остальном машина вся в «родне». Гнила она очень интересно: днище вообще нетронутое, а пороги и арки «пошли». Кому ни показывал, никто не понимал, почему так.

Машина изначально была на стоковой подвеске, гораздо выше, чем сейчас. Поэтому купил винтовую, чтобы можно было регулировать клиренс. Сейчас она практически в максимальном занижении, и хода подвески почти нет. Едет, как «табуретка»? Хуже!

Дальше очень хороший товарищ «подогнал» диски – это очень редкие 14-е OZ-«турбины». Крышки для них сделали на 3D-принтере, потому что оригинальных вообще нигде нет, может, только если где-то в Канаде или Великобритании. Диски 1986 года, и сюда они стали замечательно, выглядят очень здорово.

Затем начал восстанавливать салон и потихоньку заниматься «внешкой». К примеру, воздухозаборник – это оригинальная деталь от Mk1.

Поворотные форточки – редкость в странах СНГ и отчасти в Европе. Насколько знаю, они поставлялись только на рынки Бразилии, Мексики и Америки для VW Rabbit/Caribe/City. Их мне продал друг. Цена была кусачая, 500 рублей, но оно того стоило. С ними в жару ездить лучше.

В целом восстанавливать VW Golf недорого. Дорого иметь всякие ништяки. Например, руль мне обошелся в $100, а сейчас он стоит уже $200. Это Wolfsburg Edition, они ставились на Golf Mk1 GTI. Это достаточно редкий руль, его можно искать в объявлениях годами, но при этом он встречается почти в каждом проекте – вот такой парадокс.

Недавно поставил переднюю «губу» BBS, это одна из составных частей обвеса – как сейчас говорят, это aftermarket от тюнинг-ателье, которое делало детали в 70–80-х годах. Пока тут только «губа», не все сразу.

Сзади тоже машина еще дорабатывается. Нижний спойлер – это реплика FOHA. В оригинале он резиновый, а тут пластиковый и хорошего качества. Мне такой даже больше нравится, потому что сверху установлен оригинальный спойлер Kamei, ему 40 лет – и он из резины. Но проблема в том, что годы берут свое, материал деформируется. Его красили, шлифовали, что с ним только ни делали, но разводы все равно имеются, и толком его не восстановишь.

Крышка багажника стекопластиковая и вечная. Железные аналоги редко найдешь в «живом» состоянии, а стоят они столько же, в районе $150. Поэтому я решил не заморачиваться. Есть ребята в России, которые делают такие крышки. Мне ее привезли оттуда, покрасил в цвет, повесил на нее спойлеры. GTI-накладки на передних стойках ставились именно на первое поколение «Гольфа». Детали гармонично стали, хотя искал я их долго.

«Расход бодрый, учитывая смесь карбюратора и автомата»

Такой салон я целенаправленно не искал. Просто как-то раз листал объявления с запчастями от Golf Mk1, и среди разных деталей был этот салон в Буда-Кошелево. Он подкупил тем, что за 40 лет его ни разу не перешивали, и у него тоже есть небольшая история.

Как рассказал предыдущий владелец, он себе тоже хотел восстановить «Гольф». Конкретно этот салон привез примерно 10 лет назад из Польши, установил, проездил примерно 1000 километров – и запаковал в гараж. А дальше бизнес, семья, дети… Все отошло на такой далекий план, что восстанавливать уже стало нечего: кузов «умер», а родных сидений нет. За салоном из гаража выстроилась очередь, и мне повезло быть первым. Ценник вышел неплохой, 650 рублей.

В остальном салон родной. Дверные карты не восстанавливал, а просто почистил – они и так в отличном состоянии.

Для Golf Mk1 встречается масса вариантов приборной панели. Самый «жирный» – это c MFA, который позволяет узнать средний расход топлива и прочие данные. Моя приборка оригинальная. Можно сказать, что это пред-GTI-версия, предпоследняя по оснащенности.

Я заморочился над тем, чтобы сохранить аутентичность салона, но при этом поставить хорошую «музыку». На центральную консоль внедрил магнитолу от Golf Mk3 – от первого поколения практически невозможно найти, от второго сложно – и стоит она лютых денег. Магнитола запитывает оригинальный динамик посередине, а в бардачке прячется современная магнитола, которая запитывает четыре динамика и сабвуфер Ural в багажнике. Он выдает очень неплохой бас, так что российские чуваки делают вещи!

Под капотом стоит заводской двигатель 1.5 JB, что-то в районе 70 л.с. Но, как говорится, те «лошадки» уже давно разбежались. Зимой планирую поставить вместо этого мотора 1.6 AFT от третьего Golf. Это инжекторный двигатель на 101 л.с. с сопряжением автомата. Машина в любом случае не про скорость, а про эстетику.

Но даже сейчас с родным мотором она едет очень хорошо, все благодаря небольшой массе. Но и расход тоже бодрый, учитывая ядерную смесь карбюратора и автомата – 12–13 литров на 100 километров. Бак, кстати, на 40 литров.

«Стараюсь сохранить Golf, ему все-таки 41 год»

За четыре года я вложил приблизительно $6000 без учета стоимости автомобиля. Когда я бронировал его для осмотра перед покупкой, то позвонил своей девушке и сказал: «Настя, я $1000 вложу, покрашу, сделаю ее и буду кататься на выставки». Но, как видите, пошла уже которая по счету тысяча…

Загораешься по мере восстановления машины. Хочется улучшить больше и больше. Перекрасил машину, смотришь – ага, можно сделать что-то интересное и красивое. Так деньги и уходят! Но за четыре года я ни разу не пожалел. Нет мыслей, что машина надоела и пора ее продавать. Скорее, я еще больше загораюсь процессом, чем гасну.

Этот автомобиль ездит с конца марта – начала апреля до середины октября. До недавнего времени он был основным на сезон, а сейчас используется только по выходным и для съемок, разных выставок. Стараюсь сохранить Golf, ему все-таки 41 год. Его готовность оцениваю на 70%. Еще нужно будет сделать «ходовку» такой, как я считаю нужным, поменять двигатель, а 10% оставлю для доработок по внешней части.

На «повседнев» у меня универсал Ford Escort V. Не хочу смотреть что-то свежее, меня тянет к старым машинам, у них есть своя атмосфера. Буду ли его восстанавливать? Ой нет, это только рабочий автомобиль!