Потеря рыночной доли, убытки из года в год, утрата конкурентоспособности - совсем не то, чего ожидает альянс Renault-Nissan, в активах у которого более 70% акций когда-то советского автогиганта. Однако потенциал, судя по всему, есть. Вопрос - как его раскрыть.

Один из инструментов - линия B0, с конвейера которой сегодня сходят Lada Largus, Renault Logan, Sandero, Sandero Stepway и Nissan Almera. Работает линия в три смены, производя 925 автомобилей в сутки. Это не предел. В планах - 1125 машин в сутки. Ведь именно с B0 сходит самая востребованная продукция "АВТОВАЗ". Даже на фоне падающего рынка новых авто в РФ складских запасов Largus (в первой жизни Dacia Logan MCV) в случае остановки завода хватит всего на 12 дней. Новые Logan, Sandero и Nissan Almera там тоже не застаиваются, чего не скажешь о в общем-то популярных в РФ "Гранте", "Калине" и "Приоре". Их на тех же складах, по словам работников предприятия, хватит на 47 дней. И это уже показатель, ранее срок был больше - 60 дней.

Второй инструмент - Центр удовлетворенности потребителей (ЦУП), появившийся в структуре ВАЗа лишь с приходом Бу Андерссона. Почему именно он? Думаю, такой вопрос мог возникнуть лишь у тех, кто никогда ВАЗы не эксплуатировал, 15 млн обладателей ВАЗов знают ответ. ЦУП по своей сути посредник между обладателями ВАЗов, дилерами и заводом. Подразделение находится в прямом подчинении Бу Андерссона и собирает обратную связь о продукции предприятия везде, где это возможно. К примеру, любая жалоба, оставленная на странице "АВТОВАЗ" в соцсетях, сразу попадает в ЦУП, где ее анализируют и дают пользователю необходимый ответ или оказывают помощь. Есть у ЦУП и собственный e-mail - tcs@vaz.ru, - обратившись на который, потребитель может рассчитывать на быструю и квалифицированную помощь.

По словам директора ЦУП Андрея Солдатова, в ближайших планах запуск системы реагирования на жалобы потребителей в течение 24 часов. Иногда этого времени недостаточно, тогда автомобиль предлагают забрать у клиента для детального анализа возникшей проблемы.

Это лишь начало перемен. Бу Андерссон, не понаслышке знающий специфику российского автопрома, меняет на "АВТОВАЗ" практически все. Количество уровней управления сократилось с 9 до 5. То есть от рабочего до директора производства всего 5 уровней. Каждый день утренние совещания не для галочки, а с оценкой сделанного за сутки. На каждом участке стенд с результатами системы "Кайдзен", позволяющей рабочим совершенствовать собственное производство. В планах продажа непрофильных активов, дальнейшее сокращение производственных затрат, перезагрузка отношений с дилерами.

А еще работа не на склад, а под заказ, пересмотр взаимоотношений с поставщиками комплектующих, улучшение восприятия бренда Lada и как результат в будущем - планируемые 20% рынка новых автомобилей РФ.

Судя по публикациям в местной прессе, столь активная работа по перезагрузке "АВТОВАЗ" обходится предприятию недешево. Так, все виды вознаграждений членам правления "АВТОВАЗ" выросли с 77.582.000 росс. рублей в первом полугодии 2013 года до 159.900.000 росс. рублей за 2 квартала 2014 года. Насколько адекватны подобные выплаты, покажет время. Финансовые результаты ОАО "АВТОВАЗ" в первом полугодии 2014 года: убыток в 2 млрд 747 млн росс. рублей (на 979 млн меньше, чем за 6 месяцев 2013-го года) и рост выручки с 81 млрд 416 млн до 91 млрд 111 млн.

Но что до сухих цифр, пусть даже чьей-то заработной платы, рядовому потребителю? Его интересует другое: каким будет продуктовый портфель "АВТОВАЗ" в ближайшем будущем. Тут впору книгу печатать, настолько все очень непросто. Причем непросто в отношении бренда Lada. Альянс Renault-Nissan свой модельный ряд для Тольятти и Ижевска уже обозначил. "АВТОВАЗ" в ближайшем будущем будет выпускать Renault Logan, Sandero, Sandero Stepway и Nissan Almera. В Ижевске в дополнение к ним уже запустили Nissan Sentra. Все упомянутые машины были представлены на ММАС 2014. Особняком стоит Datsun, производимый и собираемый, к слову, на линии "Калины".

По сути, седан оn-DO и хэтчбек mi-Do не что иное, как доведенные до ума "Гранта" и "Калина" с материалами чуть получше, настройками чуть потоньше и весьма специфичной внешностью. Ах да, и ценами повыше. Но, как не для печати отметил один из вазовских менеджеров, без шлейфа, сопровождавшего автомобили с ладъей на решетке радиатора в последние десятилетия.

Но ведь и "Гранту" с "Калиной" все еще выпускают. Более того, невзирая на шлейф, "Калина" уже претерпела модернизацию, и среди ее модификаций теперь есть вполне привлекательная "Калина Кросс" в универсале, "Гранта" с кузовом типа лифтбэк, которая вот-вот получит новое лицо. Как они уживутся с Datsun не очень понятно, особенно с учетом того, что выпускаются машины на одной линии одними и теми же людьми. Кстати, в отличие от B0 эта линия работает не в три, а в две смены, производя 54 машины в час.

При этом в планах вазовцев еще как минимум один фейслифт "Гранты" и "Калины" в 2016-м году. А у Datsun в дополнение к on-DO и mi-Do должна появиться версия с увеличенным клиренсом типа "Калины Кросс". Видимо, слегка разведя автомобили ценами, на "АВТОВАЗ" надеются, что машины не будут конкурировать друг с другом.

Кто явный кандидат на вылет в вазовском портфеле, так это "Приора". Судя по представленной диаграмме, в 2016 году она уйдет в небытие. Ее место, вероятнее всего, займет серийная Lada Vesta, появление которой на Московском автосалоне 2014 было задекларировано уже в 2015 году.

Новинка будет базироваться на абсолютно новой вазовской платформе Lada B, выпускаться она будет в Ижевске. Появление серийной Vesta в продуктовом портфеле "АВТОВАЗ" обещает стать третьей серьезной перезагрузкой предприятия (первая - переход на переднеприводные модели, вторая - запуск линии B0), и кто знает, может, ДНК концепта Х-RAY, заложенные Стивом Маттином, в сочетании с деньгами Renault-Nissan и администрированием Бу Андерссона дадут ожидаемые результаты и позволят "АВТОВАЗ" не только вернуть былые позиции, но и подняться на новый уровень.

Еще одним носителем ДНК концепта Х-RAY обещает стать серийное воплощение Х-RAY Сoncept 2, также представленного в Москве. В отличие от Vesta в его основе платформа B0, и он, увы, уже не так изящен, как предшественник. Запуск в серию преемника Х-RAY Сoncept 2 как с моноприводном, так и в полноприводном исполнениях запланирован на конец 2015 - начало 2016 года. Покупателя эта новинка будет искать на том же поле, что и Sandero Stepway. Насколько успешно - покажет время.

Еще в планах у "АВТОВАЗ" появление моделей сегмента С - Lada C Cross и Lada C Sedan, - но уже в 2017 году.

Как же старушка "Нива", ныне Lada 4Х4 и Chevrolet-Niva? Будет ли им место в портфеле "АВТОВАЗ"?

За LADA 4X4 не волнуйтесь. С любимым ВАЗом президента РФ все будет в порядке. Вот версию Urban запустили. А еще в Москве на пресс-брифинге Бу Андерссон "доложил" прессе, что на заводе устранили-таки течь лобового стекла этого легендарного автомобиля. Чего уж там. Всего 37 лет прошло... Полистать бы шведу подшивку "За рулем", там еще масса интересных идей по Lada 4X4 накопилось.

По Chevrolet-Niva ответили с куда меньшим энтузиазмом. Мол, делаем для них кузова, а дальше они сами справляются. Тем временем CП "GM-Автоваз" продемонстровал в Москве весьма презентабельный концепт, серийного преемника которого обещают представить уже в конце 2015 года. Все это невольно наталкивает на мысль, что пути GM и АВТОВАЗа могут в недалеком будущем разойтись.

Что в итоге? "АВТОВАЗ" действительно вступил в фазу перезагрузки. Новые люди, новые идеи, новые автомобили. Наверно, таким и должен быть производитель, претендующий на роль лидера российского автопрома: клиентоориетированным, идущим в ногу со временем и умеющим считать деньги. Возможно, при таком развитии дел через лет пять-семь продукция "АВТОВАЗ" действительно станет привлекательной для покупателей не только благодаря запретительным таможенным пошлинам и дотационным программам со стороны государства, но и за счет самого продукта, который составит достойную конкуренцию хотя бы "иномаркам" российского производства. Опыт завода Renault в Москве яркое тому подтверждение.

Юрий ЛИХУТА
Минск-Тольятти-Минск

ABW.BY